Исследование репродуктивных установок студенток-психологов

Доклад преподавателя кафедры общей и организационной психологии, магистранта Института психологии БГПУ им. М.Танка,  волонтера МОБО «Центр поддержки семьи и материнства  «Матуля» Елены Минчик на секции «Христианское отношение к вопросам здравоохранения, образования, социального служения»  VI Международной научно-практической конференции «Социум и христианство» ( 28-30 января 2022 года).

Положительная демографическая динамика является одним из основополагающих условий развития любого современного государства. На протяжении нескольких десятилетий в Республике Беларусь предпринимаются различные меры, направленные на повышение рождаемости, тем не менее, демографические процессы остаются депопуляционными. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2019 год (до мировой пандемии COVID-19) смертность населения в нашей стране превысила рождаемость на 36100 человек, что соизмеримо населению двух районных центров страны. Суммарный коэффициент рождаемости  составил 1,388 (количество детей на 1000 женщин детородного возраста), а для простого воспроизводства населения он должен быть не менее 2,1 [1]. Большое значение приобретают усилия государства в рамках молодежной и семейной политики, направленные на формирование у молодежи позитивных репродуктивных установок в долгосрочной перспективе.

В современном обществе молодёжь оказывается перед выбором линии репродуктивного поведения, влияющей на их духовное, психическое и физическое здоровье. Употребление табака, алкоголя, наркотиков, добрачные половые контакты сегодня молодые люди принимает за норму. Как результат – снижение показателей здоровья, в частности, репродуктивного. Известно, что физическое здоровье населения, его психологическое благополучие и духовно-нравственные ценности определяют векторы развития общества, имеют стратегическое значение для государства.

Репродуктивные установки молодёжи определенным образом взаимосвязаны с уровнем рождаемости. Они же являются одной из разновидностей социальных установок. Под репродуктивными установками понимается психическое состояние личности, обусловливающее взаимную согласованность действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению детей, их количеству, полу ребенка, установке на беременность и благополучный её исход и пр. [2].

Можно выделить две группы факторов, формирующих личностные репродуктивные установки:

 – внешние факторы, к которым относятся: социально-политическая, экономическая ситуация в стране, что в свою очередь стабилизирует либо, напротив, ослабляет внутреннюю готовность личности к рождению детей в семье, когда молодые люди рассчитывают на гарантии защиты государством материнства и предоставление благоприятных условий развития и воспитания ребёнка;

– внутренние факторы, представляющие собственное мнение, воспитание личности, индивидуально-психологические и духовно-нравственные ее качества.

Нами было проведено исследование, целью которого было изучение репродуктивных установок девушек, студенток 4 курса Института психологии Белорусского государственного педагогического университета в возрасте 20-21 года, не имеющих детей и не состоящих в браке. Всего в исследовании приняло участие 44 человека. Метод исследования: опрос.

Результаты исследования показали, что желание в будущем иметь двоих детей выявлено у 58% выборки; трое и более детей планируют иметь 11% испытуемых, 18% респонденток заявили о нежелании иметь детей вовсе (поддерживают идею «чайлдфри»). Следует отметить, что сознательная бездетность, как феномен ХХ века, приобретает массовый характер, где ценность материнства (отцовства) и родительства в целом отрицаются молодым поколением. Такие сообщества пропагандируют свои идеи через средства массовой информации, вовлекают молодежь. Количество приверженцев бездетности растёт во всём мире, и Беларусь – не исключение.  Наблюдается тенденция склонности молодых людей к бездетности вовсе, чем к многодетности. Около 74 % испытуемых считают, что рождение ребёнка может воспрепятствовать учёбе, работе. Они аргументируют свой выбор тем, что их профессиональная, учебная деятельность, социальная активность могут существенно снизиться. А также они выражают опасение, что система их учебно-профессиональных ценностей, направленных на самореализацию, будет смещена с приоритетных позиций из-за материнства, которое в свою очередь не является для них ценностью в данный момент времени.  В тоже время статус материнства после рождения ребёнка предполагает принятие новой социальной роли в семье и обществе, основываясь на индивидуально-психологических свойствах личности будущей мамы. Материнство предполагает проявление и развитие, в первую очередь таких качеств, как ответственность за принятие решений, сочувствие, сострадание, доброту, мягкость, заботливость, понимание и др.

У 57% испытуемых было отмечено, что у их прабабушек, рождённых в 30-40-е годы ХХ ст., были большие семьи, где воспитывалось более трёх детей. Однако, 50% опрошенных являются единственным ребёнком (дочерью) в семье. Таким образом, наблюдается факт в данной выборке – за три поколения семьи перешли от многодетной модели к однодетной. Опыт многодетности в роду присутствует у испытуемых, но не нашёл продолжения в поколении матерей наших респонденток. Репродуктивные установки на многодетность, не передались в рамках конкретного семейного микросоциума, как мы можем наблюдать из полученных нами данных.   

В случае нежелательной беременности испытуемые допускают ее прерывание с помощью абортивного метода (60% ответов), считая аборт обычным способом для решения ситуации. При этом они отвергают материнство, аргументируя свой выбор неготовностью к рождению ребёнка в 20-21 год по различным неудовлетворяющим их причинам: социально-экономические условия, политическая обстановка, материальные условия, общественно-культурный уровень страны, собственная внутренняя неготовность к смене социальной роли, здоровье, мотивация, индивидуально-психологические особенности личности и духовно-нравственные ценности  молодой девушки.

Прерывание беременности в подростковом и юношеском возрасте одна из основных проблем репродуктивного, психологического и духовного здоровья молодых девушек. Последствия аборта сказывается не только на физическом уровне, но имеет также психологические проблемы в виде постабортного синдрома, который проявляется в виде депрессии, тревожности, страха, чувства вины и т.д. Несмотря на все риски наши респондентки согласны на аборт.

В ходе нашего исследования репродуктивных установок студенток БГПУ установлено, что с их точки зрения начало половой жизни допустимо от 15 до 18 лет (63%) и лишь 5% испытуемых считают, что первые интимные отношения возможны после замужества. Согласно полученным нами данным, подавляющее большинство молодых девушек допускают ранний сексуальный опыт. Предпосылками такой репродуктивной установки могут быть акселерация, нездоровые отношения в семье, принуждение со стороны партнёра (страх потерять, оказаться в одиночестве), желание соответствовать навязанными СМИ стандартов. Обесценивание целомудрия и верности в среде современной молодежи можно охарактеризовать, как отсутствие моральной и духовно-нравственной устойчивости личности.

Таким образом, можем наблюдать, что репродуктивные установки девушек большой части данной выборки имеют негативные характеристики и свидетельствуют о тревожных тенденциях. Формирование репродуктивных установок есть сложный многофакторный процесс, их развитие начинается с раннего детства на примере родительской семьи, ближайшего социального окружения. В подростковом и юношеском возрасте на формирование репродуктивных установок влияет мнение референтных групп и людей, средства массовой информации. Образование остается важнейшим фактором, призванным через просветительскую деятельность формировать знания о репродуктивной системе организма, о ценности человеческой жизни до рождения, о значении целомудрия и воздержания в сохранении детородного здоровья. Несомненна необходимость разработки просветительских программ, проведения различных занятий с использованием эффективных методов по формированию у девушек позитивных репродуктивных установок, укреплению духовно-нравственных ценностей по отношению к семье, материнству.

Список литературы

1. Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/1c0/1c05351f61eba273e04b71df0036594a.pdf — Дата доступа 02.12.2019.

2. Социология семьи: учеб./под общ.ред. А.И. Антонова. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 376 с.