Юрий Краснов: Введение учебных предметов на темы духовности – тупиковый метод решения проблем воспитания, он не сработает
Деятельная защита жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы – ключ к построению воспитания молодежи и новой парадигмы обучения в ХХI веке
Active protection of life, morality and family values on the principles of volunteerism, design, teamwork — the key to building the education of youth and a new learning paradigm in the 21st century
Аннотация:
В статье анализируются философско-методологические и духовно-нравственные причины мирового кризиса образования. Предлагается стратегия построения воспитательной работы с молодежью на духовной платформе Православия, а также проектных методах, добровольчестве, командной работе.
The article analyzes the philosophical-methodological and spiritual-moral causes of the world crisis of education. The proposed strategy for building educational work with young people on the spiritual platform of Orthodoxy, as well as design methods, volunteerism, teamwork.
Ключевые слова:
мировой кризис образования, педагогическая парадигма, воспитание, метод проектов, работа в команде, добровольчество
World education crisis, educational paradigm, upbringing, project method, team work, volunteering
Мысли, изложенные в статье, будут сформулированы в форме 10 тезисов, каждый из которых будет кратко раскрыт и обоснован. Статья не претендует на глубокое изложение вопроса и детальную аргументацию и доказательства. Главная наша задача – четко выразить позицию и изложить ее для читателя в форме вышеупомянутых утверждений.
- Мировой кризис образования – есть, он глубок и плохо понимаем. Реформ много, они почему-то или не удаются, или не приводят к улучшению. В образовании все меняется и все в сущности остается неизменным. Это признак парадигмального кризиса
Идея кризиса образования обсуждается вот уже 40 лет. В 1967 г. директор Международного института планирования образования Ф.Г. Кумбс сделал на конференции ЮНЕСКО доклад под названием «Всемирный кризис образования». По заказу отделения образования, науки и культуры ООН в 1970 г. появилась его монография «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [1]. Сущность описываемого Кумбсом кризиса сводилась к тому, что «система образования не смогла адекватно отреагировать на резкое ускорение научно-технического прогресса с середины ХХ века, которое стало результатом научно-технической революции. Прогрессирующее отставание содержания образования от современного горизонта развития науки и технологии, а также его несоответствие изменившимся условиям жизни общества стали постепенно приводить к девальвации ценности высшего образования» [2].
Пахомов Н. Н. в широко известной своей статье «Кризис образования в контексте глобальных проблем» [2] говорит о том, что «столь же внезапно и столь же неотвратимо разразился кризис образования, проявляющий себя как одна из глобальных проблем современности» [2, 6-7]. Автор считает, что «кризис образования уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта» [2, 7]. Его составляющие:
- Кризис социализации;
- Разрыв между образованием и культурой;
- Год от года увеличивающееся отставание образования от науки.
Не имеет смысла пересказывать содержание ключевой статьи своей эпохи, не потерявшей актуальности и сегодня. Лучше дадим слово самому автору. «Сложившаяся в Европе школа учит знаниям, но не ценностям и нормам, а в лучшем случае – лишь приличиям. Духовность, искусство, самосовершенствование и мораль проникают в сферу образования в виде уродливых суррогатов учебных предметов: рисования, пения, физической культуры и т. д. <…> В создавшихся условиях, отличающихся небывалым еще измельчанием человеческого материала, движущей силой общественных процессов становится широкомасштабное манипулирование людьми. И, пожалуй, одна из немногих функций, с которой все еще справляется современная система образования, состоит именно в том, чтобы подготовить не субъектов‚ а объектов такого манипулирования, расчеловечить и обезличить молодое поколение. Вот здесь, в этом занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальных кризисов современности (выделено нами – Ю.К.). А предзаданность, предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования, представляющим собой лишь свое иное кризиса человека. <…>
Как и во времена позднего Рима, современную цивилизацию определяет явное преобладание людей, которые, во-первых, не ведают никаких запретов, не знают ответственности перед прошлым и будущим, перед ближними и дальними и которые, во-вторых, необычайно деятельны и могущественны, невероятно настойчивы и упорны как в создании, так и в разрушении вечных богатств, в стремлении ко всем формам обладания и власти. <…>
Этот массовый человеческий тип является образцовым питомцем классической школы. Эта школа, с одной стороны, перегружает его память прагматическими знаниями, учит его суровой дисциплине труда и накопления. С другой стороны, она подавляет его сознание, отделяет его от органического слоя высокой культуры, задерживает развитие чувств на самом примитивном уровне. Возможно, что именно школа является самым опасным местом, самой больной зоной современной цивилизации, представляя собой своего рода капкан, выставленный человечеством на своем собственном историческом пути. <…>
Итак, на наш взгляд, кризис цивилизации и кризис человека может быть разрешен только и исключительно на путях преобразования человеческой природы; на путях формирования (я не боюсь использовать дискредитировавшую себя формулировку) нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм. А для этого необходима радикальная перестройка исторически сложившейся системы образования как ядра системы социокультурного наследования. <…>
Представляется также, что критика современной науки как одной из сил, обусловивших кризис цивилизации, не должна приводить к отказу от идеала научности образования. Необходимо найти новое содержание этого идеала и новые формы его реализации. В частности, сфера образования должна освоить целостность неклассической науки, синергетический и проективный характер ее развития, полевую структуру научного знания, системно-алгоритмический способ мышления, множественность истины, новую этику науки и т. д. <…>
Наконец, с учетом изложенного следует сделать несколько констатаций по поводу реформ в области образования … На наш взгляд, резкое увеличение числа этих реформ, а также их повсеместный характер могут служить косвенным подтверждением части гипотез, высказанных в настоящей статье» [2, 9-17].
А вот что утверждал по этой теме сотрудник Европейского центра по образованию в области прав человека Савицкий И. в своей статье, ставшей классической «О философии глобального образования» [4]: «Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Уже много говорилось о всемирном кризисе образования <…> Но если мы действительно стоим на пороге глобального кризиса образования или, точнее, перед возникающим несоответствием образования все более возрастающим общественным требованиям, предъявляемым к нему, то возникает вопрос – существует ли скрытая глобальная причина этого кризиса …<…> Несмотря ни на что, все же полагаем, что общий знаменатель существует. Это – философия образования. Под термином философия образования мы подразумеваем определенную систему представлений о мире и месте человека в нем, из которой далее можно выделить цели образования, его содержательную структуру, основные организационные принципы … <…> Именно в этот момент обнаруживается, что забытые парадигмы, впитанные нами с молоком матери и казавшиеся нам настолько очевидными, что не имеет смысла в них углубляться, собственно ограничивают наше видение мира. Они оказались совершенно не всеобъемлющими и, в более широком контексте, просто ошибочными. <…> Наша гипотеза такова – образование оказалось именно в этой ситуации» [4, 10-13].
Джон Равен, идеолог компетентностного подхода к разработке целей и содержания образования, сторонник проектного обучения и критик классической парадигмы педагогического тестирования, которая сама по себе заводит обучение в тупик и делает его столь неадекватным вызовам времени, в своей книге «Педагогическое тестирование» пишет: «Нас попросили провести это исследование, поскольку Инспекция школ Ее Величества – орган, отвечающий за контроль качества обучения в Шотландии, – обнаружила, что, несмотря на все изданные ею приказы и постановления, за последние сорок лет в школах мало что изменилось [Walberg (1984) зафиксировал аналогичное отсутствие изменений в США]» [5, 15].
Удивительным образом созвучна этому высказыванию наблюдение бывшего министра образования Беларуси и ректора БГУ Стражева В.И.: «Когда я занял кресло ректора БГУ то с удивлением обнаружил, что за 45 лет, с тех пор, как я пришел в университет еще студентом, здесь, по большому счету ничего не изменилось в учебном процессе» [6, 6].
Международный эксперт Фуллан М. в своей книге «Новое понимание реформ в образовании» считает, что «существующие стратегии не приведут нас туда, куда мы должны дойти, если хотим получить крупномасштабную и долгосрочную реформу» (Глава 16 «Будущее образовательных изменений») [7, 251]. Он утверждает, что «интерес к образовательным реформам и неудовлетворенность результатами – явление мирового масштаба» [7, 7].
- Мировой кризис образования востребует смены сциентистско-школярской, познавательно-знаниевой, созерцательно-вербальной образовательной парадигмы
Главный недостаток учебных предметов современной школы и вуза, сделанных как калька с основ наук – они формируют у учащихся мировоззренческую жизненную позицию «абсолютного наблюдателя» за происходящим в мире, они ориентируют его на главное дело жизни – познание объективных законов развития природы, общества, человека.
Классическая научная рациональность 17-19 века, то есть классическая наука – основа для учебных предметов сегодня. «Неклассическая наука», в основе которой само мышление исследователя, и «постнеклассическая наука» по В.С.Степину, в основе которой ценности и цели, никак не присутствует ни в школе, ни в вузе.
Более того, современные проявления глобального кризиса человеческой цивилизации во всех сферах и областях, свидетельствуют: наука, отбросив религию и нравственность как эфемерные ошибочные и неточные категории и подходы к жизни, сделала ошибку и как рамочное светское мировоззрение – попросту не потянула дело развития человечества. Как говорил А.П.Чехов: «человека забыли», а Г.П.Щедровицкий: «естественно-научная рациональность (наука) как рамка для мировоззрения человека умерла» и на ее смену должен прийти комплекс из инженерного, проектного и программного подходов вкупе с достижениями гуманитарных наук и постнеклассической рациональности (важно – этот мировоззренческий комплекс сегодня не преподается в учреждениях образования). Главное здесь то, чтобы включить в саму картину мира – нравственность и этику, ценности и цели, свободу выбора, разность целей и подходов к миру, деятельностную онтологию, проекты и программы как средства организации человеческой жизнедеятельности и мыследеятельности.
Ни школа, ни вузы не учат молодежь управлять своей жизнью и изменениями в социуме и техносфере, а точнее в едином антропо-социо-техно-природном мире, в котором мы все уже по факту живем. Это не объективная реальность, данная нам как естественная, это уже искусственно-естественный мир, сформированный самим человеком. Подразумевается, что Наука отвечает на все эти вечные вопросы – как жить, что делать, какие изменения поддерживать, а какие отвергать; подразумевается, что люди либо все делают по науке, либо делают неправильно; замалчивается и искажается тот факт, что люди, на самом деле, имеют свободу воли, могут делать осознанный выбор, принимать решения, исходя из иных, например, нравственных подходов, нежели «научный» или «инженерный». Абсолютизация научного разума и забвение нравственного и мыследеятельностного аспекта бытия человека – оказалось величайшей ложью и мистификацией, подменой и самообманом. Для добра нужны действия и усилия, цели и проекты, а зло растет как бы и само собой, по естественным объективным законам поврежденной природы человека и мира.
- Воспитание – вторичная сфера деятельности в практике и теории современной педагогики и образования
Для целей данной статьи достаточно и констатации этого самоочевидного факта. Поэтому мы не будем здесь раскрывать этот вопрос – как возникла такая иерархия и каковы для этого были предпосылки.
- Введение учебных предметов на темы духовности – тупиковый метод решения проблем воспитания, он не сработает
После краха СССР Православие не стало основой нового воспитания постсоветских стран, в том числе и Республики Беларусь. Вместе с тем, мы считаем, что Православие и не должно быть специальным учебным предметом. Оно может быть им, но это будет только в помощь какой-то обновленной системе воспитания в учреждениях образования. Итак, этого будет недостаточно, более того, может быть хуже, если делать это топорно. Опыт дореволюционной России показал – «Закон Божий» в виде обычного учебного предмета не решает принципиально нравственно-воспитательной задачи.
Пример жизни Гладкова Б.И. – русского православного духовного писателе и общественного деятеля, автора известной до революции книги «Толкование Евангелия» – «демонстрирует как губительна может быть казёнщина, прикрывающаяся попечением о духовном состоянии сограждан, и как порой вера в Бога сохраняется не благодаря православному образованию, а вопреки ему. Сам Борис Гладков вспоминал, что ещё в школьные годы потерял всякую веру, поскольку государственные методы обучения, то как преподавался Закон Божий, всё это не могло оставить хоть сколько-нибудь думающего человека в лоне Церкви. И пример Бориса Ильича не уникален, таким путём прошла подавляющая часть русской интеллигенции царского времени. Стоит помнить, что многие писатели-разночинцы, художники, общественные деятели, выступавшие тогда против Церкви и религии были выходцами из семей священников и получали образование, выбившее всякую веру в истинность Слова Божьего, в классических церковно-приходских школах, лицеях, бурсе» [8].
Аналогичные и многочисленные мысли мы находим в ставших хрестоматийными книгах, написанным о дореволюционной жизни России, митрополита Вениамина Федченкова, например: «Но если Библия была таким же учебником, как и другие (история, алгебра, геометрия, психология и проч.), то и отношение к ней было совершенно подобным: холодным. Раз учебник, то уже неинтересно!» [9].
- Православие должно быть матрицей-основой нового воспитания в условиях новейших вызовов и угроз
Каковы же эти угрозы? Главная из них, на наш взгляд, сегодня – это феномен ИГИЛ, когда самое злое зло (убийство мирных граждан и самоубийство) объявлено добрейшим добром (попаданием в рай). Далее, воспитание, фактически, уже не имеет сегодня какой-либо безусловной и общепринятой идеологической платформы в условиях кризиса и краха западных проектов либерализма, марксизма, фашизма (национал-социализма), советского развитого социализма (коммунизма). Между тем набирает обороты по сути оккультно-мистическая идеология Нью-эйдж, укрепляемая светской релятивистской социально-конструктивистской философией постмодернизма. С другой стороны, в информационном обществе высоких скоростей такие феномены как ложные новости, коррупция, фальшивые лекарства и мошенничество, спайсы, порнография – усиливают свой декструктивный потенциал во много раз.
- Образование (обучение и воспитание) будущего – это принципиально другое образование нежели мы имеем сегодня (мировоззрение, цели, содержание, формы и методы, позиции учителя и ученика и т.д.)
Главное – это ценностно-проектно-деятельностное мировоззрение, проблемно-целевая организация содержания, самоопределение молодежи в социальной жизни, управление коллективной проектной мыследеятельностью обучающихся, помощь им в ценностном и нравственном выборе.
- Воспитание нового типа может быть ключом к обучению нового типа. Именно воспитание может стать авангардом нового образования, его экспериментальной площадкой и испытательным полигоном
Глобальные проблемы человечества (финансово-спекулятивная экономика, кризис человека, экология, исчерпание ресурсов, вырубка лесов, нехватка воды, демография, терроризм, ядерное оружие и др.) и новейшие вызовы и угрозы (см. выше) востребуют с новой силой постановку и решение задачи духовно-нравственного воспитания. У нас же воспитание после «перестройки» стало далеко вторично, оно не имеет уже глубокой идейной основы, а обучение по-прежнему первично. Однако, мы считаем, что именно воспитание может стать ключом к новому обучению через принятие и внедрение в само парадигмальное ядро – идей добровольчества, проектности, командной работы с информацией и знаниями.
- Новое воспитание (на православной основе) – это не преподавание Православия, а профессиональная методическая помощь в использовании опыта Православия в анализе и решении насущных жизненных задач и проблем, стоящих перед каждым молодым человеком и человечеством в целом.
Основными реально работающими методами нового воспитания (на православной основе) могут стать западный «метод проектов» и советская методика «коллективных творческих дел», а важным философско-мировоззренческим основанием – идея «коллективного спасения», разрабатывавшаяся в 19-20 веках в русской религиозной философии.
- Новое воспитание должно фокусироваться вокруг такой духовной, душевной (мыслительной), телесной (практико-деятельной) проработке группой молодежи ключевых жизненных и социальных проблем, которая оказывает на воспитанников максимальное нравственно-преображающее воздействие
Новое воспитание (на православной основе) может выглядеть так – группа молодежи вводится педагогом в проблему, мысле-деятельностная (одновременно интеллектуальная и практическая) проработка которой оказывает на воспитанников сильное многоплановое нравственно-преображающее воздействие (аборты, смысл жизни, нравственность, духовность, зависимости, сожительство, целомудрие, семья, дети, родители, инвалиды, смерть, скоротечность времени и невозможность его покупки, здоровье, сон, питание, физкультура, отдых и др. личностные и общественные темы-проблемы).
После этого группа молодежи самостоятельно ищет и изучает дополнительную необходимую информацию и знания, разрабатывает и реализует социально-педагогический проект, направленный на локальное воздействие на социальную реальность и просвещение сверстников, детей и даже взрослых, анализирует лично обретенные новый опыт и знания, выжимка из которых становится уже материалом для других групп молодежи.
- Сверхзадачи такого воспитания сегодня – нравственно-преображающее воздействие на молодежь; разработка при их участии учебного материала нового типа; выстраивание воспитательных связей и механизмов как между поколениями молодежи, так и между молодежью и взрослыми
Раскроем более подробно сверхзадачи рассматриваемого нами воспитания:
— реальное нравственно-преображающее воздействие на молодежь через их деятельные социально-педагогические проекты на принципах «творческой самодеятельности» С.Л.Рубинштейна [10];
— разработка вместе с молодежью, то есть при их самом непосредственном участии, учебного материала нового типа (с воспитательным потенциалом) – материалов-выжимок для следующего поколения молодежи (сухого остатка от проверенных на себе знаний, информации, компетенций, опыта);
— выстраивание воспитательных связей и механизмов как между поколениями молодежи, так и между молодежью и взрослыми (детско-взрослые сообщества по В.И.Слободчикову) [11];
Главное здесь следующее – разработка таких воспитывающих материалов и социально-педагогических проектов (в условиях их отсутствия) под руководством высокопрофессиональных педагогов-воспитателей нового типа может, а точнее должно стать ключевой задачей воспитательной работы в ближайший период.
Список литературы
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ./ Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1970. – 260 с.
- Сандаков, Д. Разрушение образования: кризис или антикризисная программа? (2013) [Электронный ресурс] / Д. Сандаков // Obrazovanie.by (образование и обучение в Беларуси). – Режим доступа: http://obrazovanie.by/sandakov/krizis-ili-ne-krizis.html. – Дата доступа: 31.03.2017.
- Пахомов, Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н.Пахомов // Культура, образование, развитие индивида / Институт философии; Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М., 1990. – С. 6–19.
- Савицкий, И. О философии глобального образования / И. Савицкий // Философия образования для XXI века / Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М.: Логос, 1992. – С. 9 – 18.
- Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. / Дж. Равен – М.: «Когито-Центр», 1999. – 144 с.
- Стражев В.И. Таблица умножения знаний (интервью газете «Советская Белоруссия» / Стражев В.И. // Советская Белоруссия. – 2006. – 31 октября. – С. 6.
- Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / Майкл Фуллан; [пер. Е.Л.Фруминой]; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с. (Образование: мировой бестселлер).
- Гладков Борис Ильич / Толкование Евангелия [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/author/476 . – Дата доступа: 31.03.2017.
- Митрополит Вениамин Федченков «О вере, неверии и сомнении» [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://www.mpda.ru/data/963/627/1234/O%20vere,%20neverii%20i%20somnenii.pdf. – Дата доступа: 31.03.2017.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной педагогики). 1922. / С.Л Рубинштейн. [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-s-l-rubin/princip_tv.html. – Дата доступа: 31.03.2017.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. / В. И. Слободчиков, Е. И.Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
Автор: КРАСНОВ Юрий Эдуардович, методист ГУУиНМР БГУ