Политолог Александр Шпаковский об обеспечение информационной безопасности в контексте государственной семейной политики в Республике Беларусь
Во-первых, есть разные аспекты информационной безопасности. Один из них связан с сохранностью персональных данных, другой — с информационным обеспечением государственной политики и противодействием тем деструктивным веяниям, которые направлены на то, чтобы основополагающие принципы государственной политики республики Беларусь поставить под сомнение. Поставить под сомнение традиционную семью, этот процесс направлен не только против Беларуси, он глобальный.
Если говорить об обеспечении безопасности персональных данных, давайте проанализируем ситуацию с социальными сетями. У нас в Беларуси в Конституции закрепили формулировку о том, что государство обязуется защищать персональные данные. Вместе с тем, значительная часть граждан нашей страны фактически ведут онлайн-дневники в социальных сетях, которые нами не контролируются. По каким правилам функционируют данные социальные сети? Совершенно непонятно. Как сочетаются правила сообщества с нашим национальным законодательством? Не ясно. Примеры Соединенных штатов Америки, когда десятки миллионов людей оказывались фактически поражены в правах на получение информации, распространение своих взглядов; когда удалялись аккаунты популярнейшего политика — Дональда Трампа без права на восстановление, показательны, на мой взгляд и свидетельствуют о том, что хозяева этих социальных сетей в принципе в современном цифровом обществе легко могут устроить для нас цифровой концлагерь. Это совершенно очевидно и здесь понятно, что в одиночку Республика Беларусь проблему не решит.
Есть пример России, который указывает на возможность запрета зарубежных социальных сетей. Но вместе с тем, насколько этот пример приемлем для Беларуси? Мы пока наблюдаем за ситуацией, совершенно очевидно на мой взгляд, что резко такие решения принимать нельзя, потому что, если что-то запрещаем, необходимо что-то давать взамен. Вместе с тем и нынешнюю ситуацию нельзя оставлять без внимания, потому что значительная масса персональных данных, в том числе о семейном положении наших людей, их отношениях между собой, не говоря о том, что эти площадки социальных сетей становятся пространством для распространения информации, не соответствующей нашим ценностям и взглядам, это, на мой взгляд, тоже совершенно очевидно.
Возвращаясь к тому, какие меры у нас принимаются для обеспечения интересов белорусского народа, которому соответствует политика белорусского государства. Белорусское государство реагирует на социальный запрос, который связан для защиты семьи, материнства, детства. Много известно о материальных выплатах, они дают определенный эффект — количество многодетных семей увеличивается. Критики говорят о том, что иногда этими выплатами пользуются люди, ведущие маргинальный образ жизни. Здесь ведь есть вопрос воспитания — виноваты не меры, виновата, наверное, в этом та воспитательная политика, те ее недостатки, которые у нас есть на сегодняшний день.
Работая над Конституцией, в составе Конституционной комиссии, могу вам сказать, что единственный вопрос, по которому в принципе не было никаких споров и дебатов в составе Конституционной комиссии — это был вопрос о необходимости закрепления нормы о браке, как о союзе между женщиной и мужчиной. С этими предложениями к нам обращались одновременно основные наши христианские конфессии, Православная церковь, Католическая церковь и данный вопрос не вызывал никаких сомнений. Казалось бы, зачем декларируем то, что в белорусском обществе является естественным? Во-первых, мы реагировали таким образом на имеющуюся у нас информацию социологического характера. Белорусский Институт стратегических исследований проводил опросы, согласно которым подавляющее большинство наших сограждан в качестве основной ценности называли семью. А понимание этой семьи у белорусов традиционное – это мать, отец, дети, законный брак. Для того чтобы защитить ценности нашего народа, мы их закрепляли в Конституции, видя при этом весьма негативные международные примеры и понимая, что необходимо эту норму закрепить, чтобы в будущем — мы не можем застраховаться от нового Горбачева или каких-то других нерадивых политиках, которые будут, в отличие от действующего Президента, проводить решения, не считаясь с общественным мнением, а в некоторых других интересах, — по крайне мере они будут вынуждены учитывать действующую конституционную норму.
Я всего лишь несколько международных примеров приведу. В 1999 году во Франции были разрешены так называемые гражданские союзы. Прошло всего лишь 14 лет, и президент Франсуа Алланд, который будучи кандидатом говорил о том, что все лишь намерен «облегчит жизнь людям, практикующим однополые отношения». Придя к власти, принял решение не только о легализации однополых браков, но и об усыновлении такого рода парами детей. О чем вообще не сообщал в своей предвыборной программе французскому избирателю и никак не советовался с гражданами. Незадолго до принятия этого законопроекта, в марте 2013 года – мы сейчас забыли эти события — 300 тысяч парижан по официальной оценке газеты «Фигаро», а по оценкам организаторов — 1 млн. 400 тыс. человек, выходили на улицы. Эти манифестации были неоднократными, они были подавлены — закон был принят без какого-либо общественного обсуждения. От этого мы страхуем наш белорусский народ и, я считаю, что мы поступили правильно и народ на референдуме поддержал предложение Конституционной комиссии.
На сегодняшний день 32 страны, как вы знаете, узаконили однополые браки, 34 — признают так называемое гражданское партнерство, которое является просто-напросто предтечей для легализации однополых союзов. Мы в Беларуси идем другим путем, это вовсе не значит, что мы преследуем людей, практикующих нетрадиционное сексуальное поведение, у нас нет криминализации данных аспектов. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что главенствует традиционное понимание семьи. Такова воля наших граждан.
Есть две формы легализации этих однополых браков. Первая форма – это, когда они вообще с народом не советуются. Нам подобные предложения продвигали европейцы, в период, когда у нас с ними был определенный диалог по исключительной мере наказания. Открыто можете посмотреть источники, средства массовой информации, где бывший посол Евросоюза в Беларуси госпожа Викторин говорила о том, что в таких принципиальных вопросах с народом вообще не надо советоваться: элита просвещенная должна принимать решения и все.
Когда мы ей говорили:
— Вы знаете, у нас смертная казнь – это референдум, это люди, значит, мы не можем ее отменять, мы будет.
— Нет, не надо советоваться с народом, учитывайте мнение меньшинства.
Так они поступают в ряде стран по однополым бракам. Но есть и другая тенденция, когда эффективная работа лидеров общественного мнения, разного рода представителей шоу-бизнеса, средств массовой информации, средств массовой коммуникации приводит к тому – и это правда, — что значительная часть населения поддерживает эти решения. К примеру, известный своей традицией в Швейцарии 64% от избирателей, пришедших на участок, в прошлом году проголосовали за легализацию однополых браков. Да, конечно, есть административные ресурсы и прочее, но я был в Швейцарии несколько раз и откровенно там немало сторонников такого рода взглядов. Вообще в целом в Европе формируется тип одинокого пожилого человека как идеального потребителя. Он ничего не способен сам производить, приготовить себе покушать не может. Он только способен потреблять, тратить какие-то заработанные деньги на то, чтобы пользоваться услугами, покупать товары — беспомощный человек. А все-таки человек, живущий в семье, — это человек социальный, у него есть на что опираться.
Кстати, первая страна, которая легализовала однополые браки через референдум, — католическая Ирландия. Тоже интересный факт.
В мире 95 государств, официально больше 200 с общепризнанными республиками, 66 из них в той или иной форме признают такого рода отношения.
Поэтому мы понимаем угрозы для Республики Беларусь, исходящие из этих международных тенденций.
И мы знаем еще один факт с точки зрения госбезопасности. Я всего лишь один пример приведу — фонд «Матра», финансируемый королевством Нидерланды. Функционирует белорусская программа данного фонда под крышей посольства королевства Нидерландов в Варшаве. Каждые полгода там разыгрываются конкурсы грантов на 25 тыс. евро, т.е. каждый лот – 25 тыс. евро. Один из важнейших лотов – это формирование в обществе толерантности к нетрадиционным сексуальным отношениям и продвижении идеи легализации однополых союзов и борьба за права ЛГБТ. Мы понимаем, что это навязывается извне . Какой интерес у королевства Нидерланды в продвижении определенных нарративов в области морали, нравственности и семейной политики в Беларуси? Но он есть — извне пытаются сформировать некоторый общественный запрос. В период санации белорусского политического и общественно политического поля, произошедшие в последние два года, в числе сотен так называемых неправительственных организаций, которые были закрыты в нашей стране, — в России формулировки «иностранные агенты», у нас такого законодательства нет, мы просто выявляли и ликвидировали данные структуры, по причине того, что они занимались антигосударственной деятельностью, — было несколько десятков организаций, продвигающих гендерную проблематику. Это вовсе не связано с борьбой за равноправие полов. Чаще всего это связано с попытками продвижения идей ювенальной юстиции, они чуть не протащили такой законопроект, и даже отчасти протащили определенные элементы этого законодательства в наше национальное право; это связано опять-таки с продвижением идеи однополых союзов и прочих установок, которые противоречат в целом той палитре ценностей, которая нам известна из социологических исследований и умонастроения белорусского народа. И в завершение хотел бы сказать пару слов о том, почему нам надо внимательно посмотреть не только на информационную безопасность с точки зрения сохранности данных, но и на информационную безопасность, не только с точки зрения противодействия неким девиантным идеям, но и с точки зрения продвижения брачно-семейных ценностей в СМИ.
Статистика, несмотря на некоторые достигнутые успехи в Беларуси, все же не радостная. Допустим, в 2021 году у нас было зарегистрировано 59649 браков, но при этом было зарегистрировано 34386 разводов. Из них каждая четвертая семья распадалась в промежуток совместной жизни от одного до четырех лет. Сравнение с советским прошлым. Неприятие Советского Союза, я не знаю, плохо или хорошо там было. Я в Советском Союзе в 1984 году родился. Мне лично было очень хорошо. Хотя я родился в простой семье. Мама у меня была инженер, получала 200 рублей зарплаты, дедушка медиком был, бабушка – учительница. Был у меня велосипед, конфеты, автомат на батарейках, солдатики оловянные, мяч – все было хорошо, и я помню, что всем окружавшим меня людям, тоже было хорошо. А вот, когда Советский Союз распался, вдруг почему-то стало плохо. Плохо было до начала 2000-х годов.
Я приведу всего лишь один пример: в 2020 году в Беларуси было в 22 раза больше разводов, чем 70 лет назад, а именно — 35144, а в 1950 году – 1594. Мне кажется, это о чем-то говорит. Я смею предположить, исходя из вышеизложенных обстоятельств. Полностью поддерживаю идею создания модельного закона на уровне Союзного Государства, мы должны синхронизировать брачно-семейную политику с нашими союзниками, братьями, сестрами и Российской Федерации. Во-вторых, мне представляется абсолютно правильным повышать роль Церкви, Православной Церкви в первую очередь как основной конфессии в Беларуси. Почему? Может быть это кому-то покажется оскорбительным, но я считаю, что народ и воспитание общества должно опираться на какую-то идею; вот иной идеи, кроме тех основ, заложенных в православной вере, я на сегодняшний день не вижу. Не вижу смысла изобретать велосипед. Если кто-то скажет, что православная вера – это про прошлое, то я смею утверждать, что это в первую очередь про будущее и про вечное. Это очень важно.
Мы должны внимательно посмотреть на информационный контент, который производим, там должно быть больше про семью. Очень много негатива. На самом деле все понятно – время тяжелое, СВО ведется в России, мы в нее вовлечены определенным образом, мир на пороге Третьей мировой — у человека должна быть какая-то мечта. Какого рода семью мы воспитываем, где эти герои? Где этот человек, где эти бабушка с дедушкой, которые 50 лет прожили вместе или мы все будем продолжать увлекаться красивыми попами в «Инстаграме»? Оно то, может, и неплохо? Я скажу, что и внешняя красота вовсе не противоречит семье, здесь нет ничего такого. Враг пытается показать нам, что женщина-мать, мужчина, который честно работает…, вообще честный труженик – это какой-то неудачник или, как они говорят, «совок». А кто молодец? Тот, кто украл, тот, кто на яхте, тот, кто в эскорте … Мне представляется, что по крайней мере у нашего государства, про Россию я вообще молчу, там огромные ресурсы для создания такого контента, когда быть честным , быть моральным — это будет модно и правильно.
Подготовила Юлия Чирва