Ответственность родителей: психологические аспекты

cf3ff3d5f76343f5d9ddc91322e7b838

Екатерина Шевелёва, детский психолог,  психолог-консультант по вопросам беременности и родов

Современная культура антисемейна и установки, которые моделируются на деторождение, скорее сформируют нежелание рожать детей. Деторождение как авантюра, на которую надо еще решиться! Как предмет роскоши, который можно позволить себе в редких случаях, после того, как есть квартира, карьера, машина… Как атавизм предков, который нужен зачем-то, но лучше не увлекаться – молодежь при опросе соглашается с тем, что детей надо иметь, но не больше 1-2…Объявление на подъезде – «семья без вредных привычек, котов и детей снимет квартиру» — деторождение как хлопоты, обуза. Конечно, с такими представлениями рожают мало. Беременность воспринимается как землетрясение, так же редко и так же сильно. Какая установка на ребенка вытекает из таких представлений? Ребенок – дорогая личная собственность, игрушка, которая не имеет права на существование без своего благодетеля.В итоге появляется инфантилизм, психологическое слияние, искажается цель воспитания.

Зачем человеку родители или в чем заключается конечная цель воспитания? Если говорить очень кратко — напитать ребенка в ранние годы любовью, заботой, знаниями, поставить на путь праведный и отпустить в мир. Привить ему добрые начатки, помочь открыть для себя Бога и убрать поддерживающую руку, заменив ее на молитвенное воздыхание, когда взрослое чадо будет само исследовать эту жизнь.

Сколько вложит родитель в свое дитя на тех порах, когда оно нуждается в опоре и поддержке, столько и получит в старости заботы и внимания. Не бывает трудов без плодов.

Сегодня эта борьба за путь  и душу ребенка стала такой острой, что некоторые родители в отчаянии могут опустить руки: ни государство, ни школа, ни институт не заинтересованы в спасении  детской души, да что говорить о спасении, в элементарном человеческом воспитании, которое отличает человека от животного. Родитель сейчас один, и если бы не Бог, можно было бы сдаваться, т.к. один — в поле не воин.

Однако и в семье идут процессы, которые искажают нравственное и духовное зрение родителей, заставляют их своими руками вредить своим неоперившимся детям.

Инверсия супружеских ролей началась уже давно, после революции, вместе с лозунгом «восстание женщин после кухонного рабства» и «долой гнет домашнего быта». Советская женщина «прошла огонь, и воду, и медные трубы» и стала главой в семье. Она почти прекратила свое извечно женское дело (рожать, воспитывать, заботиться) и стала вести мужской образ жизни. Добиваться амбициозных целей, находить себе занятия исключительно вне дома и быта, зарабатывать, сама себя обеспечивать и образовываться во многих сферах жизни. На конец 2010 г. процент белорусских девушек, имеющих высшее и среднее специальное образование, был соответственно 59% и 53% против 41% и 47% парней. По статистическим данным фонда народонаселения ООН, который очень «переживает» за гендерное равенство наших женщин, в аспирантуре на сегодня обучаются 58% женщин, в докторантуре – 46% женщин. Другими словами, белорусские женщины умнее и образованнее мужчин..

Посмотрим, как от образования людей зависит отношение к традиционным ценностям! Традиционную точку зрения на материнство  в 2008 г. высказали 80% с начальным и неполным образованием, 66% — с высшим!!

Стереотип женщины – хранительницы домашнего очага уходит из сознания белорусов – 2000г  — одобрили его 28,6% людей , 2008 г. – 17, 5% согласились с этой ролью. Из них с высшим образованием – 18, 9 % и 12% (2000 и 20008 гг.), с неполным средним – 31% и 17% (соответственно).

В связи с получением высшего образования не мог не «подвинуться» возраст вступления в брак и рождения первого ребенка. Если еще в 2005 г. средний возраст первородящей женщины составлял 23 года, то сегодня первый ребенок рождается в 25-26 лет. Связь между образовательными амбициями женщины и созданием семьи нетрудно проследить. Чем дольше женщина учится, тем более отдаляет она семейную жизнь. Обучение дает разные перспективы, от престижной работы до научной карьеры. Оно требует времени, усилий, затрат и здоровья – всего того, что требует, в идеале, семья и дети. Поэтому все чаще перед женщиной встает выбор: или-или.

А современность диктует ей уже новое требование: обогнать мужчину, захватить его права, а он – может, и не нужен… Что остается мужчине? Или спиваться или искать себе, страшно сказать, партнеров по несчастью.

Создавая семью, современная сильная женщина и мужчина, которому нет смысла становиться таковым (по закону компенсации), сталкиваются с таким фактом, что в семье супругам нужны совершенно иные качества, нежели они демонстрировали в социуме. Женщина вдруг понимает, что ее независимость, интеллект и предприимчивостьдома не востребованы, здесь нужно нечто совсем другое:терпение, смирение, хозяйственные умения, мягкость. Мужчине открывается, что ему просто необходимо когда-то взять на себя решение сложных вопросов, самому дисциплинировать себя, защитить свою семью.

Как сложнолюдям, ориентированным на другие ценности, ломать себя. Какой стимул, какая мудрость, какая вера должны быть у человека, который понимает, что ему жизненно необходимо взять «курс» в другую сторону. Только откуда этому взяться, если наши родительские — прародительские семьи функционировали точно так же? Мама тянет воз, папа – на диване. Проще «перевоспитать» того, из-за кого, как нам кажется, все проблемы и идут. Поэтому сегодня женщина и зарабатывает, и дома «вкалывает», и детей воспитывает, и это дает ей право считать себя сильной и значимой, и пусть мужчина только заикнется о главенстве, тогда посмотрим, у кого больше ответственности и кто больше делает.

Что выносят дети из таких семей? Там, где мама и папа соревнуются в карьерных и родительских достижениях, дети быстро невротизируются. У них отмечается большее количество страхов; они, как правило, не уверены в себе; плохо представляют свое место и роль в жизни; чаще нарушаются отношения с противоположным полом; снижена самооценка, и т.п., т.д. Известный детский психоневролог Захаров А.И. еще в советское время доказал своими исследованиями, что нет «лучшего» метода сбить ребенку естественное полоролевое поведение, чем запечатленная в детстве картинка властной, жесткой, амбициозной матери и равнодушного, затурканного, безвольного отца (что сейчас и наблюдается повсеместно). Впоследствии мальчик идет «протоптанной» тропой, повторяя нерешительное, неуверенное поведение отца, ищет себе супругу, с которой было бы понятно, как себя вести (списанную с предприимчивой и активнейшей мамы), а найти сейчас себе такую – не проблема. Вот так растет и умножается семейное неблагополучие.

Тем не менее, семьи, где женщина и поныне рожает и воспитывает, а муж кормит и защищает, кажутся архаичными, недалекими и отсталыми. «Мало от жизни надо, — говорят про них. —  Вокруг такие возможности для роста, карьеры, обучения, а они в прошлом веке остались…» Но надо сказать, что именно такие семьи дают обществу здоровых нравственно и психически людей, со здоровыми понятиями о предназначении и поведениимужчины и женщины.

Говоря про неполные семьи, сегодня становится актуальным делитьих на изначально неполные (вне брака) и вторично неполные (после развода). Если в 2000 году вне брака рождался каждый 12 ребенок, то сегодня каждый 5 ребенок в Беларуси не имеет полноценную семью! В этой ужасной тенденции тоже видится одно из последствий так называемой гендерной революции, когда женщина «может себе позволить как угодно распоряжаться своим телом, репродуктивной функцией, рожать для себя, для других, за деньги, с донором, пр.». Дети, воспитываемые одной матерью, не знающие своих отцов, своих корней (особенно если ситуация зачатия была далека от желаемой)в своем самоощущении уходят недалеко от сирот – без роду без племени…

Если женщина, как правило, профессионально состоявшаяся, в возрасте, рожает «для себя», чтобы спастись от грядущего одиночества, (что тоже сегодня становится «трендом»), то нетрудно предвидеть, какие «ягодки и цветочки» ожидают пару «мать – взрослый ребенок», когда последнему надо будет отделиться и пойти своим путем. Будет ли у него свой путь – уже вопрос. Ведь рождался-то для себя, для моего пути, моего спокойствия, моего удовольствия. Построить счастливую семью ребенку, рожденному «для мамы», очень тяжело. Мать может воспринять этот шаг как предательство. А если свадьба, все-таки, состоится – по данным наших белорусских исследователей городского центра социальной помощи семье и детям, наличие одинокой тещи или свекрови в 60%! случаях увеличивает риск развода у молодой семьи.

Что касается вторично неполных семей (после развода), то в 2012 году на 1000 браков приходилось 875 разводов (по материалам Статистического комитета РБ). Это означает, что даже не половина семей разводится, а 87 %…

Да, в жизни случается всякое. Особенно теперь, когда люди запросто жонглируют такими понятиями, как долг, верность, честность, ответственность. Семья становится  понятием формальным. Только для ребенка ничего не изменилось: развод родителей он воспринимает как землетрясение, удар в спину, разрушение своего маленького мира. Взрослые люди с болью вспоминают, какой мукой было узнать, что теперь «папа не будет жить с нами, не любит нас». Неполная семья после развода, помимо сильных душевных мук всех участников этого травмирующего события, дает еще большие неровности в воспитании детей.Упомянем общие искажения в ролевом поведении (мальчики, воспитанные только мамами,  демонстрируют женоподобное поведение и реакции; девочки в этой ситуации пробивные, ожесточенные, не настроенные на создание семьи), искажения в представлениях о противоположном поле, несознательно транслируемые мамами (все мужчины– предатели, рано или поздно «пойдут налево», женщина должна страдать, т.п.), отсюда сложности в построении романтических, а далее и супружеских отношениях, нереальные ожидания и требования, провоцирование супруга на повтор родительской ситуации, как единственно привычной и понятной. Список велик, представители «гендерного равенства», ратующие за право женщин вести какой угодно образ жизни, его, наверное, или не читали, или давно страдают от его последствий, а чтобы не страдать в одиночку, решили навязать и другим.

Как видим, проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Вырастая в неполной семье, девочка учится негативно или иллюзорно (неадекватно) относиться к мужскому полу, рассчитывать только на себя, быть этакой «амазонкой» по отношению к мужчине. И выходя за него замуж, по общей инициативе формируется искаженное ролевое поведение: мама ведет себя как «плохой папа», папа ведет себя как «неправильная мама». Мама воспитывает, папа няньчит. Почему «плохой и неправильная»? Потому что как бы не старалась мама, ей никогда не стать мужчиной и отцом для своих детей, и наоборот. Все в семье подспудно ощущают эту неправильность.

Где выход? Загнать женщину в терем? Запретить ей учиться и соблазнительно одеваться? Организованно отправить всех мужчин в армию, чтобы они возмужали? Конечно, это было бы неплохо, но мы понимаем, что это нереально. Реально – учить со школы, с института детей основам будущей семейной жизни, сделать этот предмет обязательным, важнее факультативов по математике и кружков по английскому и карате. Реально – вводить цензуру на мерзкую аудио – видео – печатную информацию, которая разлагает души подрастающих детей. Реально – организовывать родительские сообщества и движения, которые могли бы защитить интересы и право наших детей на счастливое, чистое, целомудренное детство. Не будем отчаиваться и забывать, что мы не одни, с нами Бог.