Конвенция о правах ребенка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Преамбула Конвенции содержит указание на то, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
📄Статья 2
Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации.
📄Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
📄Статья 37
Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения.
Существующая по всему миру практика легальных и нелегальных абортов создаёт самую жестокую возрастную дискриминацию детей: внутриутробно ребёнок не обладает основным правом — правом на жизнь, без которого остальные права не могут быть реализованы.
Право на жизнь – это «первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие… лишаются смысла, ибо покойникам никакие права не нужны»
Николай Игнатьевич Матузов — советский и российский учёный-правовед, специалист в области теории государства и права, доктор юридических наук.
При подписании и ратификации Конвенции некоторые государства сделали заявление по поводу толкования ее положений в отношении вопроса о начале жизни.
🟧Например, Аргентина сделала оговорку о том, что ст.1 «толкуется ею в свете того, что термин «ребенок» означает человеческое существо с момента зачатия до достижения восемнадцатилетнего возраста».
🟧Так же право на жизнь с момента зачатия внесено в Конституцию Венгрии, что, однако, не препятствует совершению абортов по желанию женщины.
🟧В Конституции Ирландии закреплено, что «государство признаёт право на жизнь нерождённого ребёнка и, с учётом равного права на жизнь его матери, гарантирует его уважение в своих законах и, насколько это практически осуществимо, защищает и отстаивает это право в своих законах».
🟧Конституция Чили, защищает жизнь нерождённых детей, и Постановление
Конституционного суда Чили от 18.04.2008 подтвердило значение этой конституционной нормы и необходимость позиционирования ребёнка на пренатальной стадии развития как человека.
Многие государства, присоединившиеся к Конвенции, делали оговорки в пользу так называемых репродуктивных прав женщины, под которыми так или иначе подразумевалась возможность абортировать живого ребёнка по желанию женщины без особых дополнительных обстоятельств.
🟠Так, Франция оговорила, что ст. 6 Конвенции «не может толковаться как создающая любое препятствие по выполнению положений французского законодательства в отношении добровольности прерывания беременности».
🟠Великобритания ратифицировала Конвенцию с оговоркой о том, что она толкует Конвенцию как применимую только к человеческому существу с момента рождения.
🟠Большое количество стран, куда входит и Россия, не дали никаких заявлений или же оговорок, подчеркнув, что при толковании преамбулы, ст. ст. 1 и 6 Конвенции они будут придерживаться положений национального законодательства.
Национальное законодательство Конституция Российский Федерации пунктом 2 статьи 17 провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В некоторых случаях жизнь и телесная неприкосновенность эмбриона выступают в качестве объекта, охраняемого уголовным, гражданским и другими отраслями права. Простыми словами, нерожденный ребёнок имеет право наследования, возможность быть обезболенным во время аборта во 2 и 3 триместре, право на медицинскую помощь — в качестве со-пациента в процессе внутриутробных операций, право на опосредованную защиту от причинения вреда через особый статус своей матери.
🔸В настоящее время парадигма ребёнка до рождения формируется вокруг юридического статуса эмбриона. Это масштабная биоэтическая проблема, которая пульсирует на пересечении медицины, естественно научных и гуманитарных дисциплин. С точки зрения биологии новая человеческая жизнь начинается при оплодотворении — слиянии сперматозоида с яйцеклеткой и появлении одноклеточного человеческого существа — зиготы.
Такой подход является научным, объективным и при этом абсолютно независимым от каких-либо религиозных, этических, политических или экономических взглядов на человеческую жизнь или на статус эмбриона человека.
Тем не менее, любые попытки защитить жизнь до рождения парируются тезисом, что признание за эмбрионом права на жизнь неизбежно ведёт к конкуренции с правами женщин, а государства, ограничивающие аборты с целью сохранения жизни детей и здоровья женщин, перманентно подвергаются давлению и шантажу со стороны международных организаций.
▪️▪️▪️
Использованные источники и дополнительные материалы по теме:
📌 О правовом статусе неродившегося ребёнка
📌 Законодательное регулирование статуса эмбриона. Мировой опыт