Сохранение репродуктивного здоровья девушек: проект «Ассоль» в межшкольных центрах  допризывной подготовки г. Гомеля

Доклад Логуновой Людмилы Владимировны, председателя правления, психолога Гомельского БОО  «Центр поддержки семьи и материнства «Мамалето» на секции «Христианское отношение к вопросам здравоохранения, образования, социального служения»  VI Международной научно-практической конференции «Социум и христианство» ( 28-30 января 2022 года).

Неблагоприятными тенденциями, отражающими демографический потенциал белорусской молодежи, являются: снижающийся  возраст полового дебюта, увеличение количества половых партнеров до брака, сожительства, откладывание времени вступления в брак и рождения детей.  В 2020 году в Беларуси мужчины вступали в первый брак в 28,4 лет, а женщины в 26,2 лет [1]. По заявлениям представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь  возраст полового дебюта девушек составляет  15,5-16 лет [2]. Таким образом, в течение всего периода до вступления в брак (в среднем 10 лет) молодые женщины ухудшают свое детородное здоровье.

Большое количество интернет ресурсов ориентируют молодых людей на свободные сексуальные отношения, на использование гормональной и другой контрацепции, которая имеет побочные действия, особенно в подростковом возрасте [3]. Из-за психологической незрелости у парней и девушек возникает подмена понятий: секс – это и есть любовь,   секс – обязательный атрибут отношений. Ранние половые отношения часто приводят к беспорядочным половым связям, что мешает в будущем строить устойчивые семейные отношения, основанные на верности. Альтернативой такому просвещению являются программы  полового воспитания, ориентированные на воздержание. Такие программы   снижают риски ранних беременностей [4], а также формируют стратегию репродуктивного поведения, направленного на целомудрие, брачные отношения и верность.

В  подростковой среде наблюдаются реакции группирования – эмоциональное стремление подростков к сплочению, к коммуникации в группе сверстников [5].  Большинство импульсивных необдуманных действий, правонарушений совершается подростками вместе, то есть в составе группы [6]. Также группа часто формирует предпочтения подростка в музыке, в выборе интересов, одежды и других поведенческих трендов. Таким образом, группа значительно влияет на формирование установок в пубертате. В связи с этим, специалисты ГБОО «Центр поддержки семьи и материнства «Мамалето» разработали проект «Ассоль» – групповые занятия с девушками, направленные на формирование  осознанного, ответственного репродуктивного поведения и сохранение репродуктивного здоровья, профилактику абортов. В процессе обсуждения важных тем сама групповая динамика создает условия для формирования у девушек позитивных репродуктивных установок.

Занятия организуются согласно заключенным договорам на постоянной основе на базе двух государственных учреждений образования «Межшкольный центр  допризывной подготовки г. Гомеля»  с 2017 по 2021 год. Групповые занятия проекта «Ассоль» на базе этих центров  проводятся несколькими специалистами: психологом, врачом акушером-гинекологом и юристом.  В рамках проекта  девушки участвуют в трех занятиях, два из которых проходят в 10 классе и одно занятие в 11 классе с одним и тем же составом. Кроме того, учащиеся могут получить индивидуальную консультацию от специалистов центра по запросу. Таким образом, в занятиях проекта за 5 лет приняли участие около 4000 девушек.

Проект «Ассоль» помогает девушкам осознать ценность женской природы, сформировать бережное отношение к себе, понять ценность целомудрия  для создания крепкой семьи. Проект является одним из шагов укрепления семейных ценностей. Основными целями проекта «Ассоль» для девушек 16-18 лет являются:

 формирование знаний о физиологических особенностях женской репродуктивной системы и методах наблюдения за циклом, о сущности контрацепции и ее негативном влиянии на здоровье;

формирование ценностного отношения к своему репродуктивному здоровью и выбору стратегии  его сохранения;

формирование репродуктивного поведения, направленного на целомудрие до брака, верность в браке, деторождение.

Все занятия проходят с использованием интерактивных упражнений, что обеспечивает максимальную включенность участников и снимает сопротивление к усвоению новой информации. Кроме того, групповые формы работы позволяют девушкам активно участвовать в совместной деятельности, проявлять себя, общаться со сверстницами, задавать вопросы специалистам. Согласно итоговым анкетам,  участницы проекта отмечают большой интерес к содержанию занятий, удовлетворенность групповыми методами работы, а также возможность  говорить о женском здоровье с позиций целомудрия. Перспективным направлением работы в рамках проекта «Ассоль» являются онлайн-занятий с девушками, разработкой которых занимаются волонтеры центра. К данному формату смогут присоединиться учащиеся различных регионов, что даст наибольший охват  участников.

Список литературы

  1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya statistika/publications/izdania/public_compilation/index_41019/. – Дата доступа : 29.11.2021.
  2. Детский гинеколог: Сексуальный дебют среди жителей больших городов в среднем приходится на 15,5–16 лет [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://minsknews.by/detskiy-ginekolog-seksualnyiy-debyut-sredi-zhiteley-bolshih-gorodov-v-srednem-prihoditsya-na-15-5-16-let/.  – Дата доступа : 20.11.2021.
  3. Побочные эффекты противозачаточных средств [Электронный ресурс]  // Режим доступа : https://naturalwomanhood.org/topic/birth-control-side-effects/. – Дата доступа : 29.11.2021.
  4. Кабесон, К. Профилактика подростковой беременности: рандомизированное контролируемое вмешательство, ориентированное на воздержание, в чилийской государственной средней школе / К. Кабесов, П. Вигил, И. Рохас и др. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/8069158_Adolescent_pregnancy_prevention_An_abstinence-centered_randomized_controlled_intervention_in_a_Chilean_public_high_school. –  Дата доступа : 29.11.2021.
  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. – М.: Речь, 2007. – 256 с. 
  6. Стейнберг, Л. Переходный возраст. Не упустите момент / Л. Стейнберг. – Москва: МИФ, 2017.