Венчание: решительный шаг в любовь

Венчание – одно из таинств Церкви. В чем его тайна? Разбираемся вместе с miloserdie.ru.

Богослужебный чин венчания в нынешнем своем виде сложился сравнительно недавно: около 1000 лет назад. Что же было до того, в ту самую эпоху раннего христианства, к которой принято апеллировать в «продвинутых» дискуссиях за свободную любовь? Как правило, звучит такое мнение: да просто помолился батюшка, благословил – и все, вы уже муж и жена!

На самом деле в то время брак считался церковным только при соблюдении определенных условий.

Между страхом и любовью

Конечно, было необходимым свободное волеизъявление жениха и невесты. Это не означало их непременную взаимную влюбленность; все-таки в то патриархальное время (да и много позже) брак устраивали родители. Однако к моменту венчания жених и невеста должны были согласиться с их решением.

О брачном решении осведомлялась церковная община во главе с епископом (Церковь могла и не благословить конкретный брачный союз, посчитав его по разным обстоятельствам неспасительным); церковная община соборно молилась Богу о новой семье.

И речи не было о том, что вступление в брак – частное, «приватное» дело двоих. Наоборот: новобрачные объявляют о своем выборе обществу, а общество свидетельствует перед Богом о той ответственности, которую это накладывает на мужа и жену. После заключенного таким образом брака не только Бог, но и люди вправе требовать от мужа и жены соблюдения принесенных обетов.

Сейчас все иначе: и вера, и любовь стали «приватным» делом, об этом неудобно спрашивать, в этом не принято давать отчет… И иногда эта интимность – обратная сторона нашей закомплексованности и несвободы. В нас нет решимости. «А нельзя разве просто так обойтись?..» За этим унылым вопросом на поверку прячется не отстаивание свободы, а страх нравственной ответственности: «Вдруг не осилю?»

Именно этот мертвящий страх прячется за нервическим требованием секулярного общества – все больше и больше освобождаться: от норм, авторитетов, традиций… Совсем иную свободу дарит человеку церковная вера: «Страха нет в любви, но совершенная любовь вон изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

Итак, выбор между страхом и любовью – за нами.

Сначала – обручение

Венчание: решительный шаг в любовь

В таинстве крещения, прежде чем войти в церковное общение, человек должен пройти период оглашения – подготовки. Будущему члену Церкви объясняют, кто такой христианин, в чем именно его вера, какими отношениями он связан с братьями и сестрами. Подобный «испытательный срок» предусмотрен и для готовящихся стать мужем и женой. Начало ему кладет обручение или помолвка.

В наши дни роль обручения играет помолвка, а само обручение, подобно чину оглашения в крещении, соединяется с последующим таинством венчания в единую службу.

Молодые становятся в притворе храма (или в задней, западной его части, при входе). Жених – справа, невеста – слева, поскольку традиционно в церкви правая сторона (напротив иконы Спасителя в иконостасе) считается мужской, а левая (напротив образа Божией Матери) – женской.

Священник вручает обоим горящие свечи как знак святости их намерения. Свечу держат в левой руке, чтобы осенять себя крестным знамением.

Венчание: решительный шаг в любовь

Далее происходит обмен кольцами. Испросив у Бога ниспослать жениху и невесте дар любви и единомыслия, священник возлагает на правую руку каждому из них кольцо. «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…»

Жениху вначале надевается кольцо невесты, а невесте – жениха, а после священник трижды меняет их в знак того, что в браке каждый из супругов передает власть над собой другому – перстень всегда был знаком власти.

Раньше у невесты было серебряное кольцо, а у жениха золотое, что соответствовало словам апостола Павла, которые читаются на венчании, о том, что муж является главой жены, как Христос Церкви, но вместе они составляют одно тело, один организм, причем навечно, о чем также говорят своей формой кольца.

После этого совершается молитва, в которой пред Богом воспоминаются многочисленные случаи из Священного Писания, когда возложение перстня являло надежный залог верности принятому решению.

Затем священник торжественно ведет жениха с невестой в центр храма, перед ними несут свечу и поется псалом с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Венчающиеся встают на белое полотенце, символизирующее, как и платье невесты, чистоту вступающих в брак.

Венчание: решительный шаг в любовь

Священник оборачивается к ним лицом и произносит напутственное слово о тайне супружеской жизни, ее духовном смысле. Обычно венчание совершает духовник обоих супругов или только жениха, но, конечно, знакомый и с его невестой, поэтому он может сказать самые важные слова, нужные именно для них, для их счастливой семейной жизни.

Зная и лучшие стороны своих духовных чад, и их недостатки, священник дает совет, как сохранить и преумножить ту любовь, которую они имеют, в различных жизненных испытаниях.

Венчание: решительный шаг в любовь

Далее батюшка проводит последнее «испытание», т. е. спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения:

«Имееши ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль взять себе в жену ту, которую перед собой видишь? Не обещался ли иной невесте?» Подобный же вопрос обращается и к невесте.

Это свидетельство жениха и невесты перед лицом всей Церкви подобно произнесению крещальных обетов. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это обет святого венчания.

Зачем поминают мучеников?

Венчание: решительный шаг в любовь

Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской.

Итак: «Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру!.. Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге!.. Помяни их, Господи Боже наш, якоже помянул еси Твоих 40 мучеников, низпослав им с небесе венцы!..»

Почему в радостном чине венчания мы вспоминаем мучеников и их страдания?

Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1: 5-7; Рим. 5: 3-5).

И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников.

Далее и происходит одновременно торжественный, кульминационный и очень сокровенный обряд возложения венцов на головы жениха и невесты с призыванием благословения Божия. Именно в этот момент произносятся слова: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!».

Венчание: решительный шаг в любовь

Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники (т. е. свидетели брака). Выбор зависит от местных традиций храма либо от практической необходимости.

Венцы – это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой – знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви.

Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)!» После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак.

Общая чаша

Венчание: решительный шаг в любовь

До XII века венчание, как и все прочие церковные таинства, было сопряжено с главнейшим таинством святой Евхаристии. И теперь как раз на том месте службы, где надлежало быть причащению, сохранился след древнего порядка: молодым преподают общую чашу с вином.

Как и на литургии, в этот момент поется «Отче наш», и слова «да будет воля Твоя» воспринимаются как свидетельство того, что брак является исполнением молодыми открывшейся им воли Божией. Связь венчания с Евхаристией не утеряна и сейчас: обычно в день венчания утром жених с невестой причащаются первыми на литургии, а в некоторых храмах даже стоят во время литургии в центре храма в венчальных одеждах.

Чаша же вина приобрела смысл того, что супругам нужно будет вместе пить чашу жизни, всех ее радостей и невзгод.

Венчальный крестный ход

Венчание: решительный шаг в любовь

Затем следует также очень красивый и проникновенный обряд – крестный ход вокруг аналоя, означающий, что венчание свершилось.

Соединив руки молодоженов, священник ведет их вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие. Троекратное – в честь Пресвятой Троицы – обхождение по кругу, символу вечности, есть знак торжества рождения новой христианской семьи.

Крестный ход молодых во время таинства венчания напоминает нам одновременно еще о двух таинствах Церкви: торжестве рождения нового христианина в таинстве крещения и особенно торжество рождения нового священника в таинстве хиротонии, когда при обхождении вокруг престола поются те же песнопения, что и при венчании: «Исаия, ликуй – Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека!..»; «Святии мученицы!.. молитеся ко Господу спастися душам нашим!».

О чем все это? О проповеди: пророки, апостолы, мученики и все святые проповедали пришествие в мир Спасителя Бога, имя Которому – Любовь.

Так и сама жизнь в христианском браке – это дерзновенная проповедь о великой надежде: в нашем мире живет – не умерла и не оскудела Любовь!

В завершении венчания с молодых снимаются венцы – этот момент означает, что, хотя венцы видимые снимаются, но небесные венцы божественной благодати и помощи остаются на главах супругов навсегда!

Священник благословляет молодых двумя иконами – Спасителя и Богородицы, которые стояли перед царскими вратами у иконостаса на протяжении всей службы. Эти святые образа будут поставлены в красном углу дома молодоженов, перед ними будет совершаться совместная молитва супругов, а после – их детей и внуков.

Источник: Екатерина Загуляева, священник Николай Петров, редактор Ирина Лухманова, miloserdie.ru

Фото: диакон Андрей Радкевич.