Заблудившийся Еврохоровод
Конкурс Евровидение уже давно перестал быть соревнованием культур, если когда то вообще им являлся, его проведение регулярно сопровождается провокациями и скандалами, в обсуждении которых не гнушаются пускаться ни обыватели, ни даже главы государств. Принципы, по которым строится фестиваль, и цели, которые преследуют его создатели, едва ли выходят за меркантильные рамки, где товаром является «вкусно приготовленное» шоу, а потребителями – мы с вами, по скромным подсчётам более чем 600 миллионная аудитория, включающая кроме Европейских держав, США, Канаду, Австралию, Южную Корею, Индию, Египет, Казахстан и др.
Немного истории. Конкурс родился в теперь уже не близком 1956 году и впервые прошёл на родине его идейного вдохновителя Марселя Безансона, генерального директора телевидения Швейцарии. Тогда это был небольшой, но с далеко идущим намерением фестиваль, участие в котором приняли всего то 7 стран. Черно-белому телевидению, только начинавшему входить в дом буржуа, необходимо было показать свои преимущества, склонить потребителя и пробить нишу в информационном пространстве (тогда люди ещё читали газеты, слушали радиопередачи). Вот и незамысловатое название подвернулось — «Евровидение».
Теперь, когда в популяризации домашнее телевидение не нуждается, а понятие культура, звучит как что-то архаичное (Античная, Средневековая, Месопотамская и т.д.) на её место выступил двойник — не двойник, а скорее мертворожденный собрат — «культура потребления», она же «массовая культура». Шоу «Евровидение» и тут органично вписалось в ход глобализации, став одним из её флагманов, способствуя универсализации культурно-бытовой жизни европейцев, оперируя понятными,пусть и примитивными, для гражданам любой нации понятиями. В результате мы наблюдаем не конкурс талантов, а калейдоскоп ярких и эффектных, а по сути однотипных исполнителей, схожих между собой, как коробки-супермаркеты, одинаковые заправочные станции или закусочные, типа fast food.
Вот лишь некоторые из свидетельств «обескультуривания» конкурса «Евровидение». С 1999 года язык, на котором выступает представитель страны, может быть и не родным, проще говоря, любым. Со временем пошли и дальше: исполнитель не обязательно должен являться гражданином того государства за которое выступает. Что получается? Ни язык теперь не важен, ни гражданство (я про национальность и не упоминаю)… Что же тогда важно? Вы наверное догадываетесь – шоу: зрелищность и умение «попасть в струю», вычленить общий знаменатель из череды уравнений -вкусов публики, предпочтений жюри, запросов моды — и в конце концов добиться успеха.
Предстоящий конкурс 2014 года пройдёт под лозунгом «Присоединяйтесь к нам!». Призыв, мягко говоря, сомнительный, равно как и нездоровое рвение некоторых стран (Беларуси, России, Украины и др.) во что бы то ни стало отличиться на этом поприще. Сразу вспоминаются бабушки из села Бураново Удмуртской республики, которые выступали на «Евровидении» от России в 2012 году. Это как надо было постараться, чтобы характерных и уникальных представительниц этноса заставить петь на чуждом языке, чуждую и нехарактерную попсу «Party for Everybody». За такое усердие не жалко было и второе место присудить. Удивляют и белорусские исполнители, что ни год пытающиеся перепеть англичан на их родном языке, копирующие «лучшие» элементы шоу учредителей фестиваля. Вот разве детский материал у нас, по прежнему, более непосредственный и открытый, чем и берёт лидерские места, каждый год. Только цена этих побед остаётся за кулисами конкурсов.
Хорошо об этом сказал московский миссионер и публицист протодиакон Андрей Кураев: «Участие в конкурсе «Евровидение» – это просто катастрофа для детского сознания. Фрагменты программ, которые мне удалось просмотреть, просто ужасают – в них дети ведут себя совершенно не по-детски, из них уже сделали профессиональных актёров, это сплошной сценический образ. Актёрская профессия бывает очень опасна даже для взрослого человека, который может раствориться в своем имидже, в сценическом образе, а тем более, для ребёнка, у которого ещё нет внутренней психологической идентичности, устойчивости самосознания… Вовлечение детей в мир рекламы, в мир бизнеса очень опасно для самих же детей.»
На этот раз удивила Австрия. В 2014 году в Копенгаген поедет выбранный закрытым решением руководства Общественного телевидения страны — вопреки голосованию на национальном отборе — бородатый трансвестит Том Ньюверз. Здоровые инициативы уже сейчас предлагают бойкотировать это глобалисткое попсовое шоу, окончательно дискредитировавшее себя подобными вопиющими фактами, начат сбор подписей на сайте change.org. Уже пять стран объявили об отказе от участия в «Евровидении – 2014»: Хорватия, Андорра с Люксембургом, Чехия, а также Словакия, дипломатично мотивируя решение падением интереса. 13 стран ещё определяются.
Впрочем вы всегда вправе нажатием кнопки «выкл» бойкотировать «Евровидение» у себя дома раз и навсегда избавив себя и своих детей от этого однотипного и посредственного хоровода.