Христианское образование и воспитание детей в контексте литургической катехизации

Размышляя о христианском воспитании детей, мы, в первую очередь, обращаемся к текстам Священного Писания Нового Завета. Но, на первый взгляд, мы не находим, чтобы в Евангелии были приведены отдельно слова бесед, нравственных назиданий, касающихся наставления в вере непосредственно детей. Конечно, мы не можем исключать возможности, что во время своей земной жизни Христос вел диалог и с детьми, а проповеди Христа, приведенные в Новом Завете, обращены ко всем, без ограничения по возрасту. Но педагог, заинтересованный в христианском образовании ребенка, ищет все же в Евангелии те зерна, которые бы отражали непосредственное отношение Господа к детям, Его взаимодействие с ними. И мы, безусловно, находим такие зерна.

Христос проявляет особое попечение о детях: мы читаем в Евангелии о том, что Христос «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мр.10:16). Он призывает приводить их к Нему (Лк. 18:16). Если исполнять слова Спасителя в условиях нынешней реальности, то становится очевидным, что привести детей ко Христу в полноте Его существования в земном мире означает лишь одно – приобщить чад Божиих к Евхаристии в той мере, в какой это возможно, ввести их в пространство литургической жизни Церкви.

Катехизация, понимаемая нами сегодня как наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах веры и приобщение к порядку христианской жизни, должна быть христоцентрична. Это возможно выполнить лишь в том случае, когда ребенок будет вовлечен в Евхаристию, где Христос самовластно присутствует и наставляет. Божественная литургия становится, в таком случае, фундаментальной базой христианского образования и воспитания, потому что дает детям возможность пережить живое общение, реальную встречу со Христом. Божественная литургия в этом смысле дает обширные возможности христианской педагогики, которая переходит уже в область Божественной педагогики. Как пишет протоиерей А. Шмеман «метод литургической катехизации поистине православный метод религиозного обучения» [4, 17].

Приобщение ребенка к христианскому образу жизни в отрыве от евхаристического контекста невозможно. Переданный детям в школе полезный и догматически верный учебный материал о христианстве, об истории и обрядах Православной Церкви, о Священном Писании и Предании, – все это окажется бесполезным в отрыве от жизненно необходимой Евхаристии. Ребенок нуждается быть вовлеченным в саму суть жизни, чтобы насытились все его органы чувств, все части его души. Он начинает ощущать себя частью целого, точнее он начинает быть этой частью, становится причастным христианской жизни как ее полноценный участник, понимающий важность своей роли в ней. Более того, существует положительная практика совершения литургии именно для детей, в максимально допустимой форме, учитывающей возрастные особенности юных участников (сокращение некоторых частей богослужения, посильное участие детей в нем, проповедь для детей и т.д.). Еще 11 января 2015 года впервые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошла общегородская Литургия для детей, организованная Отделом религиозного образования Московской городской епархии [3]. Практика таких литургий нашла последующее распространение в православных приходах Русской Православной Церкви. Важность и необходимость таких литургий обуславливаются следующими факторами: 1) воспитательное значение, выражающееся в приобретение живого духовного молитвенного, нравственного и эстетического опыта; 2) церковная социализация; 3) дидактический аспект литургии как рассказа о жизни и служении Господа Иисуса Христа в литургических символах священнодействий, проникновении в смысл молитвословий и песнопений, проповеди священника, обращенной непосредственно к детской целевой аудитории и т.д. [2, 26].

 Сегодня стоит говорить о первичности и главенстве литургии в процессе катехизации ребенка, о важности литургической катехизации. Все остальные формы, так же как и методы, используемые в процессе христианского образования и воспитания детей, должны базироваться на участии в литургии, подготовке к ней и лишь в ней имеют логическое завершение. Литургия становится центром всей катехизической работы с детьми. Вне ее любая катехизация становится ущербной и неполноценной. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», – свидетельствует Христос (Ин.10:10). Избыток христианской жизни мы имеем именно в Евхаристии. Поэтому слова Христа, обращенные ко взрослым, «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14), указывают на Евхаристическую Чашу. Допуская же детей ко Христу во всех отношениях, создав условия для их катехизации через участие в литургии, мы обеспечиваем формирование личности христианина.

Мосесов Алексей Геннадьевич, диакон магистрант МинДА

Литература:

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское Библейское общество, 2001. – 1376 с. 2.Мумриков, О.А., протоиерей. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви / протоиерей О.А. Мумриков. – Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Серия IV: Педагогика. Психология. – 2015.– Выпуск 2 (37). – С.24-29. 3.Церковь и общество // Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2005-2020. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3936299.html-– Дата доступа: 30.11.2020. 4.Шмеман, А., протопресвитер. Литургия и жизнь: Христианское образование через литургический опыт/ протопресвитер А. Шмеман. – М.: Издательство Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2018. – 176 с.

Источник: Сборник статей участников V международной научно-практической конференции «Социум Христианство»