Что такое скрипты и почему они нужны гинекологу?
19 июня – день медицинского работника. Поздравляем наших коллег!
Гинеколог – важнейшая фигура, специалист, от которого во многом зависит формирование и поддержание у женщины готовности принять беременность. Женский доктор часто становится первым человеком, с которым женщина разделяет новость о своем «положении». Важность того, как гинеколог говорит с пациенткой при этой первой встрече, трудно переоценить. Большое значение имеют слова, фразы, которые он использует в беседе на приеме в условиях минимума времени. Об этом мы поговорим с психологом, опытным специалистом по предабортному консультированию Людмилой Владимировной Логуновой, председателем правления Гомельского благотворительного общественного объединения «Центр поддержки семьи и материнства «Мамалето».
– Людмила, центр «Мамалето» обьединяет волонтеров, которые в Гомеле первыми оказали помощь женским консультациям медучреждений в осуществлении предабортного консультирования. Когда и как началась эта работа?
– Наш центр «Мамалето» официально как общественное объединение действует с декабря 2016 года. Но как инициативная волонтёрская группа уже с осени 2014 года, по договоренности с главным акушер-гинекологом Гомельской области, мы осуществляли предабортное консультирование в женских консультациях. 10 наших консультантов на безвозмездной основе работали на весь город полноценных 3 года. В пяти поликлиниках были организованы консультационные пункты для всех женских консультаций Гомеля. Когда в 2018 году появились штатные психологи в поликлиниках, стало полегче. Но ставки психологов были введены не в одночасье, поэтому в трёх консультациях города мы продолжали «волонтёрить». Есть у нас опыт такой работы не только в госучреждении, но и в коммерческом медицинском центре. На сегодняшний день мы оказываем волонтёрскую консультационную помощь лишь в одном медучреждении.
– Это же огромный труд для небольшой группы добровольцев, которые имеют свои семьи и основную работу! Сколько всего консультаций вы провели и сколько малышей появилось благодаря вашей помощи?
– За эти годы мы провели более 3000 консультаций. В результате это работы более 270 малышей появилось на свет. Возможно, их больше, не всегда мы получали обратную связь от врачей или от самих женщин. Надо сказать, что наша помощь заключалась не только в консультировании. Мы старались комплексно подходить к решению проблем, нуждающимся оказывали юридическую помощь, собирали детские вещи, оказывали медиаторские услуги, психологическую поддержку в переживании потери, урегулировании семейных кризисов и др. Большое место в нашей деятельности уделялось и уделяется просветительской работе с подростками и молодежью по профилактике абортов и укреплению семейных ценностей. Это занимает много времени, требует подготовки. Но наши волонтеры понимают, насколько это важно. Они замечательные! Людей с такой мотивацией помогать людям ещё поискать нужно! Пользуясь случаем, благодарю всех наших волонтеров!
– В профилактике абортов большее значение имеет то, как сотрудничают психологи и врачи. Людмила, у вас большой собственный опыт консультационной работы, и как у руководителя центра есть свое видение сотрудничества в диаде «психологи – врачи». Интересен ваш опыт как лектора и тренера, ведь вы провели много занятий с психологами, акушерами, гинекологами. Недавно на X Международном фестивале «Счастье в Детях» в Бобруйске вы даже вели дискуссию с акушер-гинекологами. Расскажите об этом.
– Да, в программе фестиваля «Счастье в детях» всегда много хороших мероприятий для различных специалистов. В Бобруйском родильном доме состоялась дискуссионная сессия «Профилактика абортов и ее место в социально-демографической политике Беларуси» . В дискуссии приняли участие врачи акушер-гинекологи из разных регионов, а также психологи учреждений здравоохранения.
Вначале мы обсудили несколько острых вопросов, касающихся социально-демографической ситуации.
– Какие именно? Почему, с Вашей точки зрения, акушеру-гнекологу надо владеть этой информацией?
– Врачам необходимо объективно оценивать демографическую ситуацию в стране в целом. Знать, какова численность населения, сколько у нас женщин детородного возраста, сколько детей рождается ежегодно, каковы коэффициенты рождаемости и смертности, каков суммарный показатель рождаемости и средний возраст матери при рождении первого ребенка. Важно знать, что все эти показатели без исключения постоянно ухудшаются! Важно знать тенденции, куда движется население нашей страны, почему 60% семей воспитывают только одного ребенка. Это позволит им понимать, какие социальные процессы влияют на женщину и на ее репродуктивный выбор. В соответствии с демографическими показателями в Республике Беларусь отмечается заметное старение населения. Люди старше 50 лет составляют 37% от общей численности, при этом молодежи в возрасте от 0 до 19 лет у нас только 23%. Когда я озвучила эти цифры, они вызвали большой резонанс в аудитории. Кроме того, мы обсуждали влияние на демографическую ситуацию разводов, смотрели, как зависит число рожденных в семье детей от возраста вступления в брак. Как мы знаем, практически с каждым годом возраст вступления в брак увеличивается. И чем позже молодые люди вступают в брак, тем позже рожают первого ребенка. Большее количество разводов приходится на возраст 30-34 года, в котором рождение второго ребенка было бы ожидаемым. При вступлении во второй брак рождение совместных детей может откладываться в связи с тем, что у одних супругов уже есть дети от первого брака. Таким образом, количество рожденных детей ежегодно снижается на 8-10 тысяч.
Знаете, недавно мне попалась информация о том, что за время блокады в Ленинграде родилось 90 тыс. детей. Это с учетом того, что тогда все-таки была зафиксирована военная аменорея у многих женщин. А в Беларуси за 2020 год появилось на свет всего 82 124 ребенка (данных за 2021 год до сих пор нет). Я считаю, что понимание демографической ситуации в целом влияет на выбор подходов и методов работы.
– Здесь работает принцип «думай глобально, действуй локально»?
– Вот именно! Гинеколог и акушерка могут поддержать позитивный настрой женщин на деторождение в своей ежедневной работе. И большое значение имеет, как именно они говорят с пациентками. Какие позитивные или негативные скрипты они используют. Далее в дискуссии мы обсуждали эти самые скрипты для врачей, как их сделать пролайф-ориентированными.
– Что такое скрипты? И в чем важность пролайф-скриптов, иными словами скриптов «за жизнь»?
– Скрипты – это такие эффективные, поддерживающие высказывания, основанные на профессиональных фактах, информации. Они, как правило, создаются на основе реальных воодушевляющих высказываний врачей, которые впечатлили женщин. Если по-научному, скрипт – это зафиксированный в письменном виде заранее разработанный сценарий общения с пациентом. Он, конечно, не должен звучать как роботизированный монолог. Надо творчески его преломлять в каждой конкретной ситуации. В любом случае специалист, поработавший над своими скриптами, не будет застигнут врасплох неожиданным возражением «Рожайте сами», «А вы пробовали растить ребенка с таким диагнозом?» или «С меня хватит и одного ребенка». К сожалению, иногда мы, психологи, работая с женщинами в индивидуально-психологическом консультировании, слышим от них негативные отзывы о том, как с ними разговаривали врачи на приеме. Обидно такое слышать, ведь наша гинекологическая служба много трудится.
– Людмила Владимировна, приведите, пожалуйста, примеры самых простых скриптов.
– Для каждой ситуации надо выработать примеры выражений, которые будут настраивать женщину на рождение ребенка. Например:
• Поздравляю, Елена Васильевна, у вас ребенок! Я буду рада вас видеть на каждом приеме!
• Ольга Ивановна, когда мы с Вами будем становиться на учет?
• Поздравьте мужа, он стал папой!
• У Вашего сына скоро появится братик или сестричка!
• Ваша беременность пройдет под моим внимательным врачебным контролем.
– Вы считаете, мнение гинеколога важно для женщин?
– Конечно! Мнение врача для пациентки является значимым и адекватным, даже по вопросам, не касающимся медицинской части и лечения. От того, как доктор выстраивает коммуникацию с пациенткой, может зависеть и исход беременности в том числе. Для установления наиболее эффективной коммуникации, направленной на сохранение каждой беременности, необходимо обдумывать возможные варианты фраз, которые смогут передать отношение врача к беременности конкретной женщины, с ее конкретной репродуктивной историей и социальной ситуацией, настроят на позитивное взаимодействие. Скрипты облегчают работу специалиста. Наша дискуссия как раз была направлена на составление скриптов в разных ситуациях общения врача и беременной женщины. Обсуждались различные случаи, в которых могли бы использовать скрипты.
– Какие именно ситуации вы предлагали обсудить участникам дискуссии?
– Таких ситуаций было несколько.
1. Врач диагностирует на УЗИ беременность женщины 38-40 лет, которая испытывает сомнения, связанные с возрастом.
2. Женщина узнает о своей беременности, в ее анамнезе два кесаревых сечения. Она испытывает страх: «Как матка выдержит беременность?».
3. Молодая незамужняя женщина, студентка узнает о своей беременности, в приоритете другие жизненные планы.
– Интересно, какие же варианты скриптов предложили врачи?
– Разные! От не очень удачных («Вы же молодая женщина,так хорошо выглядите!». «Поздравляю с беременностью!». «Наша медицина шагнула далеко вперёд, можно родить и с рубцами») до более корректных:
«Анна Николаевна, у Вас замечательный возраст для осознанного и спокойного материнства!».
«Наша белорусская практика родовспоможения позволяет успешно рожать и с рубцами на матке. Вот факты…».
«Вам повезло, успеете и выучиться и ребенка родить!».
Конечно, навык быстро формулировать эффективные высказывания приходит не сразу. Особенно, когда случай сложный. Но надо учиться этому. Есть ряд требований к построению скриптов. Важны детали, нюансы.
– Поделитесь, пожалуйста, на какие нюансы следует обратить внимание.
– На самом деле это простые вещи. Надо обращаться к женщине по имени и отчеству (или по имени в некоторых случаях, если доктор чувствует доверительность общения). Очень важна интонация. Она должна быть доброжелательной, искренней. Нужен контакт глаз – естественный, с заинтересованностью в истории пациентки. Хотя мы знаем, как тяжело это делать, когда на прием доктору выделено всего 12-15 минут, и при этом надо сделать осмотр, заполнить и карту и внести данные в компьютер.
Следующее правило: избегать в своих высказываниях категоричных слов «никогда», «всегда», стараться обходиться без слов с частицей и приставкой «не». Частицы «же» тоже лучше избегать («вам надо же быть ответственнее!»). Она оценочная, указывает на «неправильность» суждений/поступков человека. Такие послания как бы говорят женщине об осуждении ее мыслей и поступков, что не позволяет ей настроиться на позитивный исход в принятии решения.
Надо субъективизировать образ ребенка в разговоре, ведь он уже существует и сама женщина уже мама.
Например: «Наталья Ивановна, я смотрю на Вас, смотрю Вашу историю в карточке и вижу молодую женщину, одаренную плодностью и имеющую жизненный опыт. Техника показывает нам с Вами чудо жизни!! Поздравляю, у Вас уже есть ребенок! Давайте вместе разберём Ваши сомнения ещё раз».
«Инна Петровна, Исходя из того, что Вы мне сейчас рассказали, могу предложить следующие наши с Вами действия по поддержке Вашего здоровья и здоровья малыша…».
«Ольга Васильевна, поскольку я вижу сейчас Ваши переживания (растерянность, смятение, страх), предлагаю обсудить эту тему чуть позже. Приходите с отцом ребенка (другим членом семьи). Вам было бы удобно во вторник?».
– Есть ли алгоритмы построения скриптов?
– Есть, но важно что бы они не были формальными шагами при обращении к конкретному человеку. Основных компонентов создания скрипта несколько:
- Установление контакта с пациентом (при соблюдении эффективного вербального и невербального аспекта). Называть женщину по имени и отчеству, как мы говорили выше.
2. Выяснение потребностей/запроса пациента через активное слушание, перефразирование, вопросы на понимание, уточнение.
3. Изложение необходимой информации (действия, помощи), исходя из истории пациента.
4.Изложение альтернативного варианта, его преимущества, выгоды для здоровья физического и психического матери и ребенка. Изложение аргументов в пользу сохранения беременности.
5. Работа с возражениями/вопросами пациента. На мой взгляд, это самое сложное. Надо это делать доброжелательно, твердо и аргументированно.
6. Завершение контакта, подведение итогов. Предложение помощи других специалистов (врачей, психолога, юриста).
При составлении скрипта надо продумать возможные варианты реакций пациентки на каждый из элементов беседы и прописать пример скрипта. Именно прописать, это позволяет быстрее освоить навык их построения. Это такая расширенная в идеале схема целой беседы, но на практике получится только несколько предложений.
– Людмила, что получилось в итоге вашего обсуждения? Какая была обратная связь от участников дискуссии?
– Во-первых, все врачи и психологи в аудитории проявили интерес к этой интерактивной работе, завязалось активное обсуждение. Не секрет, что часто различная производственная учеба проходит в форме заунывных лекций и указаний, а здесь были задействованы активные методы работы. Во-вторых, сложилась дружественная рабочая атмосфера. Коллеги смело делились мнением, высказывали свои версии, была, конечно, и конструктивная критика. В-третьих, все смогли потренировать свои навыки в профессиональной коммуникации (даже если не высказывались вслух) и осознать важность работы над своими пролайф-скриптами.
По окончанию встречи участники дискуссии говорили о ценности совместного обсуждения и полученной информации, о намерении внедрять ее в свою деятельность. Я искренне надеюсь на это. Я также искренне надеюсь на то, что гинекологи и психологи будут теснее взаимодействовать с женщинами в своей ежедневной практике в женской консультации и воодушевлять их на материнство. Ведь в этом и состоит суть их вклада в профилактику абортов.
Подготовила Лариса Мартынова