Интервью: Врачи в защиту жизни, естественных родов и «Счастливый репродуктивный дебют» как залог открытости на многодетность
Николай Александрович Жаркин (Россия) – доктор медицинских наук, профессор, зав. Кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского Медуниверситета, автор нескольких книг по родовспоможению.
На кафедре мы уже больше двадцати лет занимаемся естественными родами, подготовкой к ним, разработкой и внедрением их в практику. Ну, и проводим просветительскую деятельность, организуем семинары в разных регионах России. Побывали от Архангельска до Новосибирска, в разных городах: везде интерес большей частью со стороны общественных организаций, сторонников естественных родов. В меньшей степени от медицины…
Основная моя деятельность – это как раз работа с медиками по уменьшению агрессивности в акушерстве, распространению естественного рождения ребенка. В том числе мы применяем и медицинские технологии, которые помогают детям родиться самим, например, после операции кесарево сечение.
К диалогу присоединяется Игорь Валерьевич Добряков (Россия) – кандидат медицинских наук, сопредседатель секции перинатальной психологии Российского психологического общества, доцент Санкт-Петербургского университета, Северо-Западного государственного медицинского университета.
Рro-life.by: Вы тоже разделяете взгляды по сохранению жизни до рождения?
Добряков.: Конечно, да.
Рro-life.by: Почем-то наибольшее сопротивление и агрессию общественные организации, защищающие жизнь, испытывают со стороны именно докторов. Можете объяснить?
Добряков: Профессор и академик Айламазян, который у нас главный акушер-гинеколог, полностью разделяет мои взгляды, у нас есть совместные статьи…
Жаркин: Гинекологи находятся в сложной социальной ситуации, потому что, с одной стороны, есть потребность общества в абортах и это не секрет. Православно мыслящих врачей, которые придерживаются православных понятий и ценностей жизни не так мало. И, с другой стороны, есть противоположные мнения, которые тоже представлены большим количеством людей. И женщины требуют выполнения аборта. Поэтому существует закон, позволяющий женщине требовать прерывания беременности по ее желанию и от этого закона никуда не денешься. А кто это будет делать? Кроме акушеров-гинекологов этого делать некому. И поэтому мы находимся в такой сложной ситуации: с одной стороны, даже если мы и духовно противимся этому, мы обязаны выполнить законодательство и те профессиональные обязанности, которые отражены в трудовом контракте. Поэтому здесь очень сложная ситуация…
И тот врач, который отказывается делать по своим соображениям аборты, он находится в сложной ситуации, из которой не всегда можно найти выход. В этом отношении я сторонник заявления Всемирной федерации акушеров-гинекологов, где сказано: если врач по каким-либо своим соображениям — религиозным нравственным и другим отказывается делать аборт женщине, он обязан предоставить информацию о том, кто это может сделать и направить женщину туда. Поэтому здесь, безусловно, есть два направления работы: первое, это работа с правительством, которое хотя бы устранило такую легкую доступность аборта. Потому что сейчас аборт действительно бесплатен и организации за это платят деньги, есть определенные тарифы, и, даже, странно — они повышаются. А с другой стороны, надо работать в направлении пропаганды среди медицинских работников, которые бы не предъявляли эту услугу в первую очередь, как на этом Форуме вчера сказал Патриарх. Это повсеместное явление, потому что действительно врач с не очень высокой нравственностью предпочтет за те же самые деньги ничего не делать, чем делать что-то такое большое и серьезное. И это та же самая борьба добра и зла.
Добряков: В медицине есть два принципа: один – это принцип симптом-центрированный, когда симптом есть и с ним борются; а другой – этиопатогенетический, когда борются с причиной. Так вот к сожалению борьба с абортами носит у нас такой симптом-центрированный характер. Вот аборты – давайте с ними бороться! Надо бороться с причинами абортов и здесь очень много может сделать пренатальная психология. И в принципе это возможно. Дело в том, что либерализация сексуальной морали, которая сейчас есть в стране — в общем очень мешает! И здесь на конгрессе я буду как раз сейчас об этом говорить: о семейной психотерапии и об улучшении семейных взаимоотношений, о ценностях — и вот если это будет получаться, если будет грамотно проводиться (а проводится сейчас много, но не всегда грамотно): подготовка к родам, подготовка к зачатию, то тогда многие проблемы будут решаться. И нужно стараться не бороться с женщиной, которая сделала аборт, хотя ей нужно помогать – она в трудной ситуации, а нужно сделать так, чтобы женщине это в голову не приходило. И это можно сделать. Но этим мерам очень мало уделяется внимания и очень мало уделяется средств.
Рro-life.by: Из нашего опыта консультирования в Беларуси мы выявили определенный рейтинг мотивов прерывания беременности у женщин. И в числе первых не материальная ситуация, она на третьем-четвертом месте…
Жаркин: совершенно верно, а вот один из них, это — нет субъектного отношения к ребенку.
Добряков: Конечно. Ну, вот Вы совершенно правы! Надо говорить о том, что не симптом-центрированная должна быть терапия, а этиопатогенетическая. И меры, которые принимаются в нашем государстве и в вашем, кстати, тоже, когда помогают и дают материнский капитал и так далее он не решает всех проблем. А ведь наши соседи, которые живут там в Прибалтике, которые живут в Скандинавии там очень высокий уровень жизни, но у них всегда были проблемы демографические, у них тоже низкая рождаемость. И повышать рождаемость только повышением материального благосостояния не получится. Беларуские коллеги меня очень хорошо понимают, у вас есть специалисты по перинатальной психологии, только что я писал отзыв на диссертацию, тоже интересную, которая в Минске защищалась.
Жаркин: По поводу моего появления на конгрессе «Многодетная семья…». Дело в том, что в результате реализации нашей программы по подготовке к естественным родам мы обратили внимание, что семьи, которые прошли эту подготовку и счастливо родили детей, у них почти нет абортов и многие семьи становятся многодетными. За двадцать лет к нам уже приходят и третий и четвертый раз. И вот здесь мы задумались над этим и, в общем-то, поняли причину, потому что счастливый репродуктивный дебют он как раз дает женщине шанс ощутить это чувство любви, которое сейчас находится в большом дефиците. Сексуальные отношения называются любовью и прочее… А вот реальная любовь – это та, которая дается женщине именно в момент рождения ребенка. Причем это состояние оно иногда бывает очень коротким, но ощутив его женщина уже никогда его не забудет. И поэтому мы считаем, что первые роды должны быть счастливыми. И это является очень хорошим стартом для того, чтобы женщина имела не одного ребенка. И с этим материалом я приехал сюда на конгресс.