В Беларуси за 8 лет количество детей с общими расстройствами развития возросло в 2,8 раза
В Республике Беларусь с 2005 по 2013 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). говорится в пресс-релизе Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий.
Актуальность и фиксация внимания на данной теме обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности.
В Республике Беларусь с 2005 по 2013 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске.
Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.
В последние годы наметилась положительная динамика в области диагностики и организации работы по оказанию специализированной помощи таким детям и их семьям, изменились подходы психиатрической помощи с акцентом на амбулаторно-поликлинический этап обслуживания детского населения.
Однако, проблемными остаются следующие моменты:
— низкий уровень осведомленности врачей, педагогов, родителей о ранних проявлениях аутизма не позволяет своевременно обращаться за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков, проводить диагностику на ранних этапах заболевания, что снижает эффективность данного вида помощи;
— отсутствует общая концепция (программа), системный подход в оказании помощи детям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра;
— недостаточно специалистов (психологов, логопедов-дефектологов, педагогов), которые имеют опыт работы с данной категорией пациентов и могут быть по праву названы высокоэффективными в своем виде деятельности;
— низкий уровень культуры коммуникации и взаимодействия общества с людьми с особенностями развития и их семьями приводит к социальной изоляции и вторичной аутизации последних.
Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют более тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур (ЦКРО и РМО) и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающим помощь детям, так как в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая, педагогическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным результатам.
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается 2 апреля.