Исследование: Дети учатся распознавать слова в утробе матери
Вейкко Сомерпуро, Хельсинский университет
Ранние воспоминания. Волновое излучение мозга показало, что младенцы распознают слова, которые слышали в утробе.
Следите за своей речью рядом с беременной женщиной. Согласно новому исследованию, во время внутриутробного развития ребенок слышит звуки снаружи и понимает их достаточно хорошо, чтобы сохранить воспоминания о них после рождения.
Плод слышит речь в утробе матери, хотя это может казаться невероятным, но часть мозга, отвечающая за восприятие звуков, активна на протяжении последнего триместра беременности, а звуки хорошо распространяются в брюшной полости. «Если вы закроете рот рукой и начнёте говорить, вы услышите примерно то же, что слышит ребёнок в утробе», – отмечает когнитивный нейрофизиолог Эйно Партанен из Хельсинского университета. «Вы можете слышать ритм речи, музыки и тому подобное».
Исследование, проведенное в 1988 году, выдвинуло предположение, что новорожденные узнают саундтрек к любимому сериалу матери. Недавние исследования открыли факт обучения в утробе, который указывает на то, что младенцы уже знакомы со звуками родного языка родителей; американский новорожденный воспринимал шведские гласные как чужие и начинал сосать специальную соску, чтобы услышать другие новые звуки. Шведские младенцы продемонстрировали аналогичную реакцию на английские гласные.
Однако эти исследования были основаны на детском поведении, что может легко ввести в заблуждение. Партанен и его команда решили поместить на малышей ЭЭГ сенсоры, чтобы найти следы воспоминаний из утробы. «Если мы услышали звук однажды, а потом слышим его достаточно часто, мы запоминаем его и вспоминаем, когда слышим его снова», – объясняет Партанен. Эта память ускоряет восприятие звуков родной речи, её можно зафиксировать в виде волнового излучения мозга, даже когда младенец спит.
Ученые дали беременным женщинам запись, которую те должны были включать несколько раз в неделю на протяжении последних месяцев беременности. На записи звучало выдуманное слово «татата», которое повторялось несколько раз под музыку. Иногда в среднем слоге менялась интонация гласной. В среднем к моменту своего рождения, младенцы уже слышали слово более, чем 25 000 раз. Когда после родов провели тестирование этих младенцев, они узнавали вариации этих звуков, в отличие от младенцев из контрольной группы. Об этом говорится в докладе Паратанена и его коллег, представленном на заседании Национальной академии наук.
Мозг детей, которые слышали запись, проявлял активность в распознавании звуков и изменений в интонации слова. Активность был тем выше, чем чаще матери включали запись. Эти дети также лучше детей из контрольной группы распознавали разницу в слогах, например длину гласных звуков. «Это позволяет сделать вывод о том, что плод может усваивать куда более детальную информацию, чем мы предполагали, – замечает Партанен, – а также к тому, что память об этом сохраняется после рождения».
«Это весьма уважаемые ученые, а результаты исследования действительно убедительны», – комментирует Патриция Кухл, нейролог Вашингтонского университета в Сиэтле. «Вместе с результатом предыдущих исследований, – утверждает она, – можно предположить, что изучение языка начинается в утробе».
Кристина Мун, детский психолог из Тихоокеанского Лютеранского университета, соглашается. «Я думаю, что это очень важные результаты, – резюмирует Кристина, – они указывают путь для дальнейших исследований, которые могут в корне изменить процесс обучения».
Однако тот факт, что младенцы могут обучаться во время внутриутробного развития, не говорит, что прослушивание музыки и записей речи поможет детям в будущем. Партанен утверждает, что нет неопровержимых доказательств того, что дополнительное прослушивание звуков, отсутствующих в обычном окружении, имеет позитивный долгосрочный эффект. Мун добавляет, что прослушивание звуков близко к животу представляет определённый риск, так как возможно чрезмерное раздражение слухового аппарата и быстроразвивающегося мозга плода. Чрезмерное количество шума может негативно повлиять на слуховой аппарат ребёнка и нарушить циклы его сна.
Вместо проигрывания записей здоровым детям Партанен видит в этом возможное лечение детей с риском развития дислексии или расстройства слухового аппарата, но это только если прослушивание определённых звуков во время беременности действительно может ускорить усвоение языка. Исследование его команды наблюдало детей до месяца, и неизвестно, забудутся ли эти знания, когда они повзрослеют, или внутриутробное обучение и его эффект изучения языка сохранится до конца жизни.
Опубликовано в журнале Science Translational Medicine
Перевод Антона Гусева