А кто это там, на иконе?

8 января Православная Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы.

Праздник этот называется «Собором» не потому, что посвящен нескольким святым, а потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери. 

В храмах в этот день совершались молебны перед иконой Богоматери «Помощница в родах», а ещё чествовали повитух. И неслучайно. Существует предание, что на второй день после родов Иосиф позвал к Марии повитух Саломею и Гелому — ладить, ухаживать, мыть ребёнка. Говорится также, что Гелома была дочерью Иосифа от первого брака. И она попросила: «Позволь мне прикоснуться». И когда Мария позволила, женщина громко воскликнула: «Господи, Господи, умилосердись надо мной, я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного; грудь Ее полна молока, и у Ней Дитя мужского пола, хотя Она девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остается!»

А кто это там, на иконе?
Саломея проверяет воду для купания

Существовало представление, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливаются духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место в ряду родственников ребенка во многих обрядах: во время крестин, свадьбы, и проводов в армию (у мальчиков).

В этот день повитуха угощала всех бабиной кашей, а её одаривали мылом, полотенцами и разными вкусностями. Это был бабий — женский день, и мужчины в этих посиделках не участвовали. Женщины говорили о родах, о семейной жизни, наставляли молодых.

Казачки будущих рожениц трижды умывали снегом. Расстилали медвежью шкуру, вставали на колени и молились на Рождественскую звезду, прося у Богоматери заступничества в грядущем важном для семьи и рода событии.

Но это у казаков. А у нас… У нас считалось, что бабка-повитуха просит у Бога для ребёнка триединую судьбу: «грашавую, збажавую, вянчальную». И, кстати, мужчин на бабин день звали. Главный мужчина — кум — разбивал горшок с ритуальной кашей, после чего каждый участник застолья выкупал свой кусочек с угощением. А потом хоть несколько крупинок каши взрослые относили детям и даже подмешивали в корм домашним животным. Cчиталось, что это способствует благополучию семьи и хозяйства.

Бабку-повитуху родители и крёстные одаривали подарками. А в финале торжества мужчины усаживали бабку на борону, укрытую вывернутым кожухом, и катили по деревне.

В общем, весёлый это был праздник, символический и полный благодарности.