Установки у подростков: как формируются и от чего зависят?
Данный материал написан по мотивам магистерской диссертации «Социально-психологические факторы формирования репродуктивных установок у девушек юношеского возраста с различным типом религиозного мировоззрения». Тема не типичная для защиты в стенах светского ВУЗа, так как испытуемыми в научном исследовании были «верующие» (православные девушки, регулярно посещающие храм, участвующие в Таинствах церкви) и «неверующие» (атеистки) девушки от 15 до 18 лет.
Актуальность данного исследования заключается в демографическом кризисе белорусского общества. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране предпринимаются различные меры, направленные на повышение рождаемости: оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет, льготное кредитование для многодетных, программа семейного капитала и пр. Тем не менее, демографические процессы остаются депопуляционными. Социально – экономическая политика государства, к сожалению, не способна решить демографические проблемы в стране. Можно смело белорусов отнести к «вымирающей» нации по данным статистического комитета. Согласно оценке, на конец 2022 года население Беларуси составляло 9 453 125 человек, годовой прирост составил 0,01 % (родившихся: 110 687 человек; умерших: 133 940 человек; естественный прирост населения – (-) 23 253 человек).
Поэтому задача психологии, как науки, определить внутриличностные мотивы к рождению детей подрастающего поколения. И каким образом возможно повлиять на формирование репродуктивной сферы будущих мам нашей страны. Целью исследования было изучить социальные и психологические факторы, влияющие на репродуктивные установки девушек (готовность к рождению детей), вступивших в детородный возраст.
Итак, на формирование репродуктивных установок влияют две группы факторов: внешние – социально-политическая и экономическая ситуация в стране, что в свою очередь стабилизирует либо, напротив, ослабляет внутреннюю готовность девушки (женщины) к рождению детей в семье, когда молодые люди рассчитывают на гарантии защиты государством материнства и предоставление благоприятных условий развития и воспитания ребёнка; внутренние факторы – собственное мнение, воспитание в семье, индивидуально-психологические и духовно-нравственные ее качества.
На основе результатов диагностики репродуктивных установок были получены следующие результаты. Девушки, воспитывающиеся в религиозной среде («верующие»), характеризуются ярко выраженными положительными репродуктивными установками: более трёх детей хотят иметь 54% испытуемых; сделают выбор в пользу рождения ребёнка, чем карьеры – 62% девушек; нет ничего важнее материнства для 35% испытуемых; хотят иметь большие семьи – 92%; желание родить первенца до 25 лет – 81%, рождение детей в браке важно для 96% девушек, понимание целомудрия как духовной и физической ценности свойственно для 88% испытуемых, отказ от аборта при нежелательной беременности у 92%; начало половой жизни допустимо после 18 лет — 46%, после замужества – 42%; частая смена половых партнёров недопустима у 84% испытуемых; говорили в семье о целомудрии 65%; главным источником информации о зачатии, рождении, уходе, воспитании детей 65% выбрали семью; среди предложенных ценностей выбор был сделан в пользу семьи и детей (по статистическому анализу).
Для девушек-атеисток («неверующие») характерны: отказ от многодетности – 11%, отказ от деторождения («чайлдфри») – 25%; ориентация на карьеру, независимость и возможность родить ребенка после 25 лет, желание родить первенца после 30 лет – 30%; сделают выбор в пользу карьеры, чем рождения ребёнка – 78% испытуемых; допущение рождения детей вне брака – 45%, важнее материнства выбрали карьеру 48% опрошенных; источником информации о зачатии, рождении, уходе, воспитании детей 48% выбрали интернет и СМИ; отрицание целомудрия как ценности личности у 70% опрошенных; частая смена половых партнёров допустима у 63%; допускают аборт в случае нежелательной беременности 81%; начало половой жизни допустимо в 15-18 лет для 69% испытуемых; говорили с родителями о целомудрии в семье 25% девушек; среди предложенных ценностей выбор был сделан в пользу карьеры (по статистическому анализу).
В молодёжной среде процветает, начиная с подросткового возраста, идея «чайлдфри». Сознательный отказ от рождения собственных детей в среде подростков и юношей является болезненно актуальной, и выявление первопричин этого явления лежит на психологах. Почему девушки осознанно отказываются от роли матери? Ведь природой задумано продолжение рода за женщиной как конечным звеном в принятии решения рождения ребёнка, даже если её не поддерживают близкие на этом пути.
Формирование репродуктивных установок происходит первоначально в родительской семье. Тому подтверждение данное исследование, где «верующие» девушки из многодетных семей хотят также иметь в будущем свои многодетные семьи, либо отказываются от аборта (расценивая его, как акт убийства своего дитя). Разговоры о зачатии, беременности, рождении ребёнка ведутся изначально в родительской семье: с матерями, сестрами, бабушками. В тоже время «неверующие» девушки подобную, порой искажённую информацию, получают из СМИ.
Выводы можно сделать следующие. В «верующих» семьях репродуктивные установки наиболее сформированы у девушек, чем в среде «неверующих». Однако, согласитесь, что «верующей» молодёжи не так много в нашей стране. И за счёт их мы не сможем избежать «демографической катастрофы». Как и за счёт многодетных семей, численность которых за последнее десятилетие существенно возросла, не разрешается прирост населения страны. Вера является основополагающим фундаментом для формирования у молодёжи позитивных репродуктивных установок. Но Беларусь нельзя назвать религиозной страной, где рождаемость превышает смертность за счёт верующего населения, где нормой является многодетность и целомудрие, отказ от абортов, промискуитета и, как следствие, отсутствие духовно-нравственных ценностей.
Необходимо развивать духовно-нравственную сферу молодёжи. Чтобы ценность семьи, брака, деторождения являлись приоритетными доминантами самореализации по сравнению с профессиональным ростом и материальной независимостью. К сожалению, именно эта ниша является первоочередной на сегодняшний день по мнению молодого поколения.
Задача родителей, психологов, социологов, идеологов, педагогов вести в первую очередь просветительскую работу с молодёжью. Как показывают результаты исследования, у молодёжи катастрофический недостаток информации в понятийном, смыслообразующем аппарате. Они затрудняются охарактеризовать духовно-нравственного человека, какими он обладает личностными качествами характера, к чему ведут беспорядочные половые контакты и почему девственность и целомудрие для девушки в 15 лет не являются её ценностью. Нет таких дисциплин в учебных заведениях, не ведутся семейные беседы с девушками и юношами в домашней обстановке. Мы, как специалисты, сталкиваемся уже с результатами развития и воспитания в семье, порой травматичными, трудно поддающимися коррекции.
На пути формирования духовно-нравственных качеств подрастающего молодого поколения, как в обществе, так и в семьях много трудностей. Однако, чем больше государство и общество закрывается от проблем формирования репродуктивных установок молодёжи начиная с семьи и образовательной среды, тем более удручающая демографическая статистика с каждым годом в нашей стране. Если таков результат, значит что-то мы делаем не так?
Автор: Елена Минчик
Фото: из открытых источников, носят иллюстративный характер.