Владимир Якунин об «атомизации» общества, «хороших мужчинах» и «хороших женщинах» и др.

Выступление председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимира Ивановича Якунина на пленарном заседании VI форума Всероссийской программы «Святость материнства».

Уважаемые участники форума! Я бы прежде всего хотел  поздравить организаторов форума – наших белорусских друзей, наших сербских друзей – всех нас с тем, что этот форум проходит в таких условиях и при таком наполнении. Я хочу отдельно поблагодарить руководство Республики Беларусь за то внимание, которое было уделено проведению этого форума и за ту колоссальную организационную поддержку, которую организаторы Фонда Андрея Первозванного  и Фонда Карича получили с белорусской стороны. Спасибо Вам огромное.

Уважаемые, участники! Выступая в двух ипостасях — в качестве председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и председателя попечительского совета ещё одной организации, которая называется «Исследовательский центр «Диалог цивилизаций»» — , я бы хотел обратить внимание, что подчас, поднимая жизненно важные вопросы в силу определённых обстоятельств, мы можем упустить  что-то чрезвычайно важное, и тогда борьба с негативными явлениями затрудняется.

В этой связи хотел бы напомнить присутствующим, что в общем перечне признаков длящегося системного кризиса, который был диагностирован ещё в 2008 году на одном из форумов Центра «Диалог цивилизаций» на Родосе, на ряду с такими его актуальными проявлениями, как кризис современной модели глобализации, соответствующей этому кризису доминирующей финансово-экономической модели; кризис, связанный с колоссальным загрязнением окружающей среды, кризис голода во многих развивающихся странах, отсутствие необходимой инфраструктуры развития в этих развивающихся странах, где, собственно говоря, и растёт сегодня население планеты. На ряду с этим нельзя  не сказать о кризисе миграционной политики, которая состоялась на западе и уже признана лидерами западного мира.   Кризисе демографическом, о чём мы с вами все говорим сегодня. Ещё необходимо обратить внимание и на то, что это кризис антропологический: всё, что мы сегодня с нами произносим, всё, о чём мы с вами говорим, мы говорим о кризисе антропологическом.

Это кризис человечности и это кризис человека. Архиепископ (Архиепископ Католической Церкви митрополит Tадеуш Кондрусевич – прим. Р.) очень правильно здесь говорил о том, что все новомодные теории типа гендерной теории направлены  к одной и той же цели: они направлены на создание суперсовременной, основанной на новейших технических достижениях системы управления человеком и управления обществом. И поэтому проблемы, которые сегодня обсуждаются на этом форуме, не есть проблемы нехватки только материальных ресурсов. Это не есть проблема (может быть, где-то в регионах недостаточной оказывается поддержка людей, попавших в сложную жизненную ситуацию). Это современная тенденция, отражающая тенденцию использования современных средств коммуникации и информации в целях управления человеческим обществом. И на этом тоже, по всей видимости, следует заострить это внимание.

Именно поэтому я исключительно рад присутствию здесь представителей всех конфессий. Потому что это общая задача, вне зависимости ом церкви, к которой принадлежит человек. Это проблема человеческого общества. Вопрос о семье и семейных ценностях и о том кризисе, который я только что упомянул, кризисе, который ныне переживает современное человечество, — это проблема не просто актуальная, а наиболее важная проблема, с которой сталкивается человечество сегодня.

Слушая сегодня выступающих, по своему обыкновению, я  искал дополнительные материалы, дополнительные цифры, которые можно было бы привести, выступая перед вами. Вообще говоря, человечество растёт, и за последние 1000 лет оно увеличилось в 20 раз.  Но оно растёт за счёт роста населения наиболее неблагополучных стран. Страны же более благополучные, развитые, демонстрируют тенденцию к падению рождаемости. И среди, например, 10 стран по итогам 2010 года, находятся, вдумайтесь: Китай, США, Бразилия, Россия, Япония, Вьетнам, Германия, Иран, Tайланд и Великобритания. Китай находится среди тех стран, которым коэффициент рождаемости не позволяет воспроизводить население. Они ещё с очень большими проблемами столкнуться из-за политики одного ребёнка в семье. Но есть и ещё одна тенденция (там сегодня уже разрешили иметь двоих детей):  молодые не хотят иметь детей. Был в Индии, встречался со своими индийскими коллегами —  та же  проблема.

Мне кажется, что очень важным элементом, который мог бы быть рассмотрен на этом форуме и могут быть выработаны какие-то предложения, является вопрос о том, что пропаганда таких тенденций, как чайлд-фри (жизнь без детей), как все эти новомодные гендерные проекты, должны находить, безусловно, соответствующую оценку в обществе. А это значит, что та программа, которая реализуется в рамках программы «Святость материнства» по привлечению внимания к вопросу семьи, ценностей семейной жизни,  должны получить колоссальную общественную поддержку. Не только государственную, но и общественную. И нужно расширить, на мой взгляд,  вовлечение журналистов не только в РФ, в конкурс журналистов, которые пишут о семье, а расширить его рамки, снять их вообще, и приглашать всех , и тем более приглашать журналистскую когорту из Беларуси, из Сербии для того, чтобы принимать в этом участие.

Семья – это не сфера деятельности. Это сфера бытия человека. Человек не существует вне семьи уже   по своему факту рождения от родителей. Это как раз та самая фамилия, о которой здесь говорится. Как справедливо писал английский писатель и мыслитель Г. Честертон: «Tриединство, состоящее из отца, матери и ребёнка, не может быть разрушено. Оно лишь может разрушить ту цивилизацию, которая этим принципом пренебрегает». Именно брак и семья как общечеловеческие ценности обеспечивали воспроизводство жизни человеческих сообществ в биологическом, социальном и духовном измерениях.

Проведение нашего форума в Минске позволяет нам сделать акцент ещё на  одном очень важном аспекте: цивилизационном единстве модели семьи и семейных отношений у восточно-славянских народов. Существуют разные типы семьи: исламский тип семьи, особый тип семьи у народов юго-восточной Азии и так далее. Все они базируются на естественных для человека ценностях, имея свои  цивилизационные вариации. Для восточнославянской традиции, к которой принадлежат и русские, и белорусы,  был характерен взгляд на семью как на основополагающую ячейку общества. Человек не мыслился вне семьи. Вначале задавалась семейная идентичность общества, а затем идентичность интеллектуальная. Пропаганда гедонизма, крайнего индивидуализма —  мы в политологии это называем атомизацией общества — это те же самые инструменты, направленные на нарушение общности людей: атомами управлять значительно проще в социальном плане. Согласно традиции человек воспринимался как социальное существо, а не только как индивидуум. Это совершенно другая модель семьи, нежели модель, основанная на представлении о браке как о своего рода контракте.

Я говорил о разных типах семьи. Говорил об исламской семье. Мы все говорим о том, что в западных странах демографическая тенденция падает. Tо же самое мы наблюдаем сегодня и в арабских странах. Да, демографический коэффициент пока ещё очень высок, но он падает. В Индии та же проблема. Это проблема выживания человечества в целом. Если мы говорим о праве самовыражения народов, то это право должно касаться и системы организации семейных отношений: переосмысления человека как существа социального, социальность которого исходно начинается с семьи. Видеть свой путь для наших стран  в ответ на современные культурно-исторические и демографические вызовы.

Выражая своё приветствие участникам форума, хочу отметить важность тех ценностей, тех посланий миру, которые артикулируются на площадках этой программы и этого форума. Неслучайно форум проходит под эгидой  программы «Святость материнства». И, договорившись об исходной ценности семьи и материнства, с опорой на неё, у нас может быть выстроена вся ценностная система , идущая по пути нравственного развития и совершенствования человека.

Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть, что в сохранении семьи и народа огромное значение имеет отношение к семье, женщине и к материнству в обществе. Опять-таки, даже не дискутируя, отрицая все эти гендерные новомодные теории, я считаю, что положение женщины в обществе должно быть подчёркнуто особо. Сколько бы мужчины не накачивали бицепсы во всяких фитнес-клубах или на работе, никогда они не смогут бросить вызов той природной ценности, которой награждена женщина. Никогда никакой — ни умный, ни глупый , ни сильный, ни слабый мужчина  — ребёнка родить не сможет. Однако без него, по всей видимости, тут тоже обойтись невозможно…

И в этой связи хочу поделиться одной информацией, которую мне сообщил мой хороший товарищ, он медик. Есть в демографии такой термин «хорошая женщина» и «хороший мужчина». Он не имеет отношения ни к внешнему виду, ни к характеру. Это характеристика репродуктивная. Tак вот количество «хороших женщин»  в России (думаю,  эта тенденция везде одинаковая), значительно превосходит количество «хороших мужчин». Поэтому репродуктивное здоровье мужчины, его сознанием относительно семьи, тоже необходимо заниматься. И заниматься в рамках этого форума.

Я желаю нам успехов, успехов этому форуму и хочу процитировать основателя общества «Этническая культура» в США Феликса Адлера: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Спасибо.