Важность применения теории привязанности Ньюфельда в образовании

Когда мы, христиане, говорим об образовании, мы всегда восходим к истокам понятия “образование”. Само слово восходит к слову “образ”, то есть, процесс образования — это изначально воззвание к ребенку как к образу Божию. Это пробуждение в нем как самого возвышенного и прекрасного, совершенного, так и формирование в нем какой-то базы для возможности уподобления Господу Богу [1].

Со временем, как мы знаем, понятие образования совершенно преобразилось в нечто другое, а именно в передачу детям знаний, умений и навыков. В современном же мире во многих странах даже эта передача знаний, умений и навыков сузилась до образовательной услуги. Из процесса образования выпал процесс воспитания, и образование вообще перестало быть образованием как таковым. Если быть объективными, важно называть это правильно: то, что сегодня существует — это трансляция определённых знаний, умений и навыков, не более.

Я уверена, что большинство родителей видят это и, безусловно, этим обеспокоены. Ведь подразумевается, что процесс воспитания должен происходить в семье, да и образование как таковое тоже, но люди ограничены во времени влияния на своих детей из-за занятости их в школе и дополнительном образовании, а родители — на работе. Здесь ключевым является выпадение из уравнения процесса воспитания. Причем воспитания не в смысле дрессировки или формирования безусловных рефлексов. А в смысле формирования таких ценностных отношений между школой, учителем и учащимися, благодаря которым ученику станет ценным познание, а также дорогими и важными станут ценности учителя.

Формально на бумаге во многих странах прописаны воспитательные функции школы, но не секрет, что часто они воспринимаются самими учителями как излишние, устаревшие, ненужные. Многие родители слышат от учителей, что “школа не обязана воспитывать”, и, как правило, такие учителя, к сожалению, не нацелены на контакт с учениками, на выстраивание отношений, пробуждение в детях симпатии и уважения к ним. Когда учитель становится близкой привязанностью детей, дети с радостью идут на урок, с удовольствием выполняют домашние задания именно по этому предмету, меньше тратят на противостояние и отлынивание от работы. Ученики перенимают также саму теплоту их взаимоотношений, чувствуют себя под защитой, в безопасности, готовы выступать одним коллективом в связке с любимым учителем. Механизм привязанности имеет важную особенность: все, вовлеченные в этот процесс, хотят быть похожими друг на друга, хотят иметь общее, в том числе, общие ценности. Если для учителя важна честность, уважение, отзывчивость, справедливость, милосердие, — это же становится ценным и важным для тех учеников, кто к нему привязан. Поэтому исключительно важно не вычеркивать отношения привязанности из процесса обучения. [2]

Сегодня важно возвращаться в подготовке молодых учителей к акценту на том, как строить взаимоотношения с учениками. Как сохранять свое достоинство и не заниматься попустительством, и в то же время быть достаточно человечным и харизматичным, чтобы вести за собой.

Об этом много говорит канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд [3]. Многие воспринимают теорию привязанности как попустительскую, якобы человек, формирующий близкие отношения с ребенком, будет ему все разрешать, во всем потакать. Но это отнюдь не так. Теория привязанности говорит также важные вещи об адаптации как о процессе проживания тщетности того, чего у тебя нет, или того, что не работает для тебя. Если ты не можешь получить или реализовать что-то, что тебе хочется, тебе нужно прожить тщетность того, что по-другому не будет, не может быть. Человек, проживая это, порой со слезами, порой со вздохом разочарования, приходит к равновесию и к последующей адаптации к ситуации. Поэтому учитель, который строит отношения привязанности, не боится поставить определенные границы, рамки, оговорить с учениками правила, организовать процесс, сформировать важные традиции и ритуалы, нужные для плодотворной учебы.

 Дети, проходя адаптацию в отношениях привязанности, становятся психологически устойчивыми; дети, сталкивающиеся с человечным к себе отношением, получают опыт такого обращения и возможность транслировать его в своей последующей жизни “Адаптационный процесс является частью естественной силы взросления, благодаря которой ребенок меняется, смиряясь с тем, что нельзя изменить. В процессе адаптации дети учатся на своих ошибках и извлекают пользу из неудач. Это тот самый случай, когда трудности помогают ребенку стать лучше” [4]. Отношения же образовательных услуг, процессы сухой передачи знаний, умений и навыков без ценностной воспитательной составляющей — это, скорее, переход на обезличенные технологии, когда процессом обучения будут управлять автоматизированные комплексы и алгоритмы. Но будет ли такое обучение образованием в христианском понятии? Не будет ли оно еще бОльшим уходом от человечности даже, не говоря уже о восхождении к образу и подобию Божию? Я уверена, что именно сегодня важно поднимать эти вопросы, а также вопросы подготовки молодых учителей, так как на сегодняшний день теория развития на основе привязанности не входит в их программу. Еще одной важной направляющей работы видится включение курса о теории развития на основе привязанности в программу учащихся Школы катехизаторов — для будущих преподавателей воскресных школ.


Нарынкевич Галина Васильевна, бакалавр гуманитарных наук, учитель английского языка СШ №64 г.Минска

[1] Образование как восстановление образа Божия в человеке. [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://studopedia.ru/12_156280_obrazovanie-kak-vosstanovlenie-obrazabozhiya-v-cheloveke.html – Дата доступа : 28.11.2020. [2] Гордон Ньюфелд: О модели развития на основе привязанности [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://www.youtube.com/watch?v=mjZYNP_MRQ4&ab_channel=NeufeldInstitute – Дата доступа : 28.11.2020. [3] Всё дело в отношениях. Гордон Ньюфелд на конференции TEDx [Электронный ресурс]. –Режим доступа : https://alpha-parenting.ru/2016/12/05/vsyo-delo-v-otnosheniyah-gordonnyufeld-na-konferentsii-tedx/ – Дата доступа : 28.11.2020. [4] Гордон Ньюфелд, Габор Матэ Не упускайте своих детей . Глоссарий. [Электронный ресурс]. –Режим доступа :https://metodich.ru/gordon-neyufeld-gabor-mate-ne-upuskajtesvoih-detej/index22.html – Дата доступа : 28.11.2020.с.

Из сборника материалов участников V международной научно-практической конференции «Социум и христианство»