От африканских масок до белорусской соломки: ёлочные игрушки со всего мира представлены в Национальном историческом музее
Елочная игрушка – предмет, кажется, несерьезный, просто блестящее легкомысленное праздничное украшение. И вместе с тем она всегда, из года в год, из века в век становится артефактом эпохи.
Праздник Рождества или смены года ни в одной культуре не обходится без собственных колоритных обычаев и связанного с ними оригинального декора. Новогодние игрушки со всего мира с 6 декабря можно увидеть в Национальном историческом музее − здесь начинает работу выставочный проект «Музей елочных игрушек», благодаря которому каждый посетитель сможет погрузиться в детство, приобщиться к новогодним традициям разных стран и просто порадоваться. На выставке представлены раритеты: точная копия игрушки, подаренной Папе Римскому Иоанну Павлу ІІ и занесенной в Книгу рекордов Гиннесса, огромный стеклянный шар с Венского бала, множество новогодних украшений из Азии, Австралии, Америки и Африки, аналогов которым нет ни в одном европейском музее.
«Традиция наряжать рождественское дерево пришла к нам из Германии», − рассказывает владелец обширной коллекции Андрей Бегун, немцам мы обязаны и появлением дутых стеклянных шариков:
— Традиционно елку украшали в том числе зимними сортами яблок, но в середине XIX века в Германии случился неурожайный год. И чтобы не испортить людям праздник, немецкие стеклодувы выдули яблочки из стекла. С тех пор появились елочные игрушки в виде шаров – всего лишь 150 лет этой традиции.
Старинные немецкие игрушки специфичны, тут и готичные черепа, и портреты Бисмарка и иных государственных деятелей. В СССР, кстати, изображения вождей на шариках не прижились по политическим причинам: разбить профиль Сталина считалось плохой приметой. Вообще, после революции советская власть безжалостно боролась с позолоченными шишками и картонажными ангелочками, искореняя «буржуазный» праздник, а елочные игрушки отдельными мастерами делались тайком и сугубо для семейного использования.
В 1930-е годы елку все-таки вернули детям, но уже в обновленном виде: лучистую Вифлеемскую звезду, символизирующую рождение Иисуса Христа, заменили на революционного колера пятиконечную красную, которой увенчали макушку новогоднего древа. А игрушки приобрели свой неповторимый колорит: между пушистых ветвей раскачивались ватные буденовцы, в войну к ним прибавились солдаты в зимних шинелях и сестры милосердия, период освоения космоса ознаменовался появлением стеклянных космических кораблей, на память о Хрущеве остались сверкающие кукурузные початки почти в натуральную величину…
Каждая республика также могла отличиться и изготовить что-нибудь эдакое, в местном духе, на местных фабриках. Например, изящные жестяные фонарики отчетливо ассоциируются с Прибалтикой. Все это новогодняя елка нашего детства, родная и привычная. Кстати, и у нас, и в европейской традиции на елку часто вешается шарик в виде часов, но есть принципиальная разница: на наших часах после фильма «Карнавальная ночь» и песни Людмилы Гурченко всегда без пяти двенадцать. А в Европе три стрелки вместе непременно образуют смайлик.
Но хватит ностальгии! Экзотики на выставке − хоть ведром черпай: половина мира празднует Рождество, а уж смену лет отмечают по всей планете, даже там, где о христианстве слыхом не слыхивали. Андрей Бегун пополняет свою коллекцию в разных странах – от Северной Кореи до Перу и от Австралии до Конго и Руанды. На австралийских и новозеландских елочных шарах можно встретить изображения животных-эндемиков, например, птицы киви. В аргентинском и перуанском вертепах младенец Иисус − непременно индеец, волхвы нередко имеют откровенно креольский облик, а вместе с быком и осликом у Христовых яслей присутствуют длинномордые пушистые ламы. Миниатюрные вертепчики, кстати сказать, латиноамериканцы нередко размещают внутри тыквы-горлянки.
Волхвы из Уганды или Кот-д’Ивуара имеют тоже вполне себе местные черты. В Африке в наборе фигурок вертепа присутствуют все местные животные, даже бегемоты. А вот африканские маски сперва вызывают вопросы.
– В Кот-д’Ивуаре в провинции Ман, помимо празднования Рождества, существует своя традиция, уже сугубо коренная, – поясняет Андрей Бегун. – В специальном доме хранятся ритуальные маски, которые используют в новогодние торжества: надевают их, употребляют местные спиртосодержащие напитки на основе сахарного тростника, танцуют различные танцы… Новый год там празднуется, конечно, не 31 декабря. В Африке, как правило, отмечают конец засушливого сезона и начало сезона дождей, так что дата зависит от близости государства к экватору.
Дальние страны, безусловно, будоражат воображение, но на выставке нашлось место и белорусскому колориту: ближе к выходу финальным аккордом в витрине красуются сувенирные шарики, опоясанные традиционным ромбическим орнаментом, украшенные видами столичных достопримечательностей, оклеенные соломенными косицами или наполненные колосками, штучные игрушки, расписанные известными художниками.
Коллекция внушает уважение – одна из крупнейших в мире. Каждый год «Музей елочных игрушек» пополняется новыми необычными экспонатами, винтажными или привезенными из далеких уголков планеты. Но главное, пожалуй, ощущение праздника: и желание сфотографироваться у рождественского камина и уйти, унося в кармане блестящий сувенирный шар, и ожидание чуда.
Фото со страницы Елены Михаленко в FB.