Несколько идей о том, как и зачем приучать ребенка к домашним обязанностям. Материнские заметки

Порой попытка привлечь ребенка к уборке, сделать какие-то домашние дела его обязанностью превращается в бесконечное выяснение отношений:

– А почему я?

– Зачем здесь пылесосить, здесь и так чисто.

– Я менял постельное белье всего три месяца тому назад, оно совершенно свежее, меня все устраивает.

– Зачем застилать постель, если вечером снова ее расстилать?

– А давай мы вообще не будем мыть посуду? Можно есть из одноразовых тарелок! А индейцы едят, сидя на земле, прямо с рук и с листьев разных! Или африканцы, я забыл… Но кто-то точно так делает, я видел ролик на Youtube, хочешь, покажу?

– Мам, не могу убрать на кухне, никак. У меня завтра контрольная по химии, и восемь номеров по алгебре задали, и сочинение по «Евгению Онегину» через два дня, а мне его еще дослушать надо! Нет, я не могу слушать и одновременно убирать со стола, я буду слушать, когда буду делать презентацию по биологии, это для доклада, а доклад послезавтра.

Зачем детям участвовать в работах по дому

Участие детей в «домашних работах» дает простейшее представление о различных сферах жизни, связанных с ведением домашнего хозяйства

Посильное участие ребенка в работе по дому, по хозяйству, выполнение детьми домашних обязанностей может иметь множество серьезных положительных педагогических эффектов. Например, таких:

  • Это может быть важной составляющей социализации ребенка. Участие детей в «домашних работах» дает простейшее представление о различных сферах жизни, связанных с ведением домашнего хозяйства и вообще – с деятельностью человека, семьи, общества.
  • Наличие у ребенка домашних обязанностей может быть воспитанием дисциплины, воли. Наличие и исполнение этих обязанностей может научить ребенка: помнить о своем деле; выполнять его, даже когда не хочется, и даже когда не хочется совсем; начатое дело доводить до конца.
  • Участие детей в домашних работах может быть (при определенных условиях) воспитанием чувства ответственности, воспитанием бережливости, внимательности, отзывчивости, трудолюбия.
  • В некоторых случаях участие детей в наведении порядка и чистоты может научить детей решать организационные и простейшие экономические задачи, отслеживать причинно-следственные связи.
  • Освоение ребенком «домашних обязанностей» оказывается освоением простейших навыков, что может быть фундаментом и началом обучения ребенка.
  • Участие детей в домашних работах (и само по себе, и особенно в общей семейной уборке) может формировать чувство принадлежности к целому – к семье как к особому единству, к коллективу.
  • Участие детей в домашних работах может быть частью трудового воспитания ребенка. При этом стоит заметить, что «домашние обязанности» никогда не равно «трудовое воспитание».

Но вообще смысл участия детей в работах по дому, в уборке – простой, бытовой, практический: чтобы дома было чисто. Или не так страшно грязно. Чтобы все домашние дела не висели на одном человеке, которым обычно оказывается мама.

Приучение к уборке маленького ребенка

Предлагать малышу «собрать игрушки в коробку» или повозить тряпкой по полу («вытереть пролитое молочко») можно уже с годика. Но это, конечно, не приучение к уборке, не освоение навыка и никак не приучение к аккуратности и не воспитание трудолюбия. Это игра, заодно – развитие координации, иногда и мелкой моторики, но не более того. Малыш, который в детском садике аккуратно убирает игрушки в указанное место, без последующего соответствующего воспитания и собственной расположенности запросто вырастет в человека, который будет бросать свои вещи как попало, никогда ничего за собой не будет убирать, даже в туалете будет смывать за собой только после серьезного выяснения отношений; при этом малыш, до 5-ти лет ни разу ничего за собой не убравший, также при соответствующих условиях может вырасти трудолюбивым и опрятным человеком. Практический аспект: заставлять малыша «убираться», когда он еще маленький, – можно, но, если это трудно для родителей и для ребенка, можно не заставлять, не мучить ни себя ни малыша.

Реальный смысл имеет приучение к уборке примерно с 5-летнего возраста. В это время ребенок уже способен координировать свои движения, усваивать определенные алгоритмы действий и вообще понимает, что от него хотят; способен усвоить простые умения и навыки, приобрести и закрепить конкретную привычку.

Приучение к уборке с 5-ти лет может стать началом «подготовки к школе», воспитанием дисциплины, воли

Вообще, приучение к уборке в 5 лет может быть собственно началом «подготовки к школе», тем самым воспитанием дисциплины, воли. Для здорового, «нормотипичного» ребенка, если его планируется отдавать в обычную, не какую-то особо крутую школу, – подготовка необходима именно такая, не «читать и писать», а учиться выполнять конкретные поручения, даже и особенно – когда не хочется, учиться управлять своим телом, своими желаниями, преодолевать себя.

Другая сторона вопроса: если мы хотим, чтобы в будущем участие ребенка в домашних делах было естественным, само собой разумеющимся, то лучше начать такое приучение как раз в этом возрасте, а не позже: именно сейчас формируются отношения с родителями, представление ребенка о своей роли в делах семьи. В это время приучить ребенка к уборке (при условии, что затем подобные занятия будут регулярными) – возможность приучить к какой-нибудь из этих идей: человек всегда выполняет что-то по дому / убирает за собой / убирает в конкретном месте / участвует в общей домашней уборке. Выяснять «уборочные» отношения с этим ребенком, когда он станет подростком, не гарантировано, но вероятно будет проще.

С чего же начать такое обучение, если мы имеем дело с ребенком 5–6-ти лет? В каждой семье такие вещи происходят по-своему. И дети у нас разные, и обстоятельства жизни разные, да и представления о чистоте у нас тоже разные. Предложить универсальный рецепт трудно, поэтому – лишь возможный вариант.

Появление у ребенка обязанности хорошо представить как «начало взрослости», как нечто положительное, торжественное

1. О том, что у ребенка скоро появится «особенная обязанность», хорошо говорить заранее, за неделю и больше, напоминать о приближении «даты начала». Представить это дело как «начало взрослости» и при этом нечто положительное, торжественное. Получается почти та самая «инициация» традиционного общества, как дать в руки меч и посадить на коня. У нас в семье начало участия в уборке – конкретный момент, на следующий день после того, как ребенку исполнилось 5 лет. Среди подарков в день рождения – что-то «уборочное». Например, собственный совок и метелка, яркие, в расцветке, которая нравится ребенку. Во время первой «уборки» вся семья собирается вокруг малыша, все хвалят, восхищаются. Между прочим, это крошечный элемент объединения семьи и воспитания чувства общности.

2. Подобрать для ребенка простое, посильное и быстро исполнимое дело, которое потребуется выполнять каждый день. Регулярность повторения обеспечит и закрепление конкретного навыка, и восприятие дела как своей обязанности. Например, для начала это может быть вытирание со стола после ужина (или после любого общесемейного приема пищи). В моей семье это задача не самая простая: у нас за столом оказывается почти каждый раз 8–10 человек, в том числе маленькие дети со всеми в буквальном смысле вытекающими последствиями. В этом случае в целом дело «уборки после еды» – у старшего члена семьи, а ребенка зовут именно для «вытирания со стола».

3. Итак, 5-летний ребенок должен вытереть со стола. Первый раз, а скорее всего, первые несколько подходов – подробно объяснить и показать, что именно ребенок должен сделать. Так, совок и маленькую метелку мы дарим неспроста: мне кажется, малышу проще всего сначала смести со стола, а затем уже вытирать стол тряпкой. Щетка у нас силиконовая, она хорошо все собирает, даже пролитую жидкую кашу, а потом легко моется. Ребенок обходит стол, сметает все на совок (показываем сначала, как сметать), затем выбрасывает сметенное в компостное ведро и моет щетку. Затем показываем, куда положить «твой собственный совочек и щетку», даем ребенку тряпку и показываем, как круговыми движениями оттирать стол. Первые три-пять раз обычно приходится следить за ребенком, помогать, например, намочить и выжать тряпку. Но обычно вскоре – у каждого сроки свои – малыш осваивает эти нехитрые алгоритмы сам. Стоит напомнить, что пора вытирать со стола, – бежит за совочком, сам сметает, сам вытирает тряпочкой и все убирает на места.

4. Чтобы конкретный навык и вообще привычка участвовать в уборке закрепились, хорошо, чтобы конкретное дело повторялось ежедневно или чаще, а также, чтобы эта обязанность сохранялась за ребенком примерно месяц (через месяц предлагаем новое дело). Тогда велики шансы и навык закрепить, и именно приучить ребенка к выполнению своей обязанности, любой обязанности, любого порученного ребенку дела.

Конечно, выполнить все это – не всегда просто и не всегда это дает положительные результаты. Вот пример некоторых «уборочных» проблем и идеи их решения.

1. Интерес пропал, ребенок не хочет делать свое дело. Поначалу, скорее всего, ребенку будет интересно, и даже очень. И торжественное дело, и взрослость, и совочек свой красивый, да вообще детки в этом возрасте нередко сами любят все убирать, вытирать, раскладывать. Но часто первоначальный интерес после пятого-десятого раза сменяется в лучшем случае покорной готовностью к такому непосильному труду. А вообще часто малыш, доселе аккуратно вытиравший со стола, наконец соображает: это все вовсе не интересно, и он не хотел бы посвятить этому свою бесценную жизнь и свое уходящее детство. И тут запросто начинаются и отказы, и нытье, и то самое – «а может, не надо?». Один мой малыш, сейчас довольно большой, аккуратный и исполнительный, в том самом пятилетнем возрасте как раз поначалу участвовал в уборке с восторгом. Но на смену эйфории быстро пришел целый набор идей:

– Мамочка, я еще маленькая, я все-таки еще не выросла.

– Смотри, как чисто на столе! Можно вообще не вытирать! Так что я пошла.

– У меня ножки слабые! И ручки слабые! Я не могу ничего делать! – и ручки при этом у ребеночка бессильно повисали, как у тряпичной куколки; малыш ложился на пол – ножки ведь не ходят – и лежа демонстрировал безуспешную попытку поднять свою ослабевшую ручку.

Умение довести дело до конца, умение преодолеть свое «не хочу» ради «надо» и будет тем самым важным педагогическим результатом

Здесь стоит просто набраться терпения, что, конечно, вообще-то непросто. Не сдаваться, добиваться, чтобы ребенок обязательно именно каждый день выполнял эту свою обязанность. Уговорами, похвалами, обещаниями награды, угрозами наказания – чередовать все это по мере необходимости. Все мы разные, дети у нас разные, трудно сказать, кому что поможет. Если у ребенка есть свой смартфон, в том случае, если ребенок отказывается делать дело, – забирать гаджет, пока ребенок не выполнит задание; не включать мультики; не давать заявленное сладкое… Но в любом случае не допускать ситуации, в которой ребенок может отказаться от дела. Этот начальный период приучения к уборке, это трудное время сопротивления – самый сложный и самый важный момент. Со временем малыш поймет, что деваться ему некуда. Привыкнет выполнять задание. Или из любви к мамочке, или даже из любви к наведению порядка, или потому, что так мама скорее отстанет, или из лени – быстрее сделаешь, быстрее отдыхать будешь, или просто уже по привычке. Так или иначе – готовность исполнять поручение, действовать по заданному алгоритму, выполняя все оговоренные требования, умение довести дело до конца, умение преодолеть свое «не хочу» ради «надо» и будет тем самым важным педагогическим результатом. А заодно – так воспитывается человек, способный реально участвовать в наведении чистоты и порядка в доме, в котором он живет.

2. Радоваться результату. Даже если малыш поначалу справляется не блестяще – не подрезать ему крылышки, но подбадривать, хвалить: «Молодец – сделал свое дело, гуляй смело! Как здорово блестит стол, вы только посмотрите, как новенький! Ты все сделал правильно, положил тряпку на место!». Словами обозначать, что все сделано как надо, положительно оценивать и процесс, и усердие, и результат – очень важно, особенно поначалу.

3. Уборка не должна быть наказанием. По крайней мере на первых порах. Домашние дела – это дела. Это служение семье, служение дому. Это работа. Но не наказание. Наказывать уборкой – внедрить идею «наводить порядок и чистоту» – плохо. Будешь хорошо себя вести – избавишься от этой страшной повинности. Домашними делами занимаются плохие, хорошие – отдыхают.

4. Заниматься уборкой вместе. Для маленького ребенка, да и для большого часто тоже, скучно, тяжело, непонятно – заниматься уборкой в одиночестве. На миру даже смерть красна, а уж уборка – тем более. Хорошо если малыш выполняет свои маленькие домашние обязанности вместе с другими членами семьи, последовательно или параллельно. Один убрал со стола, другой вытер, третий пол подмел; или один вытирает с рабочего стола и моет плиту, другой в это время вытирает со стола, третий пошел мусор выносить. Но организация общесемейной уборки – отдельный вопрос, об этом будет следующая статья.

5. Если результаты «помощи» раздражают маму. Часто родители не привлекают детей к уборке потому, что это не помощь, а фикция, после такой помощи – еще больше уборки на маме, гораздо быстрее убрать все самой. Сказала вытереть со стола, а ребенок повозил тряпкой, все только размазал по столу – и крошки, и даже манная каша теперь на полу! А ведь русским языком сказала – вытирай аккуратно! Но если все же решиться приучать ребенка к уборке, то перестать раздражаться, относится к ситуации спокойнее и здоровее, может быть, помогут такие идеи:

  • Относиться к «заданию по уборке» как к образовательной задаче. Считать это равным «обучению письму». Один раз показал алфавит, дал тетрадку – и ребенок умеет писать, да еще каллиграфическим почерком? Нет, на это уходят месяцы, а то и годы ежедневной работы! Сначала закорючки в специальных прописях, потом элементы букв, потом соединения, и первый год (а то и два) слова сползают со строчек и наклон у каждой буквы свой особенный… Здесь – примерно так же. Результатов добиваемся потихоньку, шаг за шагом. Это пока не уборка, это пока не помощь по дому – это лишь такая учеба! Терпение и труд все перетрут. Есть надежда – через несколько месяцев этот ребенок, которому еще не будет и шести лет, будет реально выполнять, и прекрасно выполнять, маленькие, но настоящие домашние дела! И только скажешь: «Подмети пол на кухне», – он сможет без подсказки все сделать по-настоящему прекрасно! Но не сразу, не сейчас.
  • Обязательно все первые разы мягко контролировать ребенка, убедиться, что ребенок усваивает алгоритм действий. С самого начала приучать выполнять «полный пакет» – например, не просто вытереть со стола, но сполоснуть тряпку, выжать и повесить на край раковины или куда там вы ее вешаете. У меня махровые полотенчики, штук 50, мы их стираем в стиральной машине – ребенок должен сполоснуть такую тряпку-полотенце и бросить в специальное ведро. Все первые разы проверять, сразу – правильно ли ребенок все сделал, добиваться, чтобы выполнил в точности все, что от него требовалось. Снова и снова настойчиво просить переделывать. Иначе запросто малыш придет к идее «и так сойдет». Но если многократным повторением приучился выполнять определенные действия и приходить к конкретному результату – просто привыкнет все делать «как надо».
  • А еще со своей раздражительностью можно бороться молитвой. А еще пустырником. А кому-то из нас и серьезные успокоительные хорошо бы принимать… Все мы живые люди, нервы у нас не железные. Главное, чтобы раздражительность наша не мешала жить нашим любимым, правда?

Домашние обязанности ребенка школьного возраста

Несколько идей о том, как и зачем приучать ребенка к домашним обязанностям. Материнские заметки

Дети почти работники. Дети с 7–8 лет могут быть практически полноценными участниками в работе по наведению порядка в доме. Это люди, по уровню развития, психическим и физическим возможностям способные выполнять собственно работу – выполнять посильное, но взрослое, ответственное дело. В 7 лет «в прошлом» ребенок был способен уже выезжать с отцом в военный поход, способен был пасти скот, быть няней, и не только у своих младших братьев и сестер, но зарабатывать так на жизнь. Не будем обсуждать, чем хороша и чем плоха ранняя социализация. И ни в коем случае не призываю возрождать традиционную ситуацию, в которой дети с семилетнего возраста оказываются вовлечены во взрослую жизнь своего класса. Просто обращаю внимание: ребенок в 7–8 лет – не грудной младенец, он способен к серьезной работе, и такие простейшие действия, как подмести пол, помыть зеркало, пропылесосить в двухкомнатной квартире, он как человек точно способен выполнить и запросто может это сделать, причем без подсказок и контроля со стороны родителей. Еще и еще раз подчеркну – конечно, это все не просто бывает. И все же – это возможно.

Все равно придется напоминать и организовывать. Одна крайность – считать школьника «еще маленьким» для домашних дел, но другая – наоборот ожидать от него слишком многого. На самом деле здесь очень многое зависит от конкретного ребенка. Один уже с 7-ми лет все выполняет хорошо, правильно, вовремя, без напоминаний. А другому надо сто раз напомнить. И тут далеко не всегда дело в воспитании, речь может идти о детях из одной и той же семьи. Один ребенок сам по себе собранный, внимательный, в том числе к мелочам, а другой – просто более рассеянный, медлительный, легко отвлекается. У меня самой есть два близких по возрасту ребенка одного пола, и вот одному – и говорить не надо, сам пришел, убрал всю кухню (даже лучше, чем я это сделала бы сама); а другому скажешь, ласково напомнишь, строго напомнишь, только с четвертого раза сделает – и кое-как. Тут просто стоит принять это самое: все разные. И «неудобному» ребенку – который в других отношениях просто сокровище! – просто всегда все напоминать и каждый раз иметь в виду: придется сказать три раза. И обязательно проверить и показать, что он сделал не так, просить доделать или переделать. И для такого ребенка особенно важно – хвалить результат, причем выделяя реальные достижения: не забыл постель застелить, ровно книжки расставил, умничка! И так – много лет без надежды на изменение ситуации. Ничего страшного в этом нет, просто – терпение и еще раз терпение. «Терпением вашим стяжите души ваша» – это немного и про это тоже.

Часто даже подросшему ребенку хорошо предлагать четкий пошаговый алгоритм действий, проговаривать, может, даже чек-лист делать – что именно ты ждешь от ребенка. Понятие чистоты у всех разное. Представление о том, что такое «чистый пол» у каждой хозяйки свое. Даже в одной семье: для мамы чистый пол – одно, для папы– другое, для подростка – третье, а для семилетнего ребенка – четвертое. Когда я произношу «вымыть пол на кухне» – все представляют разные действия; кто-то возьмет швабру с автоматическим отжимом, окунет в ведро с водой, «подметет» влажной шваброй пол, заметет мусор на совок – и готово; другой вынесет стулья, сначала подметет пол веником, потом на коленях отмоет руками каждую плитку на полу и плинтус тоже не забудет, скребком отчистит то, что прилипло; мыть будет в трех водах: один раз со средством для мытья полов, потом дважды – чистой водой. В общем, маме или другому организатору домашней уборки не стоит ожидать, что его представление о «чистой раковине» или «уборке в комнате» – это представление любого «нормального человека»: если хочешь, чтобы твои ожидания оправдались, – проговаривай словами.

Наглое сопротивление. Подросший ребенок может серьезно сопротивляться, и порой попытка заставить ребенка сделать хоть что-нибудь превращается в часовые споры, заканчивается маминой истерикой и решением – в следующий раз даже не просить, все делать самой. Здесь вопрос ни в коем случае не в уборке – проблема отношений этого ребенка и его родителей. Банально, но никуда от этого не деться: если подобные проблемы возникают – разбираться придется с причиной, а не со следствием.

Чем старше ребенок, тем важнее относиться к нему как ко взрослому: обсуждать с ним, какие именно дела он готов взять на себя, когда ему удобно их выполнять

У ребенка нет ни сил, ни времени, потому что он учится. Важная объективная трудность – наличие учебных занятий. Учеба занимает ведущее место в жизни современного человека примерно с 7 и до 23 лет. И чем старше ребенок, чем серьезнее он относится к учебе, к своему главному делу – тем меньше у него времени вообще на жизнь. Вот, например, живой 9-классник. Занятия в школе с 8:30 до 16:00, почти по каждому предмету домашние задания, в том числе письменные; дополнительно курсы английского, дополнительно художественная школа, дополнительно нечеловеческий объем заданий по математике и физике в ЗФТШ. Попросить такого ребенка еще и взять на себя уборку всей квартиры? Послушный и отзывчивый ребенок согласится и будет стараться и это дело выполнить качественно – но нормально ли это, навалить на человека столько всего? Здесь как раз важно соотнести все имеющиеся занятости и этого ребенка, и вообще каждого члена семьи, и распределять дела, исходя из реальных возможностей каждого. Найти 10 минут на небольшое дело по дому может точно – каждый. Но больше – это уже как раз вопрос. Так, у ребенка-студента, который уходит из дома, пока все спят, а возвращается, когда все уже ложатся спать, и при этом у него много домашних заданий на завтра, может быть домашнее дело, которое требуется выполнять не каждый день, а, например, по субботам. Вообще, чем старше ребенок, тем важнее относиться к нему именно как ко взрослому. Обсуждать с ним, какие именно дела по дому он готов взять на себя, когда ему удобно выполнять эти дела. Здесь подход такой: мы – семья, мы вместе, проблемы каждого – проблемы общие; и работа папы, и работа мамы, и учеба старшеклассника, и наведение чистоты в квартире – все это наши общие проблемы, и мы стараемся решать их сообща, по мере сил и возможностей.

Здесь может быть вариантом – совершенно не универсальным и не рекомендованным! – вот такая схема:

  • 5–7 лет. Дела по дому, участие в уборке – главное «дело» ребенка в жизни, его главная ответственность. По времени эти дела поначалу могут занимать всего 10 минут в сутки, потом – разные роды дел, два-три подхода также по 10–15 минут, не больше. И все же это основной вид «учебной деятельности» ребенка.
  • 7–10 лет. Начальная школа, занятость в учебе обычно еще не страшно огромная. Учеба – главное дело, домашние дела – второе по значимости. Но по времени так же: одно-два небольших задания по уборке и один вид заботы – следить за перманентным порядком в определенном, небольшом месте.
  • 10–18 лет. Учеба – главное дело, и в том случае, если учебы много и ребенок действительно проявляет в ней усердие, – домашние дела сокращаются, подстраиваются под режим учебы. При этом, если ребенок на семейной или заочной форме обучения, то есть учится дома, небольшие дела по дому могут быть своеобразными «переменками», переменой деятельности. Но и о настоящем отдыхе, о свободном времени тоже не стоит забывать. При этом, если ребенок не активен в учебе, то есть учебу не воспринимает как настоящее свое дело, все время «отдыхает» – домашние обязанности могут усиливаться, и хорошо, когда это физически не самый легкий труд.

«Участие в домашней уборке» не ценностно само по себе. Домашними делами мы и наши дети занимаемся, потому что хотим, чтобы были порядок и чистота

Не страшно, если в жизни ребенка вообще нет «помощи по дому». Особенно подчеркну: «домашние обязанности» и «участие в домашней уборке» – не ценность само по себе, без этого всего человек может обойтись и вырасти при этом по-настоящему нравственным, трудолюбивым, отзывчивым человеком. Труд бывает очень разным, в том числе, в частности, это может быть и рукоделие, и ремесла, и еще много чего. Домашними делами мы и наши дети занимаемся, потому что хотим, чтобы были порядок и чистота, и при этом у нас нет штата прислуги, а возложить все только на одного члена семьи, например, на маму – не только бывает невозможно, но и как раз «непедагогично». Ничего сакрального в домашней уборке нет.

В педагогическом плане в наших ожиданиях от «участия детей в домашних делах» в основном такие моменты:

  • Чтобы ребенок был послушным, пока он ребенок; уважающим своих родителей (мама сказала подмести пол – он не перечит, пошел и подмел).
  • Ребенок вырастет трудолюбивым.
  • Ребенок научится выполнять порученное ему дело, относиться к делу ответственно, честно, усердно (дана человеку обязанность держать в чистоте свою комнату – чистота и порядок почти всегда в наличии).
  • Преодолевать свое «не хочу» ради «надо» (вообще мало кто жаждет заниматься уборкой, бросать интересное занятие ради важного дела, и вообще сначала делать дело, а потом гулять смело).

Вот в этом – ценность, а не в факте «домашних обязанностей». Ребенок, с раннего возраста занимавшийся наведением порядка и чистоты, совершенно не обязательно покажет эти положительные результаты, может «не пройти» ни по одному из четырех пунктов. Всего этого доброго можно добиться множеством других способов, и, в частности, как раз учебной деятельностью – каждый этот пункт может быть воспитательным эффектом усердной и вовлеченной учебы. Практический аспект: если ребенок усердно учится, активно занимается собственным образованием и самообразованием, если при этом вообще уважает родителей, слышит их, принимает ценности семьи – не стоит переживать о том, что вырастет негодный человек, раз не моет посуду и не развешивает белье, все у этого ребенка отлично. Его дело – не уборка, его дело – учеба, и усвоенные им качества (уважение к окружающим и родителям, самодисциплина, самоконтроль, трудолюбие) в случае необходимости позволят этому человеку в будущем выполнять и примитивные бытовые задачи вроде мытья полов и поддержания чистоты холодильника.

У «помощи по дому» нет никакой «священной ауры», здесь не заложено никакого автоматического «волшебного эффекта»

Сравним ситуации. Принцесса Гессен-Дармштадская Аликс, ставшая впоследствии святой мученице царицей Александрой, и ее святые дети в детстве не мыли полы, не убирали за собой со стола тарелки: это просто неприлично было для их социального положения. Но выросли эти дети образцово послушными, трудолюбивыми, кроткими, готовыми прийти на помощь ближнему и дальнему, способными в случае нужды во взрослом возрасте спокойно и достойно принять лишения, в том числе и бытовые, люди, не боящиеся трудной и неприятной работы. Такими же усердными, трудолюбивыми, честно исполняющими свое дело вырастали и многие-многие другие дети из добрых аристократических семей, и просто из семей «среднего класса», у коего также всегда была прислуга и помощники по хозяйству. Противоположная ситуация: ребенок, выросший в тяжелой, неблагополучной ситуации, может быть вынужден очень много чего делать по дому, может даже физически работать, пытаясь заработать на хлеб, на сигареты и выпивку, но вырасти может запросто – бездельником, лентяем и разгильдяем, который валяется на диване, смотрит телевизор и ноет о том, что государство о нем недостаточно заботится; и то, что этого человека в детстве заставляли мыть посуду, никак не уменьшает гору немытой посуды у него в раковине. Вообще, научиться подметать пол – это всего лишь научиться подметать пол или выполнять приказы, а вовсе не «стать трудолюбивым». Чтобы «помощь по дому» получила педагогический эффект, необходимо выполнение множества других условий: нет никакой «священной ауры» у этого дела, здесь не заложено никакого автоматического «волшебного эффекта».

Задания хорошо менять. Раз в месяц, раз в сезон, раз в год – хорошо бы менять домашние обязанности ребенка. Просто интереснее жить так. И еще – так получится осваивать разные умения, а заодно – разные стороны жизни, быта. А еще, если у ребенка сейчас обязанность какая-то неприятная, скажем, уборка в туалете или ему поручено мыть помойное ведро и все вокруг этого ведра, хорошо через какое-то время поменять это задание на «легкое» и приятное, вроде полива цветов, накрывания на стол. А потом снова дать что-то потяжелее.

Давать детям задания сложные, «творческие». Чем старше ребенок, тем важнее предлагать ему задачи, в которых он может проявить себя как организатор, где как раз не будет предложен алгоритм действий, но наоборот – у ребенка будет определенная свобода, он будет отвечать за результат. Например, задача – не вытирать со стола, а убрать во всей кухне или всегда поддерживать порядок в прихожей. В этом случае ребенок сам должен будет решить – что именно ему нужно сделать, с чего начать и т.п. Но стоит снова иметь в виду: эта творческая задача одного ребенка вдохновит, а другого вгонит в ступор, он начнет переносить с места на место бумажки и вещи и итоге через час все останется как было. Поэтому хорошо предлагать детям лет с 7-ми такой большой и свободный вариант, но если видим, что у ребенка не получается – а не получиться может и у 15-летнего, – подсказать «схему», с чего начать. Когда у малышей в комнате совсем хаос, я прошу 10-летнего ребенка убраться по плану: разложить все по кучкам (игрушки, книжки, одежда чистая, одежда грязная и т.п.), по очереди убрать на место все, что в каждой кучке, затем подмести пол. Проще некуда – но малыш, которого окружает гора разнородных предметов, далеко не всегда способен сообразить, с чего ему начать, как подступиться к этой страшной задаче. Но все же, когда ребенок научится самостоятельно организовывать уборку, – это уже самый настоящий навык именно самоорганизации.

Варианты «домашних обязанностей» школьника. Здесь снова все зависит и от условий жизни семьи (одно дело – жизнь в однокомнатной квартире, другое – в большом доме), от требований к чистоте и порядку, которые у всех разные, от возраста, занятостей и характера каждого ребенка. Но все же – разброс идей разной степени сложности:

  • поливать комнатные растения;
  • кормить домашних животных и выносить за ними лоток;
  • чистить обувь свою или для всей семьи;
  • смотреть за чистотой раковины в ванной;
  • выносить мусор;
  • протирать зеркала и стеклянные дверцы шкафов средством для мытья стекол;
  • смотреть за порядком в прихожей/ванной/комнате;
  • убирать на кухне после завтрака/обеда/ужина/на ночь/вообще следить за чистотой на кухне;
  • зимой чистить снег на крыльце и дорожку к калитке;
  • наводить порядок в салоне автомобиля.

В любом случае важно последовательно двигаться от простых дел к более сложным, от быстрых – к долгим. Задания чередовать. Давать посильные задания: как ребенок может + чуть посложнее. Как можно распределить эти обязанности между всеми детьми в семье – об этом напишу отдельно.

В комнате подростка может быть заявлен ценностью хронический беспорядок. Если у подростка нет своей комнаты – беспорядок может быть на его столе, в его шкафу – в любом месте, обозначенном как его личное. Ребенок может говорить, что ему в этой грязи хорошо, удобно и уютно, «оставьте меня в покое». С этим хорошо бы попробовать бороться, напоминать, просить, помогать ребенку с уборкой – как маленькому, раскладывая огрызки, краски, учебники, одеревеневшие носки вместе с ним на те самые кучки. Иногда мамина кроткая помощь выручает. Но далеко не всегда. И вот в том случае, если ничего не помогает, если ребенок настаивает на своем желании пробираться от двери до кровати по узкой тропинке между горой чего-то неперечислимого – я уверена, ребенка стоит действительно оставить в покое. Ситуация невеселая, но скорее всего любая альтернатива окажется гораздо хуже этого беспорядка. Сейчас, в этот период, важнее всего поддержать малыша и еще важнее – сохранить добрые отношения с человеком.

«Разрешая» подростку не убираться в своей комнате, хорошо продолжать активно привлекать этого ребенка к наведению порядка в общем пространстве

Любовь к беспорядку у подростков – явление обычное, и обычно – временное. На пару лет. Чаще всего это нельзя предупредить – помойка может возникнуть на столе бывшего аккуратиста, который с детства все свои машинки в ровный ряд ставил. И при этом пройдет время – подросток станет взрослым человеком и, вполне возможно, вернется к чистоте и порядку. Что делать? Если у подростка своя комната – закрывать дверь в эту комнату: не видно – и ладно. Если речь идет об общей комнате, в которой ребенок живет – не трогать личный угол, шкаф – пусть на «личном пространстве» все будет устроено так, как хочет малыш. При этом, «разрешая» подростку не убираться в своей комнате, хорошо и вполне возможно – продолжать этого ребенка активно привлекать к наведению порядка в общем пространстве. То есть уборка в квартире – это «общественное дело», это «обязанность каждого, кто здесь живет», а вот на своем пространстве, будь то комната или шкаф, – ты свободен устроить помойку.

В утешение тем, кто сталкивается с подобной проблемой, снова скажу: когда все чисто и красиво – это очень здорово, но не ценностно само по себе. Вера – ценность, целомудрие – ценность, согласие в семье – ценность, образование – ценность. А чистый пол – не ценность. Сколько великих ученых, художников, писателей жили и живут в самом настоящем беспорядке! И даже при наличии прислуги – эти великие люди не позволяли, например, убираться в своих кабинетах, мастерских! И это не делало этих людей плохими, безнравственными. Аккуратный человек, который поддерживает стерильную чистоту в своем жилье и на рабочем месте, может быть при этом жестоким, развратным, хамом. И при этом человек, у которого пыль годами копится, вещи свалены на всех стульях и креслах, книги разложены по полу и подоконникам, а столы в крошках, может быть живым святым, смиренным, ласковым, милосердным, а заодно и человеком невероятной мудрости.

***

В этой длинной статье я не сказала о главном, о самом интересном и важном в жизни семьи как целого, как единого коллектива – об организации общесемейной уборки и о распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи. Это не только интересная тема, но также очень эффективный метод, который сам по себе поможет привлечь к домашним делам маленьких детей, поможет удержать в круге домашних дел подростков, а вообще – может по-настоящему помочь содержать квартиру или дом в перманентном порядке. Об этом – в следующей статье.

Источник: Анна Сапрыкина, pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru