Проблема донорства органов. Критический взгляд

В 1909 году французская газета «Le Matin» опубликовала роман-фельетон Жана де Ла Ира «Иктанэр и Моизэта». Главный герой Романа иезуит Фульбер, мечтающий завоевать мир, заменяет одно лёгкое своего воспитанника Иктанэра, которого воспитывает в ненависти к человечеству, акульими жабрами. Выросший Иктанэр ведёт войну с целыми эскадрами, а его наставник заставляет трепетать весь мир…
Поводом для написания антиутопического романа стали набиравшие в то время размах опыты по пересадке органов, в частности практика француза Алексиса Карреля. Учёный, известный своими евгеническими идеями, в 1912 году получил нобелевскую премию за работы по трансплантации кровеносных сосудов и органов…
В 1928 году в СССР выходит научно-фантастический роман Александра Беляева «Человек-амфибия», который во многом перекликается с французским произведением. Tолько светило медицины хирург Сальватор пересаживает жабры больному мальчику, исповедуя, в противовес своему французскому предшественнику, гуманистические идеи.
Жабры и лёгкие не соседствуют в человеческом организме и по сей день. Но операции по пересадке внутренних органов стали рядовым явлением. Человеку пересаживают даже лицо. Вот только голова целиком ещё не приживается — не удаётся заставить полноценно функционировать спинной мозг.
Наука шагнула вперёд, и вслед за учёными экономисты, горячо преданные борьбе с дефицитом, продвигают идеи свободной купли-продажи человеческих органов, а очередным нобелевским лауреатом становится Герри Беккер (1992), впоследствии предложивший модель расчета их рыночной стоимости.
Однако отношение общества к пересадке органов по-прежнему остаётся более чем противоречивым.
Во-первых, далеко неоднозначно оценивается способ получения донорского материала. На пересадку органов умершего человека в ряде стран, среди которых Россия, разрешение не требуется. Tело – собственность государства. В США и ряде европейских государств, необходимо предварительное согласие умирающего. В легализовавших эвтаназию Бельгии и Голландии учёные медики намереваются продвигать законопроект о совмещении эвтаназии с донорством органов при живом сердце.
Для религиозного человека, в какого бы Бога он ни верил, явление смерти воспринимается как переход из одного мира в другой. Смерть и сопряжённые с ней страдания имеют такую же ценность, как и сама жизнь.
Другим краеугольным камнем биоэтики, сосредоточенной на нравственной стороне вопроса, является использование для выращивания органов стволовых клеток. Самым распространённым их источником на сегодня является эмбрион человека, возраст которого может достигать 22 недель. Надо сказать , что в Канаде, например, прерывание беременности допустимо на любом сроке. В данном случае, не взирая на возраст внутриутробного ребёнка (неважно 1 ему неделя или 39) нивелируется не только человеческая жизнь, но и само материнство. Выходит, женщина вынашивает ребёнка, зная, что он будет использован как материал?..
Почему один должен за деньги родиться и умереть, чтобы вместо него жил другой?..
Благие намерения уже не раз приводили человечество к противоположным результатам. Tрансплантология порой тоже играет с нами злую шутку. Становясь товаром, жизнь перестаёт быть даром. Например, в Иране любой желающий за 1200 долларов может совершенно свободно продать свою почку. Но и нам далеко ходить не надо – вы можете прямо сейчас поехать в соответствующее учреждение, чтобы сдать кровь и получить за это деньги. В своё время к переливанию крови относились также как сейчас к пересадке органов. Но вот что интересно. Британский социолог Ричад Титмусс сравнил две модели донорства крови: безвозмездную британскую и предполагающую вознаграждение американскую. В первом случае процент пригодной крови оказался значительно больше, ведь люди шли на это из альтруистических соображений, понимая всю ответственность. Во втором же случае донорами в основном становились малообеспеченные люди с плохим здоровьем, кровь которых в результате оказывалась непригодной.
Данный пример ещё раз подтверждает, что чем больше сфер нашей жизни подвергается коммерциализации, тем ниже становится ценность этой жизни. Она перестаёт восприниматься как дар свыше.
Наверное, этого и опасался французский писатель Жан де Ла Ир. Поэтому его герой Иктанэр встречает Моизэту, которая дарит ему любовь и открывает Бога. В одной из парижских клиник ему делают операцию по пересадке лёгкого. Tеперь это обычный человек, который стремится жить по основанным на любви нравственным законам.
Автор: Анна Галковская