Бабий день — Бабьи каши

Праздник повивальных бабок и рожениц, отмечается на второй день Рождества Христова и в народном восприятии связывается с образом Богоматери-роженицы. В храмах в этот день совершались молебны перед иконой Богоматери «Помощница в родах».
Бабий день в Болгарии
В этот день повитухи приглашались в дома, в которых в течение прошедшего года родились дети. Их одаривали деньгами и угощали специально приготовленной кашей. В некоторых областях, напротив, к повитухе в дом приходили родители детей, которых она приняла во время родов. В подарок тоже приносили деньги, водку, пироги или блины. В «Бабий день», женщины, родившие в прошедший год ребенка, собирают гостей , угощают всю улицу, гремит музыка, все пьяные и радостные танцуют и водят хороводы – радуются вместе с матерями родившимся детям.
Это женский праздник, в котором участвовали бабки-повитухи и замужние женщины, имеющие детей. В День повивальных бабок в свое время мужчины “прятались” по домам, не смели выйти на улицу. Потому что мужчина, оказавшийся случайно на улице, становился объектом шуток празднующих женщин. Они осыпали его острыми шутками и со смехом стягивали с его головы колпак, или даже раздевали его. Разумеется, у мужчин в этот день не было права обижаться. Они могли лишь спастись, заплатив небольшой выкуп. И, по обычаю, на собранные с выкупов деньги, устраивали угощение в конце дня. Только к вечеру мужчины могли подключиться к женскому веселью.
Одаривание и общественные трапезы в этот день являлись актом благодарности повитухам от крестьянской общины. Существовало представление, что что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливаются духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место в ряду родственников ребенка во многих обрядах: во время крестин, свадьбы, и проводов в армию (у мальчиков).
Бабьи каши в быту сибирских казаков
Январские проказы зимы никогда не пугали сибиряков, особенно казачек. На второй день после Рождества Христова 8 января, на Собор Пресвятой Богородицы, сибирские казачки отмечали свой законный праздник — Бабьи каши. Это еще и день повивальных бабок, которым следует поклониться и угощение отнести.
Славно справляли сию дату в сибирских станицах. Кашу называли «матушкой», «барыней», «застольной атаманшей». Готовили ее в русских печках, в чугунках, в основном ячневую, пшенную, с орехами, изюмом, черносливом, а гречневую — со шкварками. Варилась кулага, хлебный кисель и черемуховая либо боярышная шаньга с густой сметаной, стряпались рыбные пироги со свекольным квасом и хреном, готовилось пиво и медовая брага.
Собирались казачки в какой-то горнице, а бывало, и в клуне — рабочей женской избушке, где они рукодельничали да посиделки устраивали. Молились, угощались приготовленными яствами сибирской кухни, делились и бедами. Если изводил какой непутевый казачишко женушку, то ходили жаловаться на него атаману. В этот Бабий день он должен был всех выслушать и подсобить, выпоров принародно обидчика…
Полагалось бабам и повыть, покручиниться… Будущих рожениц трижды умывали снегом. В Торгашино казачки на берегу речки Панюковки расстилали медвежью шкуру, вставали на колени и молились на Рождественскую звезду, прося у Богоматери заступничества.
Казаков на свои «каши» приглашали к вечеру. Тут уж не стенали, а пели и плясали.