Младенцы рождаются с врожденным чувством морали?

Эрик Метаксас

Новые данные из моей альма-матер, Йельского университета, позволяют предположить, что люди рождаются с врожденным чувством морали. Где я слышал нечто подобное ранее?

В своем «Опыте о человеческом разуме» в 1689 году философ Джон Локк писал, что если «мы будем внимательно рассматривать новорожденных детей, у нас будет мало оснований думать, что они приносят много идей в мир с рождением».

baby34

Он предположил, что нам следует рассматривать сознание новорожденного как чистый лист бумаги, «без всяких символов, без каких-либо идей». Идеи, как он полагал, в том числе, различение добра и зла, являются продуктом опыта ребенка. Эта точка зрения, которая стала известна, как «чистая доска», доминирует в социальных науках более трехсот лет, несмотря на накопление доказательств о неудовлетворительности такого подхода.

Результаты недавних исследований в Йельском университете могут вбить последний гвоздь в эту «чистую доску». В ходе серии экспериментов в течение восьми лет исследователи детского сознания из Йельского университета пришли к выводу, что «дети на самом деле рождаются с врожденным чувством морали, в то время, как родители и общество только могут помочь в развитии нравственной системы детей, но не в ее создании».

«Основной смысл этих экспериментов сводился к тому, что детям показывали примеры хорошего и плохого поведения и наблюдали, какое поведение предпочитает ребенок.

В эксперименте серый кот пытается открыть большую пластиковую коробку. Кот пытается сделать это неоднократно, но ему не удается открыть коробку полностью. Затем приходит кролик в зеленой футболке и помогает открыть коробку. После этого кролик в оранжевой футболке захлопывает коробку и убегает».

Ребенок сосредотачивал внимание на действиях двух кроликов. В 80% случаев дети выбирали полезные действия кролика. Среди трехмесячных детей процент возрастал до 87.

Пол Блум из Йельского университета, автор книги «Просто маленькие дети: происхождение Добра и Зла», утверждает, что исследования показывают: дети рождаются с «зачаточным правосознанием», что позволяет им судить о действиях других.

И хотя при этом он добавляет, что это чувство «трагически ограничено», сам факт, что дети различают и понимают справедливость раньше, чем научаются говорить, многое говорит о человеческой природе. Это также подтверждает известные положения христианского мировоззрения. Как писал апостол Павел в послании к римлянам: «…дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». (Рим 2,15)

Этот аспект человеческой природы создает серьезные проблемы для других мировоззрений, особенно для светского материализма. Если мы не более чем высоко организованные эволюционирующие животные, инстинкты которых направлены на выживание, как объяснить этот импульс к справедливости, особенно когда он становится важнее выживания и опасности?

Оказывается, эта проблема приводит нас к одному из самых непростых вопросов, на который стремятся ответить все мировоззрения. Кто является человеческой личностью? Светское материалистическое мировоззрение может дать ответ далеко не лучший: мы животные и никто не должен удивляться, если мы действуем, как они. Но эта точка зрения не может объяснить, почему с рождения мы не одобряем такое поведение даже в детстве.

Только христианство предлагает полную картину человеческого бытия – как нашего падения и разврата, так и нашего непоколебимого утверждения в смыслах морали. «По образу своему» стало основой правильного мышления и жизни, положило начало новой истории, подтверждает подлинность исследований и отвечает на вопрос «Кто мы?»

Перевод Татьяны Тарасевич

Lifenews

Рубрики: Авторские статьи Метки: 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 0028 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"