Родительские комитеты и сообщества

Проект

«Родительские комитеты и  сообщества»

I. Анализ проблемы

1. Описание феномена.

2. Актуальность проблемы

II. Цель и задачи проекта

III. Система действий и мероприятий проекта

IV. Ожидаемые результаты и критерии их эффективности

 

I. Анализ проблемы     

1. Описание феномена

Семейные и родительские центры, школы, клубы, комитеты, сообщества – это общественные инициативы, возникающие из реальной потребности современных родителей объединяться перед лицом вызовов нашего времени для оптимизации рождения, воспитания, развития детей, для поддержки своей семьи в кругу единомышленников, для обмена актуальным родительским опытом, для получения необходимых знаний, для борьбы за права семьи, детей и родителей.

Проект «Родительские комитеты и  сообщества»  является информационной площадкой для объединения родителей и всех заинтересованных лиц в родительские сообщества. Родительские комитеты и сообщества могут формироваться по ведущим направлениям, вокруг которых строится  жизнь семейных центров и родительских сообществ:

  • для взаимной поддержки на фоне общей проблемы (например, сообщества родителей детей-инвалидов),
  • объединение для борьбы в юридическом поле за права семьи и противодействие спорным законодательным инициативам (например, внедрению ювенальных технологий и социального патроната с целью контроля над семьей),
  • сплочение по этнокультурному, конфессиональному принципу, вокруг общих ценностных ориентаций (например, в фольклорных клубах, церковных приходах и пр.).

Родительские сообщества могут возникнуть и вокруг тех или иных развивающих методик и для решения задач на разных стадиях жизненного цикла семьи (подготовка к родам, воспитание младенца, дошкольника, подростка) и т.п. Культура семьи и родительства может сегодня возрождаться и передаваться не только в самих семьях, но и внутри разнообразных добровольных родительских сообществ, связанных общими ценностными ориентирами.

Приоритетными ценностями являются традиционные семейные ценности, основанные на религиозном мировоззрении:

  • супружество,
  • рождение и воспитание детей,
  • чадолюбие,
  • многодетность,
  • понимание родительства как творческой самореализации,
  • высокий престиж материнства и отцовства.

2. Актуальность проблемы.

В настоящее время существует ряд социальных явлений, которые негативно влияют на процесс воспитания детей, их социальную и информационную безопасность. В совокупности, эти явления косвенно или напрямую угрожают психологическому и физическому здоровью детей. Вот лишь некоторые из них:

  • ювенальная юстиция, социальный патронат, социальная опека  (изъятие детей из вполне благополучных семей под различными надуманными предлогами);
  • алкоголизация и наркотизация населения, развитие детской наркомании, в результате скрытой и явной пропаганды алкоголя и наркотиков;
  • растление детей с использованием информационных технологий (обширное распространение порнографии, эротики и насилия в Интернете и СМИ);
  • большое количество абортов среди подростков, вследствие начала их ранней половой жизни;
  • распространение педофилии;
  • распространение отношений с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • рост количества разводов.

Можно с уверенностью утверждать, что с этими социальными явлениями, в рамках одной семьи, справиться крайне сложно. Между тем, существует опыт реализации проектов, которые осуществлялись представителями родительских комитетов, в результате которых были получены положительные результаты. Это свидетельствует о том, что сообща можно решать самые сложные задачи.

II. Цель и задачи проекта

1. Цель проекта — объединение и координация усилий белорусского родительского сообщества в решении вопросов, имеющих отношение к защите и сохранению семьи, детства и нравственности;  мобилизация совместных усилий членов родительских комитетов и сообществ, направленных на представительство и защиту  интересов родителей в различных областях общественной жизни, развитие родительского движения.

2. Задачи проекта

  1. Подготовка и  создание родительского комитета или сообщества;
  2. Информирование родителей Беларуси о наиболее актуальных явлениях и их тенденциях, которые оказывают влияние на семью и внутрисемейные отношения;
  3. Организация информационных ресурсов (газета, портал, телефон горячей линии);
  4. Повышение индивидуальной и групповой эффективности деятельности представителей родительских сообществ посредствам организации и проведения для них обучающих семинаров и тренингов;
  5. Вовлечение родителей Беларуси в реализацию семейных социальных проектов на принципах местного самоуправления;
  6. Организация системы родительской взаимопомощи и взаимопомощи родительских комитетов.

III. Система действий и мероприятий проекта

Для создания родительского комитета (реализация задачи № 1) необходимо провести собрание активистов, готовых составить основу организации (не менее 3-х чел.) На собрании принимается решение об учреждении родительского комитета (общественной организации). Протокол общего собрания оформляется согласно образцу. На том же собрании принимается Устав родительского комитета (организации). Если родительский комитет (организация) желает зарегистрироваться в качестве юридического лица, Устав, протокол общего собрания и иные учредительные документы направляются в территориальный регистрирующий орган.

Для решения задачи № 2 необходимо систематизировать  мировой практический опыта в реализации проектов, способствующих укреплению семьи, семейных ценностей, духовно нравственному воспитанию детей, организовать систему коммуникаций между представителями родительских комитетов и родителями, которые в данные структуры не входят.

Для реализации задачи № 3 основой является создание методической, информационной единой общедоступной  базы знаний по актуальным для родительского сообщества вопросам; налаживание взаимодействия родительских сообществ со СМИ, а так же с различными информационными  Интернет порталами.

Для решения задачи № 4 необходима  организация информационных и консультационных семинаров для родителей; разработка памятки для родителей «О том, как защитить свою семью от «защитников семьи»; освоение практического опыта противодействию ювенальным технологиям и координация совместных действий по защите интересов родителей; проведение совместных мероприятий: круглых столов, семинаров, совещаний, общественных слушаний и других акций, направленных на защиту интересов родителей, в любых не запрещённых законом формах.

Для реализации семейных социальных проектов на принципах местного самоуправления (задача № 5) необходимо:

  • создание условий, при которых государственные учреждения и родительские комитеты смогут эффективно взаимодействовать друг с другом (обмениваться информационными материалами, практическим опытом реализации проектов, мероприятий, акций);
  • выражение консолидированного мнения родительской общественности по вопросам, затрагивающим интересы родителей в различных органах и организациях;
  • участие в деятельности государственных органов и любых организаций с целью отстаивания интересов родителей в порядке и объеме, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по предметам, затрагивающим интересы родительского сообщества;
  • участие в разработке единой семейной,  социальной, демографической и образовательной политики.

Действующие родительские комитеты смогут оказывать помощь в создании и деятельности родительских комитетов и сообществ на территории РБ, а также оказывать консультационные услуги в вопросах защиты и сохранения семьи, осуществление методического руководства, обобщение опыта  отдельных  родительских организаций (задача № 6).

IV. Ожидаемые результаты и критерии их эффективности

Будет создано саморегулируемое родительское сообщество, деятельность которого направлена на защиту и сохранение семьи, на поддержку семей, оказавшихся в трудных жизненных условиях, на воспитание детей в семье, организовано родительское противодействие угрозам, разрушающим основы семьи, семейные ценности, а так же препятствующим духовному и нравственному воспитанию детей и молодежи. Родительские комитеты и сообщества смогут осуществлять  разработку, организацию и реализацию проектов, укрепляющих семью и способствующих духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, формировать культуру родительства в обществе.

Одной из разновидностей родительских сообществ может быть Центр семьи, ориентированный на использование оздоровительных и образовательных методик, специально отобранных и адресованных детям текстов культуры. Основу деятельности Центра составит формирование  культуры  родительства: единение семьи, ответственность и компетентность отца и матери, физическое, психо-эмоциональное и духовное оздоровление, создание дружеской  среды  межсемейного общения  и поддержки детей и родителей  перед лицом вызовов современности.