Белорусская декларация защиты жизни человека

лого (1)

В Минске 13 марта прошла конференция «Роль традиционных вероисповеданий в решении проблем сохранения жизни и демографической безопасности Беларуси». Организаторами конференции выступили Белорусская Православная Церковь Московского Патриархата и Минско-Могилевская Римо-Католическая Архиепархия.

В конференции приняли участие:

  1. Преосвященнейший Юрий Кособуцкий, вспомогательный епископ Минско-Могилевской Римо-Католической Архиепархии
  2. Сергий Гордун, протоиерей, клирик Минского кафедрального собора, кандидат богословия, доцент Минских духовных школ и Института теологии БГУ
  3. Андрей Стецкевич, епископский викарий Минско-Могилевской архиепархи, доктор теологии
  4. Мейерсон Владимир Евгеньевич, епископ Самостоятельной евангелическо-лютеранской церкви
  5. Татарников Владимир Владимирович, пастор Евангелическо-лютеранских общин
  6. Шабанович Абу-Бекир Юхьянович, муфтий Мусульманского религиозного объединения
  7. Шнеор Дайч, раввин Объединения иудейских религиозных общин в Республике Беларусь
  8. Тарасевич Татьяна Степановна, руководитель общественной инициативы Движение Пролайф Беларусь
  9. Волохович Владислав Анатольевич, директор Благотворительного фонда защиты жизни и семьи «Открытые сердца»
  10. Мозгунова Светлана Фоминична, заведующая отделением повышения квалификации, преподаватель акушерства и гинекологии Борисовского государственного медицинского колледжа (г.Борисов)
  11. Перепелица Елена Васильевна, старший научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований, кандидат юридических наук
  12. Сергий Лепин, протоиерей, кандидат богословия, доцент Минской духовной академии, пресс-секретарь Минской епархии.

В ходе встречи участники обсудили вопросы:

  • анализ Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»
  • международный опыт защиты жизни
  • сравнительно-правовой анализ международной практики вспомогательных репродуктивных технологий
  • христианская жизнь и современная культура
  • формирование про-семейной информационной и образовательной среды
  • развитие социального партнерства государства, Церкви и общественных организаций
  • сотрудничество традиционных вероисповеданий на благо народа
  • влияние религии, этики и права на развитие общества.

По результатам работы конференции была принята итоговая Декларация, выработан план сотрудничества для решения социальных и демографических проблем.

Белорусская декларация защиты жизни человека

Беларусь – наш общий дом, в котором каждый человек, независимо от его возраста, пола, религии, социального происхождения и прочих отличий, имеет, с одной стороны, право на жизнь и покровительство законов, а с другой – обязанности по сохранению мира, безопасности, добрососедства и справедливости.

Будучи светским государством, законодательство Республики Беларусь уважительно относится ко мнению граждан, руководствуясь принципом равных возможностей и запретом на какую-либо дискриминацию по религиозному признаку. Это положение укрепляет надежду верующих людей на то, что их ценности могут и должны быть учтены в формировании правовых основ нашего общества.

Традиционные конфессии Беларуси оставляют за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам, поскольку состоят из граждан страны, у которых есть свой взгляд на происходящее, свое мироощущение, потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения, в том числе, с представителями власти – есть свои права и свободы. Необходимость актуализации этих прав особенно важна в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда исчезает такое понятие, как грех, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят разрушительные установки и законы, становящиеся причинами депопуляции и нестабильности.

Основываясь на вышеуказанных положениях, мы, представители традиционных вероисповеданий, собрались вместе, чтобы выразить общую позицию по вопросам, связанным с проблемами сохранения жизни и демографической безопасности в нашем государстве. Несмотря на исключительное многообразие и отличие наших традиций, обычаев и убеждений, мы должны выразить свою общую глубокую убежденность в том, что приверженность традиционным ценностям является необходимым условием для выживания народа, для сохранения его цивилизационного будущего. Такие традиционные ценности, как вера, жизнь, семья, любовь, долг, ответственность, самопожертвование, солидарность, установлены не людьми — это нормы, вложенные Богом в нашу природу и в своей значимости не зависящие от конкретных условий общественного бытия.

Отмечая большие достижение нашего общества в деле защиты материнства и детства, старости и инвалидности, мы сочли крайне важным обратить внимание общественности на проблему абортов.

Представители медицины согласны с тем, что аборт – это процедура, наносящая вред здоровью женщины. Называя аборт «вынужденным злом» и по-разному мотивируя возможность аборта, сотрудники медицинских учреждений считают важным снижение численности абортов и регулярно отчитываются об уменьшении их числа. Однако в действительности речь идет о том, что значительная часть абортов, будучи названной иными медицинскими терминами и описаниями, оказывается просто неучтенной. Основываясь на опыте душепопечения и общения с людьми, мы со всей ответственностью можем заявить, что проблема абортов в нашем обществе, вопреки статистике, не становится меньше, но, напротив, только возрастает, что обусловливается, не в последнюю очередь, законодательной ситуацией в нашей стране.

Закон, разрешающий умышленное и насильственное прерывание жизни ребенка в утробе матери, определяет нынешнее положение дел и одним своим существованием свидетельствует о дегуманизации и нравственной деградации некоторых общественных норм.

Каждая человеческая жизнь – это неразрывное целое, начинающееся в момент зачатия и проходящее различные этапы до смерти. В науке этим этапам даются различные наименования, такие как «зигота», «бластоциста», «эмбрион», «плод», «младенец», «ребенок», «подросток» и «взрослый». Это не меняет научного консенсуса, согласно которому в любой момент своего развития каждый индивидуум является живым представителем человеческого рода. Именно поэтому от момента зачатия он имеет право на жизнь и на защиту жизни и достоинства со стороны общества и государства. Мы не можем согласиться с лишением права на жизнь тех, кто нездоров или же тех, кто «мешает» чьим-то жизненным планам. С момента зачатия всякое посягательство на жизнь человеческой личности преступно.

Закон, разрешающий грех детоубийства, бросает вызов Божественным законам человеческого бытия и несет угрозу человеческой цивилизации. Искусственное прерывание беременности противоречит принципам защиты материнства и детства, подрывает основы социальной стабильности белорусского общества и несет в себе пагубное воздействие на традиционные семейно-брачные отношения, являющиеся залогом дальнейшего развития нашей страны.

Легализация абортов противоречит целям и задачам Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Декларации прав ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, согласно которым каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и правовую защиту, как до, так и после рождения.

Искусственное прерывание беременности (аборт) является насильственным прерыванием жизни ребенка в период от ее возникновения при зачатии (оплодотворении) до рождения. Аборт несет в себе серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Мы признаем наличие принципиальной разницы между абортом и необходимыми медицинскими процедурами, которые проводятся, чтобы спасти жизнь матери, даже если такое вмешательство приводит к потере жизни ее ребенка. Запрещение абортов не влияет на оказание оптимальной помощи беременным женщинам.

Порочная практика абортов определяет зарождение и развитие проблемы бесплодия, попытки решить которую культивируют в нашем обществе все новые и новые формы попрания морали. Самым ярким примером является «суррогатное материнство», являющееся не только попранием традиционных семейных ценностей, но торговлей детьми и женским телом.

Дети – наше будущее. Мы напоминаем, что деторождение, как и семья, являются естественным образом существования человеческого рода. Никогда ранее эти естественные процессы еще так не нуждались в нашей защите, как сейчас. Мы свидетельствуем, что принятие абортов в качестве правовой нормы категорически несовместимо с веро- и нравоучением наших религий. Все, кто считает себя последователем одной из традиционных конфессий, должен считать недопустимым существование и поощрение такого зла, как аборт.

Мы обращаемся со словами поддержки ко всем, кто разделяет наши семейно ориентированные ценности и, несмотря на видимое засилье идеологии потребительства, осознает значимость чадородия и идеалов сохранения жизни.

Мы выражаем искреннюю благодарность за бескорыстное служение всем здоровым силам общества, организациям и защитникам жизни, которые прилагают все усилия, чтобы ребенок ввиду его физической и умственной незрелости был обеспечен специальной охраной и заботой, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Мы благословляем подвиг материнства и отцовства и выражаем благодарность врачам, педагогам, психологам, юристам, прочим специалистам — всем тем, благодаря кому становится возможным появление на свет, сохранение жизни, воспитание, образование и врачевание наших детей.

Мы обращаемся к работникам культуры и творческой интеллигенции с призывом активно способствовать утверждению семейных ценностей и уважению к жизни среди юношества и молодежи.

Мы призываем чиновников и политиков на международном, национальном и на всех уровнях государственного управления пересмотреть соответствующие законы и начать осуществлять действенные меры по сохранению жизни человека на всех ее этапах, как до, так и после рождения.

Надеемся, что наши совместные усилия, направленные на защиту и сохранение жизни, послужат укреплению нашего общества, его процветанию и развитию.