Беременность несовершеннолетних: некоторые аспекты законодательного регулирования
Доклад помощника директора Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Карабельниковой Анны Сергеевны на секции «Христианское отношение к вопросам здравоохранения, образования, социального служения» VI Международной научно-практической конференции «Социум и христианство» ( 28-30 января 2022 года).
В Республике Беларусь отсутствует комплексное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с беременностью несовершеннолетних. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на практике вопросы, ответы на которые можно найти в уголовном и гражданском законодательстве, законодательстве о браке и семье, о здравоохранении.
1. Глава 20 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) охраняет половую неприкосновенность несовершеннолетних [1]. Статья 168 УК устанавливает уголовную ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста. Субъектом названного преступления является лицо, достигшее 18-летнего возраста.
До вступления в силу Закона Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» [2] при наступлении беременности несовершеннолетней в возрасте до 16 лет совершеннолетнего отца ребенка привлекали к уголовной ответственности. Названным Законом статья 168 УК была дополнена примечанием, позволяющим освобождать от уголовной ответственности, если будет установлено, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 1 статьи 168 УК, и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). На наш взгляд, возможность освобождения от уголовной ответственности является разумным законодательным решением, когда у потерпевшей и обвиняемого действительно близкие отношения и искреннее намерение создать семью. Однако оно может иметь и негативные последствия в виде регистрации брака исключительно с целью освобождения от ответственности.
Дополнение УК названным примечанием устранило несоответствие между УК, устанавливающим минимальный возраст начала половой жизни – достижение 16-летнего возраста, и частью 2 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, которая позволяет лицам, достигшим 15-летнего возраста, вступать в брак в исключительных случаях, обусловленных беременностью и рождением ребенка [3].
2. В ситуации рождения ребенка несовершеннолетней матерью возникают вопросы, связанные с установлением опеки над новорожденным. Статья 26 Гражданского кодекса Республики Беларусь [4] позволяет объявить несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, полностью дееспособным. Для этого несовершеннолетнему необходимо работать по трудовому договору или заниматься с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью. Решение об эмансипации принимается органами опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо судом при отсутствии такого согласия. Согласно пункту 5 Положения о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2006 г. № 326, в каждом конкретном случае изучаются и оцениваются характер трудовой либо предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, ее перспективы, размер получаемой заработной платы либо доходов, его поведение в быту и другие обстоятельства, характеризующие способность несовершеннолетнего своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их [5].
В случае беременности несовершеннолетней, достигшей 16-летнего возраста, особенно при нежелании ее законных представителей оформить опеку над новорожденным, одним из способов оставления ребенка с его несовершеннолетней матерью может стать ее эмансипация. Однако выполнение условий, установленных законодательством, является весьма затруднительным для беременной и недавно родившей женщины. Полагаем, что с учетом пособий по уходу за ребенком, в связи с рождением ребенка, алиментов от отца ребенка, а также иных предусмотренных законодательством выплат, целесообразно закрепить в законодательстве возможность эмансипации несовершеннолетних беременных и рожениц независимо от их трудоустройства и занятия предпринимательской деятельностью.
3. Бывают случаи, когда искусственное прерывание беременности по мнению законных представителей несовершеннолетней является лучшим вариантом для нее. Один из них дает письменное согласие на аборт в порядке, установленном частью 3 статьи 27 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» [6], и они оказывают давление на несовершеннолетнюю дочь, вынуждая ее принять решение сделать аборт. Действительно, согласно части 5 статьи 44 и части 2 статьи 18 названного Закона, обязательным условием проведения сложного медицинского вмешательства является наличие предварительного письменного согласия одного из законных представителей несовершеннолетнего, однако в отношении искусственного прерывания беременности несовершеннолетней, согласно части 3 статьи 27 Закона «О здравоохранении», необходимо также согласие беременной женщины. Согласие несовершеннолетней на искусственное прерывание беременности требуется и при наличии медицинских показаний к аборту (часть 4 статьи 27). Полагаем, что оказание давления на несовершеннолетнюю, которая желает сохранить беременность, является недопустимым, так же как и введение ее в заблуждение относительно отсутствия необходимости ее согласия на аборт при согласии одного из законных представителей. В случае проведения искусственного прерывания беременности несовершеннолетней при ее категорическом отказе от аборта, помимо ее воли можно ставить вопрос об уголовной ответственности по пункту 1-1 части 2 статьи 147 УК за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего прерывание беременности в отношении заведомо для виновного беременной женщины.
Таким образом, для правового обеспечения охраны материнства несовершеннолетних необходимо совершенствовать законодательство об эмансипации несовершеннолетних, об установлении опеки над новорожденными (в целях оставления ребенка с матерью, которая желает о нем заботиться), о социальных гарантиях несовершеннолетним матерям.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2021 г., № 112-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 278-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации) [Электронный ресурс] : утв. пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 7 марта 2006 г., № 326 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.