70 по лавкам. Самый многодетный отец России о сиротах, детдомах и семьях

В ста километрах от Оренбурга живёт самая большая семья России — у батюшки Николая и матушки Галины Стремских 70 детей. О том, каково это – воспитывать сразу стольких ребят, а также об отношении к идее семейных детдомов рассказал сам протоиерей.

10384762_802828626424754_1497374928388704203_n

Четверть века назад молодой выпускник семинарии, приехавший в оренбургский край служить в обычном сельском храме, и подумать не мог, что вскоре станет самым известным и самым многодетным отцом нашей огромной страны, лауреатом престижной благотворительной премии «Золотое сердце».

Сегодня уникальный опыт протоиерея Николая Стремского особенно интересен, ведь в эти дни в правительстве РФ обсуждаются новые варианты работы с сиротами и детьми, брошенными родителями. Смысл в том, чтобы отказаться от существующей ныне системы сиротских учреждений, заменив их постепенно семейными детскими домами и патронатными семьями.

Детдомовская дедовщина

Когда выпускник духовной семинарии Николай Стремский получил от архиепископа Оренбургского и Бузулукского Леонтия распределение в поселок Саракташ, он даже не знал, где такой находится. Выручил водитель «Запорожца», к которому новоиспеченный батюшка обратился с просьбой подвезти к месту службы. Тогда, в 1990 году, здесь был только старенький молельный дом. Сегодня стараниями батюшки воздвигнута Свято-Троицкая Обитель Милосердия. Одна половина открыта для прихожан, во второй живет огромная семья священника.

— С детьми все получилось очень естественно и просто. У меня не было какого-то стратегического плана на годы вперед, — рассказывает батюшка Николай. — Я всегда хотел воспитывать детей в вере. На Руси ведь раньше все это уже было: и православные гимназии, и церковно-приходские школы, и учебные заведения для сирот… Но в годы советской власти вся социальная деятельность церкви была пресечена на корню. В 90-е же годы появилась возможность вернуться к исконным традициям. И первое, что я сделал, приехав в Саракташ, — открыл воскресную школу. Впоследствии школа получила статус гимназии.

ca9053a2941268c64761f0b84e8ac379

Однажды батюшка пришел в детский дом окрестить сирот. Пока шел по коридору приюта, грязные, сопливые детишки в одинаковых серых курточках хватали его за полы рясы: «Ты мой папа? Забери меня отсюда!» — просили малыши, заглядывая в глаза.

Решение пришло тут же. Из этого детдома он увел сразу десятерых детей. Всех усыновил…

Сегодня в семье Стремских — уже 70 детей, причём никогда не было разделения на своих и приёмных. Многие уже выросли и уехали, было сыграно 19 свадеб… И теперь Николай Стремский не только многодетный отец, но и дедушка.

— К идее создания семейных детских домов взамен обычных отношусь очень одобрительно, — комментирует батюшка Николай идею правительства РФ. — Это гораздо лучше, чем современные детские дома, где, к сожалению, существует самая настоящая дедовщина, и где грехи старших детей в итоге переходят к младшим. Думаю, что в семейных детских домах дети будут примерно одного возраста, следовательно, проблемы, когда старшие унижают младших, не будет.

Родительский долг

В наше время даже одного ребёнка «поднять» непросто, что же говорить о семьях патронатных, где расходы на содержание вырастут многократно. Государственная концепция предполагает выплаты на каждого ребёнка, а кроме того, приёмные родители будут получать зарплату и педагогический стаж, который потом применяется для расчёта пенсий. Критики проекта опасаются, что детей будут брать в семьи вовсе не из-за большой любви к ним, а лишь как источник дохода. Тем более в деревнях, где нормальной работы, как правило, нет, а тут — и зарплата неплохая дважды в месяц, и пенсия потом обеспечена.

1f3906ae7f7ac30c9d59b69041276554

— Родителям надо платить и стаж будет не лишним, — комментирует Николай Стремский.   Желающих конечно же будет много, особенно на селе. И действительно, риск «корыстных усыновлений» тоже будет. Но на то ведь есть соответствующие контролирующие организации, органы, которые должны «отсеивать» социально неблагополучных кандидатов. Я думаю, прежде чем отдать ребенка в семью, нужно рассматривать многие факторы, в том числе и социальные составляющие семьи, желающей организовать семейный детский дом.

У самого батюшки Николая — большое хозяйство, где каждый ребёнок занят своим делом. Продуманно распределены обязанности: малыши по мере своих сил участвуют в приготовлении пищи, трудятся в огороде… Овощи на приусадебном участке домочадцы выращивают совместными усилиями. Кошки, собаки, попугаи, которых в доме немалое количество, тоже находятся на попечении детей. Старшие девочки воспитывают малышей, ухаживают за престарелыми в Доме милосердия, вместе с мальчиками помогают на ферме. Времени для праздности и лени просто нет. Но всё равно средств остро не хватает — помогают добрые люди.

Духовность вместо педагогики

Но не хлебом единым жив человек. Вопросы воспитания детей в будущих приёмных семьях — краеугольные. Противники проекта семейных детских домов уверены, что без специального педагогического образования «разношёрстную» братию ребят-сирот нормально воспитать не удастся. Ведь если в детских домах работают профессионалы, иногда — кандидаты наук, то будущие патронатные родители наверняка будут дилетантами.

— Не всегда критерий высшего педагогического образования является приоритетным в деле воспитания, — уверен батюшка Николай. — Самое лучшее воспитание — это личный благочестивый пример родителей. И в истории ведь есть немало примеров, когда из простых  семей вырастали великие мужи. А ведь их никто не обучал по всем канонам педагогической науки. Просто в таких семьях царила любовь, любовь к храму, благочестие, труд, и — главное — жизненный пример исполнения заповедей Божиих, крепкие нравственные устои.

Батюшка уверен — кроме родительского воспитания необходима и поддержка государства:

— Как бы мы ни ругали советское время, в нем было множество положительных моментов — например, детей оберегали от влияния улицы. Были бесплатные секции, кружки, спортивные общества. Помню, я сам ходил и на бокс, и на балалайке играть учился, и в фотостудии занимался. Всего хотелось, и было вокруг множество полезного, интересного, нужного, а главное доступного — в эти кружки и секции могли пойти дети из семей с любым материальным положением. И заняты были полезным делом, вот и не хватало им времени на всякие безобразия. А еще что хорошо было в советское время — подрастающее поколение непременно воспитывали в патриотическом духе — российская история дает нам для этого массу вдохновляющих примеров! Только духовностью, любовью можно спасти наших детей. А вместе с ними — и наше Отечество!

АиФ

Рубрики: Семейное воспитание, Фамилистика Метки: ,
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2017 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"