В обычной белоозёрской школе поздравляют учащихся с именинами, устраивают отцовские конференции и путешествуют к христианским святыням Беларуси и Европы. Даже на Метеоры взобрались
Рождественские чтения-2019 во многом стали открытием, потому что, когда вместе собираются группы энтузиастов, ты просто не можешь не обнаружить «золото». На секции Синодальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства с презентацией «Ребёнок как вдохновитель духовно-нравственного развития родителей» выступили учителя средней школы №3 города Белоозёрска (Берёзовского района Брестской области) Светлана Евгеньевна Чехович и Ирина Николаевна Родионова. Доклад превзошёл регламент, но перебивать педагогов не стали, потому что слово за словом они всё больше удивляли аудиторию.
Понимая, что удалось рассказать немногое, я связалась со Светланой Евгеньевной и вскоре оказалась в Белоозёрске…
В школу приехала немного заранее и решила подождать до звонка в фойе. И как-то сразу меня охватило ощущение тепла и уюта. Шёл урок, но школьники и педагоги изредка проходили мимо, и все здоровались. Уважительное отношение ко взрослым почувствовалось сразу. Прозвенел звонок, я внутренне напряглась, предвкушая крик и беготню. Но напрасно: школьники спокойно спускались по лестнице.
Вскоре вслед за чередой ребят ко мне подошла учитель английского языка Светлана Евгеньевна Чехович, и мы направились в её кабинет. Вот уже 14 лет вместе с Ириной Николаевной Родионовой, учителем русского языка и литературы, они ведут работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся и их родителей.
— Светлана Евгеньевна, расскажите, как всё начиналось?
С. Е. Чехович: В 2003 году, когда было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью, у меня появилась возможность посетить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию в Академии последипломного образования, бессменным руководителем которых была Марина Владимировна Павлова. Я по сей день ей очень благодарна за этот титанический труд. Марина Владимировна приглашала учёных-богословов, известных педагогов, священников, устраивала экскурсии по храмам и школам, где уже в то время создавались православные классы. Всякий раз я приезжала вдохновлённая, со множеством идей, которые тут же бралась воплощать в жизнь…
— А что Вам с самого начала показалось наиболее актуальным?
С. Е. Чехович: Свою работу я начинала с факультатива «Основы православной культуры» и организаций встреч со священниками. А когда появились единомышленники, на различных школьных мероприятиях мы начали знакомить учащихся и их родителей с белорусскими народными праздниками такими, как Рождество, Пасха, Масленица, Покров.
— Подготовка к концертам, выставкам, межшкольным мероприятиям требует много времени и от Вас, и от детей. Как это организовано в школе?
С. Е. Чехович: Наша работа — моя и Ирины Николаевны —реализуется в рамках школьных объединений по интересам «Доброе слово» и «Юный волонтёр». Эта деятельность сплачивает всех ребят в едином стремлении — делать добро. Сменилось третье поколение волонтёров. Основной состав нынешних кружковцев — мой 7-й класс правовой направленности. Но ходят к нам талантливые и активные ребята из всей школы: кто-то хорошо поёт или читает стихи, кто-то танцует, играет на музыкальных инструментах, а кто-то делает замечательные сувениры своими руками или хорошо рисует.
—Приходится заставлять детей?
С. Е. Чехович: Вы знаете, нет. Дети, которые приходят к нам, уходят только в исключительных случаях: например, в связи с переездом в другое место.
—А как относятся к Вашей работе коллеги?
И. Н. Родионова: Коллектив у нас большой, и нельзя сказать, чтобы нашу работу сразу поняли и приняли. Хочу добавить, что духовно-нравственное воспитание и учителям не всегда понятно. Когда мы стали об этом говорить на педсоветах, тема шла нелегко: духовный аспект воспринимался непросто, но постепенно коллеги к нам стали прислушиваться, и теперь мы взаимодействуем.
С. Е. Чехович: А ещё желанным мероприятием в нашем коллективе стали рождественские и пасхальные поздравления для учителей. В приветственном слове священника, который всегда присутствует на данных мероприятиях, звучат слова благодарности педагогам за их нелёгкий труд и за ту ответственность, которая на них возложена в деле воспитания детей. А волонтёры, в свою очередь, поют весёлые песни, читают стихи. В учительской в это время царит атмосфера праздника и тепла.
— Насколько я поняла, вы взаимодействуете с клириками Серафимовского прихода. Как это реализуется и отражается на детях?
С. Е. Чехович: Священники всегда почётные гости на школьных торжественных линейках, праздниках, общешкольных родительских собраниях. В декабре и марте во 2-11классах ежегодно проходят декады встреч со священниками на духовно-нравственные темы. Эти темы согласуются с классными руководителями, которые знают проблемы своего класса. Мы приглашаем священнослужителей на чаепития, которые проходят дважды в год: на Рождество и Пасху. Это востребовано, потому что в храм ходят далеко не все, а сложные вопросы возникают у каждого. Поэтому постепенно у нас выстроился график индивидуальных бесед со священником после чаепития.
— А как это организовано?
И. Н. Родионова: Классные руководители дают нам информацию о родителях и детях, которые хотят встретиться со священниками, и мы составляем график. Надо сказать, что любой работник школы тоже может записаться на беседу. Священник приходит в кабинет духовно-нравственного воспитания и индивидуально беседует с каждым, у кого возникла такая потребность. Дети иногда стесняются и просятся пойти вдвоём. Случается, видишь, что с ребёнком что-то не так, и сам предлагаешь пойти на беседу. Одному достаточно участливого разговора с батюшкой, и он успокоится. Но бывают тяжёлые случаи: умирает кто-то из близких, разводятся родители, и одной беседы бывает недостаточно. Тогда можем увидеть этих детей и в храме. И не только дети — и родители приходят.
— Факультатива «Основы православной культуры» в вашем расписании нет, а есть уроки нравственности. Но программа, по которой Вы работаете, предполагает воспитание на основе православных традиций. Соответственно мероприятия вы организуете в соответствии с юлианским календарём. А как относятся к этому представители других конфессий?
С. Е. Чехович: Да, в нашей школе есть и католики, и христиане-пятидесятники. Но и те, и другие относятся к нашей работе с уважением. Дети других вероисповеданий даже остаются на те уроки, когда приходит священник, хотя это по желанию. Выбор религии — это личное дело каждой семьи. Но евангельские заповеди общие для всех нас, поэтому здесь различий нет. Если мы идём в храм на экскурсию, то дети из других конфессий идут по желанию. А если мы организуем школьные мероприятия или проводим концерт в больнице, благотворительные ярмарки в школе, то эти родители приветствуют участие в них своих детей и, более того, сами предлагают помощь: привезти реквизит, организовать подвоз детей и т. д.
— А если вернуться в прошлое, с чего бы вы начали свою деятельность?
С. Е. Чехович: С самого начала надо было работать с родителями. Особенно в последнее десятилетие стало заметно, что мамы и папы не понимают, что такое «духовно-нравственное воспитание». Если термин «нравственное» можно объяснить в категориях «хорошо — плохо», то тема духовного для них совершенно непонятна. Но по опыту могу вам с уверенностью сказать, что если ребёнок приходит в школу в этом плане подготовленным, то у него проблем намного меньше. А если дети не знают, как вести себя со взрослыми и сверстниками, как вести на уроках и переменах, им приходится тяжело, и учёба даётся непросто. Помочь таким детям, не вовлекая родителей, невозможно.
—Что надо сделать педагогу, чтобы родители задумались и прислушались?
И. Н. Родионова: Прежде всего надо сделать так, чтобы тебе поверили. Увидели в тебе человека, который живёт не в разрезе с тем, что говорит. Поэтому мы стали общаться в неформальной обстановке. Сначала устраивали поездки для детей и родителей, организовывали совместные концертные программы, благотворительные акции. Постепенно, видя наше неравнодушное отношение к детям и их проблемам, родители стали откликаться на нашу работу.
С. Е. Чехович: Когда у нас проходят выставки поделок, благотворительные ярмарки, мы всегда отмечаем и родительский труд: вручаем грамоты, по возможности дарим подарки. Вы посмотрите, сколько у нас уже творческих работ, и это далеко не все… Приглашаем родителей на пасхальные и рождественские концерты: они смотрят, как их дети выступают на сцене, о чём говорят…
— Теперь Вы можете сказать, что получилось в работе с родителями?
И. Н. Родионова: Во-первых, мы видим, что родители заинтересованы в духовно-нравственном воспитании детей. Во-вторых, посещение общешкольных собраний, разных встреч и конференций, классных родительских собраний стало более массовым. В-третьих, активизировалось участие родителей в культурно-массовых мероприятиях школы. В работе для привлечения родителей пытаемся использовать разные формы сотрудничества: лекции, консультации, совместные творческие мероприятия, индивидуальные беседы. Одной из таких форм стала конференция отцов, которая проводилась впервые в нашей школе. Отрадно, что на ней присутствовало более 60 пап. Это для нас очень ценно, потому что сейчас в обществе дефицит вовлечённого отцовства, и это большая проблема.
И, конечно, большую роль играет то, что мы живём в небольшом городке и работаем здесь уже не один десяток лет, поэтому выпускники приводят к нам уже своих детей.
— Что вы можете сказать о кабинете духовно-нравственного воспитания? Это необычно для светских школ…
С. Е. Чехович: До 2013 года факультативные занятия, встречи со священниками проводились в разных кабинетах. За эти годы собралось много творческих работ учащихся, значительное количество книг, видео- и аудиоматериалов духовно-нравственного содержания. И тогда родилась мысль о создании в школе отдельного кабинета, где можно говорить о духовном, о смысле жизни.
Некоторые представляли наш новый кабинет как богадельню. Приходилось объяснять, что духовные законы одинаковы для людей разных вероисповеданий. На вопрос: «А когда к вам придут не православные родители с претензиями на такое воспитание своего ребёнка?» — я просто ответила: «Скажу им, что буду учить детей любить близких, не обманывать, не воровать, уважать родителей, любить своё Отечество». Разве эти законы противоречат какой бы то ни было вере?
И. Н. Родионова: Занятия кружков проходят также в этом кабинете. Здесь идёт подготовка к праздникам, готовятся концертные программы, пишутся сценарии, проводятся репетиции, формируются подарки для больных в горбольницу на Рождество и Пасху.
—А что Вы организуете в больнице?
С. Е. Чехович: Ежегодно проводим концерты, приуроченные ко Дню Матери, которые раньше мы проводили в школе, а потом попробовали провести в больнице. Это вошло в традицию. Дело в том, что там находится много людей пожилого возраста. Есть одинокие. К тому же у нас находится реабилитационное отделение областного значения. На Покров, в День матери, хочется их порадовать, уделить внимание. Готовим концертную программу, угощаем выпечкой, дарим сувениры, сделанные своими руками. В этом нам тоже помогают родители.
И. Н. Родионова: Надо сказать, что раньше мы подбирали инсценировки, где раскрывалась проблема оставленности и одиночества пожилого человека. Но пришло понимание, что надо больным дарить радость. Они прожили жизнь и многое уже поняли, а наше выступление заставляло их снова переживать боль. Поэтому сейчас наши концерты весёлые. Больница — это то место, куда надо идти с позитивом. Больные улыбаются, поют песни и в конце искренне благодарят детей.
С. Е. Чехович: Традиционными стали посещения больницы на Рождество и Пасху. Также готовятся концертные программы, просветительские часы, угощения и подарки для больных. Нужно отметить, что сувениры делаются учащимися на уроках искусства. В последние годы к нам подключились родители, которые поют вместе со своими детьми. И такие выступления больными принимаются очень душевно, иногда со слезами радости на глазах.
— Вы рассказывали на Пятых Рождественских чтениях, что в вашей школе организуются выставки в течение учебного года, которые могут быть использованы учителями на уроках истории, географии, литературы и на классных часах?
С. Е. Чехович: Сентябрь обычно начинается с выставки «Православную книгу в семью». Дети выбирают понравившуюся им книгу и несут домой. Помощь в литературе оказывают прихожане Серафимовского храма, которые на протяжении месяца собирают их в храме, а мы книги доставляем в школу.
И. Н. Родионова: Мы подготовили выставки, посвящённые Архистратигу Михаилу, благоверному Александру Невскому, святым жёнам Белой Руси. Выставка «Зимний календарь» вмещает в себя материал о жизни святых, память которых приходится на зимние месяцы. Есть у нас традиция поздравлять учащихся и учителей с именинами. Размещаем самые известные репродукции икон святых, фотографии храмов, воздвигнутых в их честь, а также портреты известных людей, которые носили или носят это имя. И, конечно, внимание в этот день нашим именинникам, поздравление которым мы вывешиваем.
С. Е. Чехович: Раз уже зашла речь о выставках, то 8 марта у нас проходит вы
ставка «Святые жёны Белой Руси», а 12 апреля в прошлом году подготовили экспозицию, в которой рассказали о космонавтах, в жизни которых большое внимание уделялось вере.
И. Н. Родионова: На Пасху традиционно проводим выставку картин «Земная жизнь Иисуса Христа в живописи», создали также презентацию для классных часов. Каждая картина сопровождается соответствующим фрагментом из Евангелия. Так дети ненавязчиво знакомятся с евангельским текстом через работы известных художников. Это важно, потому что на Евангелие так или иначе опирается вся художественная литература: русская, белорусская, зарубежная… Кроме того, многие библейские выражения люди часто используют в повседневной речи, даже не представляя откуда они пришли в нашу жизнь.
В этом году к Рождеству хотим сделать выставку «Дары волхвов», а в прошлом- была выставка «История одной книги», которую посвятили «Снежной королеве» Г.-Х. Андерсена. Это было интересно не только школьникам, но и педагогам, ведь мы представили оригинальное авторское произведение без цензуры.
Хочу отметить, что я веду уроки мировой художественной культуры (искусства). В рамках этого предмета духовно-нравственный компонент укладывается очень гармонично.
С. Е. Чехович: И в исследовательских работах мы не можем обойти эту тему, потому что это близко и интересно. Изучая историю Великобритании, много узнали о святых покровителях этой страны и провели параллель с нашими известными святыми. Исследовательская работа «Святые покровители Британской земли. Связь с православной Русью», которая была представлена в районе, впоследствии послужила хорошим источником для проведения классных часов в 7-11 классах с просветительской целью.
—Знаю, что с христианскими святынями Европы Вы знакомы не только заочно, потому что много путешествуете со своими учениками. Где уже успели побывать?
С. Е. Чехович: Первой поездкой по святым местам Европы стала Франция. Вместе с детьми мы побывали в Париже, в Соборе Парижской Богоматери, где хранится одна из главных святынь христианского мира – Терновый Венец Спасителя. Благодаря чётко составленному маршруту нам удалось побывать на богослужении при выносе Тернового Венца. Взрослые, и дети, ощутили такое братское единение всех присутствующих в соборе, осознавая силу Великой Святыни.
И. Н. Родионова: Также впечатления остались от прогулки по реке Сене, от подъёма на Эйфелеву башню, экскурсии по Лувру, прогулке по Монмартру.
С. Е. Чехович: А дальше были поездки в Италию, Грецию. Если поездка во Францию организовывалась для учащихся и учителей, то в эти страны отправились родители, а некоторые даже со своими детьми.
И. Н. Родионова: В Италии, в г. Ланчано, видели Ланчанское чудо (воплощение Евхаристии: плоть и кровь, в которые видимым образом по молитве священника местной церкви в VIII веке превратились хлеб и вино- прим. Р.), в Бари поклонились мощам свт. Николая, в Равенне познакомились с нашей землячкой из Молодечно, женой священника Покровского храма. Для освящения воды на Крещение город выделил приходу небольшой участок моря. Программа у нас была настолько насыщенная, что всё не было времени искупаться, а тут Господь привёл нас в такое замечательное место, где все мы уже отвели душу. Город Альберабелло, самый экологически чистый в Италии, удивил своими домиками-труллами и белокаменным храмом в честь св. бессребреников Космы и Дамиана. Были мы и в Греции, где посетили скальные монастыри Метеоры, добрались к мощам св. Спиридона на о. Корфу, побывали на могиле св. Паисия Святогорца, посещали храмы в Салониках, были на экскурсии вокруг Афона, а мужчины и ребята посетили саму Святую Гору.
С. Е.Чехович: Посетили рождественскую Чехию, побывали в Польше, в монастыре Ченстоховской иконы Божией Матери… У Вас может сложится впечатление, что мы только в паломничества ездим. Нет, поездки всегда совмещают и религиозный и светский компонент, обязательно развлечение для детей.
—Но кто же Вам предоставляет такие потрясающие маршруты?
И. Н. Родионова: Маршруты мы разрабатываем сами. Сначала выбираем места, в которых хотим побывать и уже, связываясь с экскурсоводом, оглашаем весь список. Ездить на далёкие расстояния можно не больше одного раза в год, поэтому время подготовиться есть. А работа перед поездкой ведётся серьёзная. Заказать автобус и собрать деньги, открыть визы — это не так уж и сложно. А вот чем занять детей во время длительных переездов? Мы подбираем игры, викторины, песни, конкурсы. Словом, организовываем свои поездки от начала и до конца так, чтобы детям было интересно. Даём, конечно, личное время — для общения. Стараемся, чтобы дети меньше времени проводили в мобильных телефонах. А по итогам поездок готовим большие презентации, объединяем несколько классов и рассказываем, где были и что нового узнали.
— По словам белорусского классика, «гэта добра, нават трэба ведаць чужое, але перш-наперш трэба ведаць сваё». А как у вас обстоит с этим дело ?
С. Е. Чехович: Да, мы ездим за рубеж, но у нас в Беларуси не меньше интересных мест, о которых, к сожалению, знают немногие. Например, урочище Грушка в Каменецком районе —удивительное место.
—Никогда не слышала…
И. Н. Родионова: А ведь это наша белорусская Гора Грабарка. Туда каждый год паломники везут поклонные кресты и украшают их яркими лентами. Только если на Грабарку паломники собираются на Преображение, то в Грушку люди стекаются 27 августа, накануне Успения. Съезжаются священники, служат молебен. Есть там интересный обряд поклонения иконам. Каждый год в этот день местные женщины накрывают столы для паломников. Удивительные обычаи, непередаваемая атмосфера. И это своё, родное и близкое.
С. Е. Чехович: А ещё деревня Рожковка, тоже в Каменецком районе. В 1942 году её жителям чудом удалось избежать расстрела, хотя по сути они уже стояли на краю расстрельной ямы. В последний момент прилетел немецкий майор, который рассказал, что в небе ему явилась Богородица и приказала помиловать людей… С этим событием связана история местночтимой святыни — Рожковской иконы Пресвятой Богородицы.
И. Н. Родионова: Посетили мы также святые места г. Бреста, г. Минска, г. Пинска, г. Турова, г. Гродно, объездили храмы Берёзовского, Дрогичинского и Ивановского районов.
—Вижу, что каждой из Ваших поездок можно посвятить отдельную статью…
С. Е. Чехович: Материалов и впечатлений действительно много, и вывозить детей надо обязательно: это и развивает, и сплачивает…
После звонка к нам присоединилась директор школы Светлана Владимировна Карпович:
— Светлана Владимировна, что Вы скажете о работе по духовно-нравственному воспитанию, которая ведётся в Вашей школе?
С. В. Карпович: Я считаю, что это наша изюминка, и этим опытом нужно делиться. Поэтому 4 года назад, став директором этой школы, в качестве инновационного проекта я выбрала именно это направление. С 2018 года наша школа является участником инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера». Это значит, что мы сотрудничаем с другими учреждениями города. В основном, конечно, это образовательные учреждения. У нас проходят совместные мероприятия с гимназией, школой искусств, ЦДОДиМ, участвуем в совместных городских и районных турнирах и фестивалях.
— А есть ли доплата педагогам?
С. В. Карпович: Да, педагоги, занятые в проекте, получают небольшую доплату. Но она не компенсирует всех затрат. Для них это не является стимулом, потому что много лет работали без всякой доплаты, не жалея ни здоровья, ни душевных сил. И у меня к ним единственное требование: больше рассказывать о том, что делают. Этим опытом надо делиться.
—Много ли школ занято в этом проекте по Беларуси?
С. В. Карпович: В целом по стране 11 школ, а в Брестской области только наша школа и одна из школ Пинска. В прошлом году проект завершился в Ивацевичах.
— Ну, хорошо, но ведь во многих школах сейчас устраивают Хеллоуин, например. Как это сочетается?
С. В. Карпович: А мы не проводим ни Хеллоуин, ни день святого Валентина. Ведь программа устроена так, что у нас есть выбор…
— Как готовитесь к Рождеству и святкам?
И. Н. Родионова: У нас будет традиционный большой Рождественский концерт, в котором примут участие и дети, и родители. Сейчас активно готовимся к Рождественской неделе.
— А какие планы на будущее?
С. Е. Чехович: Недавно у нас проходил третий городской Рождественский турнир. В нём участвовало две школы, колледж, воскресная школа и гимназия. Дети были заинтересованы, серьёзно готовились. Турнир прошёл очень интересно, наши школьники заняли первое место наряду с учащимися гимназии и воскресной школы. И тут же у меня созрела новая идея: в следующем году провести городской турнир при участии команды учителей, родителей и детей. И ещё я чувствую, что есть необходимость в просветительском лектории для родителей. Хотелось бы также, чтобы конференция для отцов стала традиционной.
— Понимаю, что в нашей беседе Вы осветили далеко не все направления работы, но всё же, подводя итоги, почему, на Ваш взгляд, уже третье поколение родителей приводит к Вам своих детей?
С. Е. Чехович: Родители видят, что быть духовно богатой, нравственной личностью — это значит жить интересно, уметь общаться и получать радость от этого общения. Это значит быть человеком сильным, уметь противостоять трудностям и испытаниям и не пасовать перед ними. Уроки нравственности, поездки, добрые дела, которые устраиваем вместе с детьми, развивают в детях чувство сострадания и милосердия. Вы знаете, ведь когда организуем благотворительные ярмарки, и дети и родители очень стараются, а все средства идут на благотворительные нужды. Люди хотят помогать. Дети учатся сострадать, понимать, дружить, подставлять друг другу плечо. А это хороший опыт, который обязательно пригодится им в жизни и сделает её насыщенной и наполненной смыслом.
—Большое спасибо за такую содержательную беседу. Хочется пожелать Вам накануне наступающих праздников много сил и здоровья для новых идей и свершений. И очень хочется, чтобы Ваше горение передалось другим педагогам и чтобы неравнодушных единомышленников у вас становилось всё больше и больше.
Беседовала Анна Галковская