Отец: как влияет на развитие ребенка с точки зрения психологии и православного вероучения?

15 мая в Жировичах прошел третий ежегодный Форум «Семья: сегодня, завтра и всегда». На мероприятии выступила ведущий психолог-волонтер и член правления МОБО «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля», магистр социальных наук Манчестерского университета Екатерина Шевелева. Специалист рассказала о влиянии отца на развитие ребенка с точки зрения психологии и православного вероучения. Публикуем краткие тезисы из выступления.   

  • Мужчину хотят переделать, переписать, замысел о нем, существование его сотнями лет сегодня не устраивает. Потому что если мужчина будет жить в соответствии с замыслом Бога о нем, то все эти античеловеческие законы и порядки не пройдут, он не позволит. В «тренде» мужчина женоподобный, мягкий, неагрессивный, не имеющий своего четкого мнения, не добивающийся своих целей, управляемый, «безопасный». Мужчина строгий и четкий ходит с ярлыком «потенциального агрессора и насильника», инфосреда заражена таким мнением. 
  • Мужчина феминизируется всеми доступными средствами: в одежде, манерах, поведении. 
  • Естественные функции мужчины – контроля, руководства, дисциплины в семье – через инфосреду выводятся за грань нормативного поведения, маргинализируются. «Ребенка нельзя контролировать и наказывать, только лаской и убеждением». Хотя это заведомый обман — воспитание возможно только на сочетания поощрения и ограничения.
  • Функции и роли мужчины в православном вероучении и классической научной психологии (не популярных современных взглядах, а науке) не расходятся. Мужчина — защитник и наставник. Он призван давать физическую, материальную и духовную защиту семье. И он наставляет, руководит, контролирует тех, кто находится под его ответственностью: женщин и детей. У него Богом встроены все его способности, которые помогают ему это делать. На сегодня мужское наставничество, преподавание не имеют веса и авторитета в обществе, не престижны. На самом деле, институт мужского наставничества нужно рекламировать, популяризировать, расширять. Это даст ощутимый результат и изменения в жизнь общества.
  • Мужчина в своей семье должен включаться мозгом и душой во все процессы, которые там происходят, показывать жене, что ему небезразлично то, что внутри семьи идет. Тогда он получит авторитет, который позволит ему направлять и ориентировать детей и жену в нужную сторону, и они будут прислушиваться к нему. Мужчина, который «включается» раз в месяц, а потом выключается, провоцирует жену на обиды, которые потом мешают ей услышать его правильные и объективные оценки поведения и состояния детей.
  • Отец дает своей дочке фундаментальное понимание того, кто есть такой мужчина и как он к ней относится. От его отношения к дочке зависит ее будущий выбор спутника жизни.
  • Для мальчика папа — образец мужского поведения, прообраз его самого. С младшей школы и дальше, в пубертате, мальчик все больше отрывается от материнского образца и в норме (при сохранении доверительного контакта с отцом) полностью «уходит на мужскую половину дома», отделяется от мамы и авторитетным источником для себя видит папу.
  • Необходимо делать социальный заказ на нормальный образ мужчины, реабилитировать его природу, возрождать институт наставничества мужского, наставлять молодое поколение через разные формы (в школе, в загсе, в храме, на занятиях по подготовке к родам и пр.) о предназначении мужчины. Если он его не знает или забудет, то отсюда тянутся все негативные последствия — зависимости, уныние, депрессии, проблемы в отношениях — то есть, когда человек не понимает своего смысла в мире, он несчастен и не реализует свой потенциал.
  • Мужское предназначение — созидать, преображать окружающую действительность, смотреть за порядком, за соблюдением заповедей, делать мир безопасным для детей и женщин.

Автор: Екатерина Шевелева

Фото: из открытых источников, носит иллюстративный характер.