Детям расскажут про это в детском саду

282541Светлана Сметанина

Конвенция Совета Европы включает положения, согласно которым обязательное сексуальное воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, сообщает Pravda.ru. Национальный институт здоровья Великобритании устанавливает возрастную планку в пять лет. А европейская программа стандартов сексобразования утверждает, что младенцы также имеют право на сексуальное просвещение.

На днях российское правительство одобрило принятие Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Казалось бы, против такого трудно возразить, но смысл скрывается, как всегда, в деталях. Статья 2 Конвенции требует отменить дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и давать детям подробную информацию о гомосексуальных отношениях. Статья 6 обязывает страны, подписавшие Конвенцию, ввести обязательное сексуальное воспитание, начиная с дошкольного возраста.

В Европе уже давно говорят о необходимость как можно более раннего начала полового просвещения. В частности, Национальный институт здоровья Великобритании недавно распространил инструкции для школ, в которых их руководителям рекомендуется начинать сексуальное воспитание детей с пяти лет (британские дети ходят в школу с четырех лет). По замыслу специалистов, такой подход позволит снизить количество подростковых беременностей в Британии — одно из самых высоких в Европе.

Впрочем, европейские эксперты идут еще дальше в этом вопросе и утверждают, что просвещение в вопросах секса вообще нужно начинать с младенческого возраста.

В 2010 году Европейское бюро Всемирной организации здоровья разработало программу под названием «Стандарты сексуального образования». Как сказано в предисловии к документу, «его задача — способствовать распространению целостного сексуального образования».

Под «целостным» подходом подразумевается «развитие навыков, необходимых для того, чтобы дети и подростки самостоятельно могли определять свою сексуальность и взаимоотношения на разных стадиях развития. Это позволит им расширить свои возможности, чтобы полноценно и с полной ответственностью получать удовольствие от своей сексуальности и отношений».

Главное тут, считают авторы стандартов, вовремя начать. А именно — с самого рождения. Пока же в этом вопросе, как с сожалением констатируют авторы, в европейских странах наблюдается полный разнобой. Где-то — как в Португалии — сексуальное просвещение начинается с пяти лет. А в Испании и Италии всего лишь с 14. В общем, непорядок. Именно поэтому и родилась гениальная идея разработать единые стандарты секспросвета для всех, кто намерен приобщиться к европейским ценностям.

Опять же в некоторых «отсталых» европейских странах предмет полового воспитания является лишь дополнительным в школьной программе. Авторы стандартов настаивают не только на обязательности подобного курса, но даже на сдаче специальных экзаменов по нему — для лучшего закрепления материала.

Сегодня для западного общества характерно три категории программ сексуального просвещения. Первая основана на идее воздержания от добрачного секса. Как подчеркивается в европейских стандартах, такой подход характерен главным образом для США.

Второй вариант — промежуточный: помимо важности воздержания там говорится и о способах контрацепции. Но для Европы характерен третий подход: сексуальность как неотъемлемая часть личности, с помощью которой она получает удовольствие от жизни.

А чтобы ни у кого не возникало сомнений в правильности такого подхода, программа европейских стандартов вводит специальное понятие «сексуальные права». В частности они предполагают «поиск, получение и передачу информации, относящейся к сексуальности, сексуальное образование, свободу в выборе партнера, ведение приятной, безопасной и позволяющей достичь удовлетворения половой жизни».

То есть полная свобода во всех смыслах. Правда, авторы программы оговариваются, что к детям такую «свободу» нужно применять с осторожностью. Впрочем, вопросов вроде — где и как ограничиваются сексуальные права педофила, они предпочитают не касаться.

Зато подробно рассматривается необходимость максимально раннего начала сексуального просвещения. В основе такого — подхода постулат о том, что каждый младенец обладает «сексуальным потенциалом» и его необходимо развивать.

Разумеется, авторы стандартов исходят из того, что информацию нужно давать детям в соответствии с их возрастом. Чему же конкретно нужно учить малышей от нуля до четырех лет? Согласно стандартам, в этом возрасте ребенок должен получать информацию о «разных видах любви», «ощущении потребности в частной жизни». Также в программу входят темы репродукции человека и даже «разных способах создания семьи».

А главное, как говорится в программе, ребенку необходимо предоставить информацию «об ощущении радости и удовольствия от прикосновения к собственному телу, мастурбации в раннем возрасте». Ребенок должен знать, что «наслаждение от физической близости является нормальной частью жизни каждого».

После таких «рекомендаций» требования привить новорожденным «осознание гендерной идентичности» воспринимается уже как само собой разумеющееся.

В шесть лет стандарты сексуального просвещения рекомендуют давать информацию о «выборе в отношении материнства, беременности, бесплодности и усыновлении», а также об «основополагающей идее контрацепции». У детей должны быть выработаны следующие установки: «некоторые принимают решение — иметь детей, другие — не иметь».

Кроме того, учителя должны в этом возрасте предоставлять ученикам информацию о «сексе в СМИ, включая Интернет» и о «соответствующей сексуальной терминологии». А заодно формировать у них установки на понимание «приемлемого секса».

Ну, а с 9 лет детей необходимо учить пользоваться презервативами и противозачаточными средствами и давать информацию о первом сексуальном опыте.

Отдельный пункт программы — о сексуальных правах. В случае их нарушения — то есть запрете на ту или иную информацию — ребенок должен знать, куда обращаться за помощью. Ну, а соответствующие службы объяснят родителям, что им полагается за такое «преступление».

Будут ли стандарты подобного «просвещения» внедрены в России и Беларуси, зависит в первую очередь от реакции на это родительского сообщества.