«Нет возможности вырваться на сессию». Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

17-летний Глеб выиграл республиканскую олимпиаду по программированию, но поступить в вуз так и не смог. Парню неудобно учиться даже заочно, так как он передвигается на коляске, а полностью дистанционной формы обучения в наших университетах Глеб не нашел. Две Оли и Алина из разных уголков Беларуси, тоже с инвалидностью, поступили на дистанционку в Пятигорский университет, но оплатить учебу у них не получилось. Читайте в нашем материале о том, как люди с инвалидностью пытаются получить высшее образование и что из этого выходит. 

«Больше всего привлекала информатика» 

Проблемы с позвоночником у Глеба Дайлида обнаружили с рождения. Диагноз неутешительный – спинномозговая грыжа. В детстве мальчик пытался ходить с помощью ходунков, сейчас передвигается на коляске.

В этом году Глеб с золотой медалью окончил 11 классов гимназии в Ганцевичах и дальше поступать не стал. Некуда.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз
Глеб с мамой на выпускном 

— Все школьные годы я обучался на дому, ко мне приходили заниматься учителя из гимназии. Мне нравились разные предметы – русская литература, языки, биология, история, химия хорошо получалась. Но больше всего привлекала информатика, — делится парень. – Школьные занятия по информатике строятся на довольно устаревших программах, которые сейчас редко применяются на практике, поэтому я постоянно просил учительницу поделиться со мной какими-то новыми знаниями.

Учительница Глеба по информатике как раз готовила детей на олимпиаду по программированию. Через местный отдел образования педагог нашла финансирование, и гимназия смогла закупить новые наборы РОББО. Это оборудование учительница и стала приносить на занятия с Глебом.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

 «ROBBO» — российский проект из Санкт-Петербурга, основанный в 2012 году. Компания занимается разработкой и производством робототехнических наборов для школ, детсадов и колледжей. С помощью этого оборудования обучается 100 тысяч детей в 30 странах мира, в том числе из Японии, Южной Кореи, Китая, Финляндии и России.

Сначала Глеб изучал основы HTML-программирования и даже начал писать сайты, а потом стал заниматься на оборудовании РОББО прямо на дому. Так как парень закончил школу искусств и неплохо рисует, ему программирование и робототехника давались несложно.   

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

В конце учебного года учительница предложила парню поучаствовать в национальном отборочном этапе олимпиады по креативному программированию Scratch Olympiad 2022, и он согласился. Глеб любит компьютерные игры и отлично представляет, как они устроены. На конкурс он подготовил игру собственной разработки, которая управляется РОББО-лабораторией,  и… победил! Глеб стал первым в стране среди учеников 15-17 лет в своей номинации.

— Наши классы и оборудование дают возможность ребятам даже из маленьких городов изучать современные технологии и в будущем становиться высококвалифицированными кадрами. Мы работаем и в направлении инклюзии, надеюсь, в скором времени совместно с белорусскими педагогами мы разработаем программы для детей с особенностями в развитии. Таких ребят много, и они должны получать доступ к образованию любой ступени, — считает представитель компании «РОББО» в Беларуси Сергей Балбуцкий.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

«Высшее образование не помешает»

Родители заметили, что Глебу очень нравится информатика. Также при выборе специальности для сына важным условием стало дальнейшее трудоустройство и работа в режиме онлайн, прямо из дома. 

— Мы остановились на программировании, — рассказывает Елена, мама Глеба. – Я стала мониторить наши вузы и смотреть, где можно учиться дистанционно. Нашла такую форму обучения в БГУИР и БНТУ, созвонилась с ними. Сказали, что на сессии все равно надо будет приезжать в университет. Для нас такой вариант не комфортен. В Минске надо где-то жить, сына нужно постоянно сопровождать, еще не факт, что в здании будет доступ на все этажи, удобные санузлы и лифт. Плюс, у него хватает вопросов по здоровью, которые тоже нужно решать.  

Дистанционная форма обучения в БГУИР и БНТУ действительно предусмотрена. Правда, на сессии приезжать все равно придется.

 

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Вот так нас проконсультировали по поступлению на дистанционку в БГУИР: «Действующими правилами предусмотрена только очная аттестация. Люди с инвалидностью перед каждой сессией могут писать заявление с просьбой разрешить им удаленную аттестацию и прилагать справку о состоянии здоровья. Тяжелый диагноз может стать основанием со стороны руководства университета, чтобы такую процедуру разрешить. Но, опять же, все будет решаться в индивидуальном порядке. Пока ничего другого мы вам предложить не можем. Технологически мы готовы, нормативно – нет. Возможно, в скором времени что-то изменится». 

В БНТУ рассказали, что на дистанционной форме обучения у них предусмотрены четыре сессии в год (по 7-10 дней каждая). Летняя и зимняя экзаменационные сессии обязательны для очного посещения вуза: «К нам приезжают люди на колясках. На время сессии мы предоставляем им общежитие с отдельной комнатой, живут они с мамой. Чисто теоретически можно сдавать дисциплины по видеосвязи, но приехать и проставить все предметы в зачетку все равно придется, хотя бы раз в год».

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Дистанционная форма обучения у нас в вузах всегда платная. Стоимость одного года учебы – от 1600 до 1900 рублей. Родители Глеба были готовы оплачивать учебу, если бы сессии и защита диплома проходили полностью в онлайн-формате и не пришлось ездить в столицу. 

Сейчас Глеб не бросает программирование и продолжает изучать основы HTML. Чуть позже планирует записаться на курсы в IT-академию при Парке высоких технологий. Они целиком проходят в онлайн-формате.    

— Конечно, будь возможность сдавать сессии из дома, мы поступали бы уже в этом году. Высшее образование не помешает. А пока не можем его получить, будем пробовать курсы и ждать, пока у нас появится полностью дистанционная форма обучения, — подводит черту мама мальчика. 

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

«Хочется быть полезной, занятой, а не просто сидеть дома» 

Две Оли и Алина познакомились три года назад на дистанционных курсах по английскому языку при фонде содействия инклюзии «У Совы»

Некоммерческая организация «У Совы» была создана в 2017 году, чтобы дистанционно обучать людей с инвалидностью по разным направлениям – от программирования до психологии. За год более 200 ребят из разных уголков Беларуси проходят обучение по 20 образовательным курсам.  

Девушек объединило общее увлечение. С тех пор они каждый вечер, за исключением выходных, продолжают созваниваться онлайн и учить язык. Весной этого года поняли, что заниматься просто так, без цели, неинтересно, и решили поступать в лингвистический.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

У 36-летней Ольги Осиповой из Березы уже есть высшее образование. В 2011 году она отучилась на заочном отделении педагогического университета в Минске по специальности “педагог-психолог и социальный педагог”. Позже девушка очно закончила курсы практической психологии в Москве. Правда, устроиться на работу по специальности так и не получилось: сложности возникли из-за заболевания – у нее ДЦП:

— Я пыталась устроиться психологом в местные организации. Но если в городке и появляется какая-то приемлемая для человека с инвалидностью вакансия, то ее быстро отдают знакомым или пенсионерам. Раньше я находила частичную занятость в интернете, однажды даже работала онлайн в крупной компании. Но по профессии за все время не поработала и дня. Получается специальность есть, а профита от нее – ноль. 

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Сейчас Оля живет с пожилыми родителями. В следующем году планирует перебраться с молодым человеком в Минск, если удастся получить социальное жилье. Девушка надеется, что в столице найти работу будет проще. 

Ольга из Минска, ровесница первой девушки, тоже живет с родителями. Из-за спинальной травмы с детства не ходит. В школе ей нравились иностранные языки, планировала поступать в Лингвистический университет в Минске. Но передумала после того, как ее мама съездила в вуз и увидела, что на то время в здании не было ни лифтов, ни туалетов для людей на коляске.

Затем у Ольги стала появляться работа на дому: то диспетчером на телефоне, то бухгалтером, сейчас работает администратором. Со временем образование отошло на второй план, и девушка ограничилась различными курсами:

— Уже с детства я понимала, что всегда буду чего-то лишена. К примеру, возможности получить высшее образование. Как показывает практика, за много лет у нас ситуация мало поменялась. 

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Алине из Логойска 23 года, у нее ДЦП. По дому девушка передвигается в ходунках, за пределами квартиры – только на коляске.  

— В школе учителя приходили заниматься ко мне домой. Сама по себе я человек медлительный, не всегда все быстро схватывала, — признается Алина. – Конечно, я часто думала о будущем, мне хотелось поступать дальше, учиться и найти хорошую работу, чтобы потом себя обеспечивать. Полностью дистанционного обучения мы с родителями не нашли и решили, что пока я никуда поступать не буду. Дальше занималась на всяких курсах. Мне очень хочется быть полезной, занятой, а не просто сидеть дома и думать о своих проблемах.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

«Долго искали подходящий для нас университет» 

— На самом деле, язык можно изучать бесконечно. Весной этого года мне в голову пришла мысль: должна быть какая-то цель, хотя бы маленькая. И предложила девочкам попробовать поступить в лингвистический, — рассказывает о задумке Ольга Осипова. – Очень долго искали подходящий для нас университет, с полностью дистанционной формой обучения – начиная занятиями и заканчивая сессиями и сдачей дипломной работы. Очень печально, но в Беларуси так ничего и не нашли. 

На этом подруги не остановились, стали шерстить российский рынок. Наткнулись на дистанционку в Пятигорском государственном университете, куда можно было не приезжать даже за дипломом. Оказалось, это единственный государственный вуз на территории СНГ, где преподают иностранные языки удаленно. Решили: надо поступать. Оля из Березы выбрала для изучения английский и китайский языки, Алина и Оля из Минска – английский и немецкий.    

И поступили. 

Но не были зачислены, потому что не смогли оплатить учебу.  

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

— Мы не знали, как готовиться и чего ждать. Волновались и переживали, — признается Ольга Осипова. – Удобно, что все вступительные экзамены проходили дистанционно. Это была единственная альтернатива для нас. Учиться заочно мы бы не смогли: кто бы нас возил, сопровождал? Это была возможность получить универсальную профессию, с которой потом можно и найти работу онлайн, и устроиться в частную компанию, и даже работать самим на себя.

Поступив в вуз, девушки оказались в подвешенном состоянии. Во-первых, они не ожидали, что пройдут конкурс. Во-вторых, назрела новая проблема – где-то надо было найти деньги на учебу. Стоимость одного года обучения в переводе на белорусские составила около 3000 рублей, учиться предстояло пять лет.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Начались эмоциональные качели, так как денег на оплату учебы не оказалось. У Алины в этом году поступила младшая сестра, и родители бросили все силы в ту сторону. Родители Оли из Березы уже оплатили дочке одно образование, плюс, семье недавно пришлось чинить крышу из-за неожиданной протечки – тоже расходы. Оля из Минска, сложив все свои пенсии и заработки, смогла бы оплатить учебу, но решила не идти дальше из-за солидарности с девочками.     

Подруги не сдаются. Они планируют повторить попытку, если удастся собрать деньги на обучение. Но больше всего девушки хотят дождаться, когда дистанционка заработает на практике у нас.  

— Большинство людей с инвалидностью у нас не работают. А почему? У нас нет ни образования, ни опыта. В резюме просто нечего написать: школа, год адаптации – все. Такие резюме сразу отсеиваются, — обрисовывает сложившуюся ситуацию Ольга Осипова. – Ладно мы, люди с инвалидностью, хотим учиться дистанционно. Но это же выход и для мамочек в декрете, и для многодетных родителей, и для людей, которые ухаживают за пожилыми родственниками, у которых нет возможности вырваться на сессию. Было бы здорово, если бы наши вузы посотрудничали с российскими и переняли опыт дистанционного обучения. 

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

«Фундамент, на котором строится вся система» 

Основатель фонда содействия инклюзии «У Совы» и полностью парализованный предприниматель Александр Макарчук убежден, что без дистанционной формы обучения у нашего образования нет будущего:

— Бесплатную платформу для онлайн-обучения людей с инвалидностью мы создали пять лет назад. С тех пор множество ребят по всей республике с серьезными проблемами со здоровьем смогли учиться и получать профессиональные компетенции, а не просто сидеть в четырех стенах квартиры. Для этого понадобились компьютер, планшет или телефон, выход в интернет и, самое главное, желание учиться. Все. Проект нашел огромный отклик у целевой группы. Но, к сожалению, за последние два года финансирование наших программ сильно сократилось. Казалось бы, пандемия коронавируса бросила серьезный вызов нашему образованию, но дистанционная форма обучения в школах, средне-специальных и даже высших учебных заведениях, как показывает практика, так и не была до конца освоена.    

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

С 1 сентября вступили в силу положения новой редакции Кодекса об образовании Республики Беларусь. Согласно п. 1 ст. 16 дистанционка закрепилась как самостоятельная форма получения образования. До этого дистанционная форма получения образования законодательно являлась одним из видов заочки. Правовые аспекты комментирует юрист общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» Татьяна Анушкевич:

— Согласно нынешнему законодательству, дистанционная форма получения образования предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий. Детализации данной формы обучения в новой редакции Кодекса нет. Лишь прописано, что соответствующие положения, порядок и условия использования дистанционных образовательных технологий утверждаются и определяются Министерством образования. Надо понимать, что Кодекс – это основной документ, фундамент, на котором строится вся система и на основе чего затем разрабатываются подзаконные акты. Этот процесс может занять какое-то время. 

Наша организация находится в партнерстве с государством, и мы лоббируем интересы людей с инвалидностью в разных направлениях. В одиночку человеку сложно защищать свои права и отстаивать законные интересы. Безусловно, в этот процесс должны вовлекаться и общественные организации, и государство.  

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Юрисконсульт ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» Нина Грамыко надеется, что в будущем дистанционное обучение займет полноценное место среди других форм образования:

— Созданные годами стереотипы мешают нам осознать простой факт: люди с инвалидностью способны обучаться, получать трудовые навыки, работать и приносить пользу обществу. Но у людей с инвалидностью не всегда, особенно в регионах, есть возможность получить доступное образование.

Я думаю, что у любого человека должен быть выбор. Множественность форм всегда лучше, чем один-два варианта. Конечно, в дистанционной форме обучения есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, при занятиях онлайн у ребенка отсутствует социальная адаптация, общение со сверстниками. С другой стороны, часто болеющие дети могли бы подключаться к урокам онлайн, чтобы хотя бы увидеть лица одноклассников, им это в плюс. Определенно потребность в дистанционной форме обучения есть, и не обязательно у людей с инвалидностью, но и у здоровых людей тоже.

"Нет возможности вырваться на сессию". Узнали, почему ребятам с инвалидностью сложно поступить в вуз

Автор: Вероника Уласевич

Фото: Иван Карпов, из семейного архива Глеба