Нравственные семейные ценности в белорусских пословицах и поговорках: эвристический анализ как метод работы со старшеклассниками
Метафорический язык пословиц и поговорок понятен подросткам и юношам. Пословицы и поговорки влияют на осознание их смыслов и теми, кто их высказывает и теми, кто их слушает. Посредством знакомства с образами происходит личностная идентификация с героями, совершающими поступки, формирование нравственных понятий. В пословицах и поговорках отражаются послания предыдущих поколений о жизненном опыте и важнейших нравственных ценностях.
Большое количество этих белорусских народных шедевров посвящены семейным ценностям и последствиям их нарушений: почитание родителей (Бацька i мацi ад Бога ў хаце, хто iх зневажае, добрай долi не мае); ценность истории рода (Ад добрага караня i добры адростак); целомудрие (Лепш латаная, чым хватаная); сожительство (Чаго жанiцца, калi чужая лажыцца); чадолюбие (Адзiн рукаў i той падзяру для сваiх дзяцей); многодетность (Адна – да долi жадна, сем – доля ўсем); иерархия в семье (Калi жонка верхаводзiць, мужык па судзедзях ходзiць); ценность репродуктивного здоровья (Пахвалiся жонкай не заўтра, пасля вяселля, а дзяцей маючы) и др.
Эвристический анализ как метод проблемного обучения эффективен для постижения молодежью смыслов пословиц и поговорок [1]. Нами проводятся интерактивные занятия, где при помощи различных эвристических алгоритмов идет совместный поиск решения проблемы. В качестве примера приведем схему работы [2].
Учащимся предлагается представить, что данная пословица является своеобразной моралью к конкретной жизненной истории. Затем при помощи основных дидактических элементов эвристики модератор организует обсуждение по следующим вопросам: Что произошло в данной истории? Кто задействован в событиях? Какие мотивы направляли участников событий? Какие факты были самыми важными? Какие из фактов, про которые вы хотели бы узнать, не отражены в событиях? Какие христианские заповеди были нарушены или соблюдены? Какие выводы можно извлечь из пословиц? Далее в группах участникам предлагается выполнить рисунок, схему или коллаж на тему пословицы и сделать его презентацию. В заключительной части проводится рефлексия: Что в данной пословице вас больше всего впечатлило? О каких христианских ценностях идет речь? Какие демографические процессы здесь имеют место? Что аккумулирует в себе эта пословица? Над чем вы задумались в ходе выполнения заданий?
Занятия с использованием эвристического анализа белорусских пословиц и поговорок проводились нами в 2015-2016 годах с более 200 учащимися старших классов учреждений общего среднего образования г. Минска и Минской области. Результаты наблюдений за работой учащихся на занятиях показывают, что они легко осваивают предложенную стратегию анализа пословиц, быстро осваивают приемы поиска смысла в поговорках и обнаруживают устойчивую связь между христианскими ценностями и сутью пословицы. Старшеклассники могут осуществить перенос обсуждаемой ситуации в жизнь общества, проанализировать соотношение между причиной и следствием событий. В итоговой рефлексии, учащиеся отметили работу с белорусскими пословицами и поговорками как ценную и интересную. А также выделяли как наиболее значимый момент то, что они самостоятельно «открыли» смысл конкретной пословицы, сделали личностно значимый вывод для своей будущей семейной жизни.
—————————
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
- Мартынова, Л.А. Здравствуй, аист! Интерактивные методы при подготовке старшеклассников к семейной жизни. / Л.А. Мартынова, И.В. Ботяновская // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 49-56.
Автор: Лариса Аркадьевна Мартынова,старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования»
Источник: «Экономика, христианство и социальные институты». Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 января 2017 г., Минск