Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания

Отдаленное воздействие искусственного оплодотворения на развитие детей Семьи, прибегнувшие к ЭКО, вынуждены иметь дело с проблемами, которые носят особый, весьма специфический характер. Необходимо помнить, что большинство пар данной категории, прежде чем зачать желанного ребенка, подвергаются длительным лечебным процедурам. Дети при этом оказываются зачатыми вне сексуальных отношений их родителей. Кроме того, беременность в результате ЭКО чревата медицинскими осложнениями: по сравнению с генеральной совокупностью увеличивается риск многоплодных родов, выкидышей, преждевременных родов и низкого веса ребенка при рождении [14]. Популярность вспомогательных репродуктивных технологий предполагает, что дети, зачатые таким путем, не попадают под повышенный риск возникновения проблем в развитии. Однако только недавно стало появляться достаточное количество научных исследований, на которые может опираться такой вывод. Широкий спектр результатов исследований, посвященных физическому и умственному развитию ЭКО-детей, говорит об отсутствии проблем в этом аспекте развития. Исключения составляют лишь те случаи, когда проблемы связаны с недоношенностью детей или с многоплодной беременностью, – характерными проблемами, с которыми сталкиваются семьи, прибегнувшие к ЭКО (см. например: F.L. Gibson и др. [12]). В психологической литературе гораздо меньше исследований, посвященных психосоциальным вопросам развития ЭКО-детей, а их результаты зачастую являются менее убедительными. Большинство существующих исследований, однако, говорит об отсутствии проблем в этой сфере развития для детей различных возрастных групп. К примеру, результаты работы F.L. Gibson и соавторов [12] показали, что при становлении безопасного типа привязанности и адаптивных реакций по отношению к своим матерям 12-месячные ЭКО-дети ничем не отличаются от младенцев-первенцев того же возраста из контрольной группы. Кроме того, большинство ЭКО-матерей, участвовавших в исследовании, продемонстрировали чувствительное и эмоционально доступное поведение во время игрового взаимодействия с детьми, сопоставимое с таковым у других матерей с аналогичным социальным положением. В качестве еще одного примера можно привести работу H. Colpin и S. Soenen [11], которая являет собой глубокое длительное изучение взаимоотношений родителей с детьми и психологического развития детей после ЭКО. В данном пилотном исследовании сравнивалась 31 семья с ребенком, зачатым с помощью ЭКО, с 31 семьей, где дети родились после естественного оплодотворения, когда детям исполнилось 2 года. 27 ЭКО-семей и 23 семьи из контрольной группы участвовали в исследовании снова, когда детям исполнилось 8–9 лет. Основной метод, использовавшийся в этой работе, – метод заполнения опросников родителями и школьными учителями, по данным которых оценивалось психологическое развитие детей. Результатом исследования стал вывод о том, что психологическое развитие детей из семей, прибегнувших к ЭКО, и детей из семей контрольной группы значимо не различаются между собой. Некоторые исследования обнаруживают положительное влияние ЭКО на психоэмоциональное развитие детей. К примеру, в работе Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис [9] показано, что родители в семьях, прибегнувших к ЭКО, оказываются весьма эмоционально чувствительными по отношению к своим детям, меньше давят на них в процессе воспитания, чувствуют себя более компетентными, что, безусловно, оказывает положительное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка. Существуют, однако, и работы, в которых авторы приходят к негативным выводам относительно отсроченного влияния искусственного оплодотворения. Так, к примеру, в работе R. Levy-Shiff с соавторами [15] отмечены некоторые проблемы в контексте способности к адаптации у ЭКО-детей школьного возраста. В работе F. Van Balen утверждается, что ЭКО-родители проявляют чрезмерную опеку по сравнению с родителями детей, зачатых естественным путем. Таким образом, результаты исследований эмоционально-личностной сферы развития ребенка нельзя назвать однозначными и тем более окончательными. Налицо необходимость продолжения исследований по данному направлению. Методы и методики исследования За исключением небольшого числа работ (например, H. Colpin с соавторами [10], S. Golombok с соавторами [13]) большинство исследований по оценке качества детскородительских взаимоотношений полагаются на данные, полученные в результате анкетирования и интервьюирования матерей (например, М.Е. Ланцбург и Е.В. Соловьева [8]). Ребенок оказывается лишь косвенно включенным в проведение исследования. Кроме того, неизбежно искажение результатов, связанное с субъективными оценками восприятия ситуации матерью. Поэтому нам кажется важным в дополнение к анкетированию и интервьюированию родителей использовать методики, в которых ребенок оказывается главным действующим лицом получения данных. Именно такой подход был применен в нашем исследовании. Для сбора анамнестических данных применялись следующие методы: анкетирование родителей с помощью опросников «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) [6; 7] и «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис [9]; проективные рисуночные методики «Рисунок гнезда» [16] и «Рисуночный диалог» [1], направленные на выявление качества привязанности ребенка к матери и взаимодействия в диаде, а также методика на определение типа привязанности Н. Каплан [3]. Ниже приводится краткое описание использованных методик, где именно ребенок находится в центре предложенных методикой событий.

Методика «Рисунок гнезда»

Методика базируется на теории привязанности Дж. Боулби [2], согласно которой привязанность возникает в младенчестве и обеспечивает ребенку чувство безопасности через устойчивые отношения с близким взрослым (объектом привязанности). В случае неблагоприятных отношений со значимым взрослым у ребенка не формируется базовое доверие к миру, а привязанность становится ненадежной. Д. Кайзер [16] разработала задание «Рисунок гнезда» для проективного изучения представлений о привязанности у взрослых людей. В дополнение к процедуре Д. Кайзер нами был разработан ряд вопросов для беседы с ребенком по рисунку, позволяющих более четко составить представление о месте отношений с матерью в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Инструкция. Нарисуй, пожалуйста, гнездо, птичек, которые там живут, и где это гнездо находится. Помимо рисунка, с ребенком проводилась беседа, для которой нами были разработаны вопросы, не включенные в оригинальное описание методики: 1. Что у тебя получилось? 2. Кто эти птички друг другу? 3. Как они относятся друг к другу? 4. Что они делают? 5. Хорошо им или плохо? 6. О чем они мечтают? 7. Чего птички не хотят, боятся? 8. Что делают в случае опасности? 9. Что с птичкам будет потом? 10. По кому они скучают? 11. Кого птички ждут? 12. Если станет холодно, кто их согреет? 13. Почему гнездо нарисовано именно так, опасно там или безопасно? 14. На кого похожи эти птички, напоминают ли они кого-то? 15. Нравится рисунок?

В описании методики Д. Кайзер отсутствуют четкие показатели для определения типа привязанности. В связи с этим нами были дополнительно выявлены диагностические показатели рисунка гнезда и рассказа о нем, указывающие на особенности привязанности ребенка к матери.

В частности, мы учитывали: 1) время выполнения; 2) отношение к заданию; 3) общее впечатление о рисунке; 4) изображение гнезда: — надежность конструкции гнезда; — окружение гнезда; — расположение гнезда; 5) особенности расположения обитателей гнезда, их соотнесение с реальной семьей ребенка; 6) графические особенности, прорисованность обитателей гнезда; 7) анализ процесса рисования: — последовательность рисования обитателей гнезда, деталей; — стирание; — возвращение к нарисованным обитателям; — паузы; — комментарии; 8) анализ беседы.

Методика «Рисуночный рассказ» Н. Каплан

Основу методики составляет задание составить рассказ, используя в качестве опоры серию картинок, где изображена ситуация разлуки ребенка с матерью, улетающей на самолете. Изображения носят условный характер для облегчения проекции детьми своих переживаний, мыслей и чувств на персонажей рассказа (в зависимости от пола ребенка ему предлагается набор карточек с изображением мальчика или девочки).

На картинках, отражающих процесс расставания ребенка с матерью, изображен следующий ряд действий: 1) ребенок идет с мамой к самолету; 2) мама стоит у самолета, а ребенок, прощаясь, машет ей рукой; 3) ребенок смотрит вслед улетающему самолету; 4) ребенок в одиночестве возвращается домой; 5) приходит почтальон и приносит ребенку посылку; 6) ребенок открывает посылку; 7) внутри посылки лежит искусственный самолетик; 8) ребенок плачет, а почтальон стоит рядом.

Процедура методики имеет три этапа: 1) психолог просит ребенка посмотреть на картинки, раскладывая их друг за другом; 2) ребенку предлагается рассказать историю и объяснить, что тут происходит; 3) ребенка просят рассказать, о чем думает маленький персонаж, какое у него настроение, что он собирается делать. В конце беседы ребенка просят описать, что произойдет, когда мама вернется.

Так как ситуации со встречей мамы и ребенка в стимульном материале нет, ответ исследуемого носит чисто проективный характер. Беседа записывается и подвергается анализу. Анализируются содержание рассказа и ответы ребенка на вопросы психолога.

В итоге определяется один из четырех из типов привязанности (А – тревожно-избегающий, В – надежный, С – амбивалетный, D – дезорганизованный).

Для последнего типа характерна серьезная дезорганизованность в поведении матери, из-за которой у ребенка возникают страхи и наихудшие опасения относительно последствий разлуки. Интерпретация методики носит качественный характер. Критериями для отнесения рассказа к одному из типов привязанности служат общий эмоциональный фон восприятия ситуации, способность вербализации чувств и мыслей о разлуке, характер интерпретации поведения матери, способ совладания с собственными переживаниями [3].

В исследовании приняли участие 11 детей, появившихся на свет в результате ЭКО, и 10 детей контрольной группы, зачатых естественным путем, вместе с их матерями. Возраст детей варьируется в пределах от 5 лет до 6 лет 11 месяцев.

Анализ данных

В проведенной нами работе были поставлены и успешно решены следующие задачи: 1) определение типа привязанности у детей, зачатых с помощью ЭКО; 2) исследование распределения детей по типу привязанности в зависимости от факта ЭКО; 3) выявление и интерпретация корреляций факта ЭКО с характеристиками детско-родительского эмоционального взаимодействия.

Статистический анализ данных проводился с использованием программной платформы IBM SPSS Statistics 20. Для определения типа привязанности использовалось две методики: «Рисунок гнезда» и методика Н. Каплан. Распределение числа детей ЭКО по типу привязанности, рассчитанное по результатам двух методик, представлено на рис. 1.

Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания

Как видно из рис. 1(а), согласно методике «Рисунок гнезда», наиболее распространенный тип привязанности – избегающий. На втором месте – амбивалентный тип, и совсем небольшое количество детей имеют надежный тип привязанности. Кроме того, у нескольких детей выявлен дезорганизованный тип привязанности. На рис. 1(b) мы также видим преобладание детей с избегающим типом привязанности. Чуть меньше детей – с амбивалентным типом привязанности. Графически результаты обеих методик совпадают. Небольшое количество детей с надежной привязанностью может быть связано с особенностью общения матерей с такими детьми. Для объяснения наблюдаемой тенденции мы рассмотрели корреляции факта ЭКО с характеристиками взаимодействия матерей с детьми, ожидая при этом обнаружить склонность к гиперпротекции и потворствованию у ЭКО-матерей. Для обнаружения корреляции факта ЭКО с характеристиками взаимодействия матерей с детьми использовался коэффициент корреляции Пирсона. Значимые результаты, полученные по двум методикам (АСВ и ОДРЭВ), представлены в табл. 1 и 2.

Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания
Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания

Как видно из представленной таблицы, имеется значимая корреляция между фактом ЭКО и параметром «стремление к применению минимального количества санкций» — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний у ЭКО-матерей. Таким образом, матери детей ЭКО не используют наказания при воспитании детей, тем самым не давая детям почувствовать рамки защищенности в окружающем пространстве. Такому ребенку, скорее всего, будет сложно ориентироваться в мире, не зная, к чему приведут те или иные его действия, когда со стороны матери он не находит поддержки и объяснения своим поступкам. Рассмотрим результаты по методике ОДРЭВ, обратившись к табл. 2.

Такое сочетание характеристик, которые родители присваивают себе при ответах на вопросы, может говорить о том, что они переоценивают себя как родителя, выглядят в своих глазах лучше, чем их воспринимает ребенок. Такое предположение можно сделать, если учесть, что большинство детей имеют избегающий тип привязанности. Вполне вероятно, что стремление к эмоциональной поддержке, воздействие на эмоциональное состояние ребенка у родителей происходит без учета личностных потребностей детей. Проиллюстрировать это можно на примере высказываний родителей в беседе с психологом: «У нас не должно быть секретов», «Мы с мужем слишком долго ее ждали», «Я ушла с работы, чтобы всегда быть рядом».

На рис. 2 представлены результаты соотношения методики «Рисуночный диалог» с наличием факта ЭКО, а именно результаты по следующим шкалам: Эффективность, Инициатива у ребенка, Инициатива у родителя, Кооперация, Давление со стороны родителя.

Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания

Итак, мы видим, что эффективность взаимодействия гораздо выше в диадах, где ребенок зачат естественным путем. Кроме того, у детей, зачатых естественным путем, выше инициатива как со стороны ребенка, так и со стороны родителя. То есть дети в таких диадах чувствуют себя более защищенными и способными к самостоятельным действиям, а родители более увлечены совместным действием, чувствуют себя причастными. Скорее всего, для них не является необычным или стесняющим факт совместного занятия с ребенком. Чего нельзя сказать о диадах с детьми ЭКО. В диадах, где дети зачаты с помощью ЭКО, мы видим более сильное давление со стороны родителей. В то же время родители детей, зачатых естественным путем, придерживаются более гибкой модели поведения, учитывают пожелания и потребности ребенка в процессе совместной деятельности. И это несмотря на то, что в опроснике ОДРЭВ родители детей ЭКО утверждают, что имеют более благоприятную обстановку для эмоционального развития ребенка. Наконец, в диадах, в которых дети зачаты естественным путем, наблюдается более высокий уровень кооперации при выполнении совместной деятельности, способность подстроиться друг под друга. Обсуждение полученных результатов и выводы В работе обнаружена тенденция к преобладанию ненадежного типа привязанности у ЭКО-детей. Обнаружена корреляция факта ЭКО с некоторыми характеристиками взаимодействия матерей с детьми, в частности, выявлена склонность к гиперпротекции и потворствованию у ЭКО-матерей, что может являться объяснением обнаруженной тенденции. При анализе данных «родительских» опросников выявились проблемы искренности родителей и их объективности при оценке взаимоотношений с ребенком. Эти вопросы возникают как закономерные при высоком проценте детей с избегающим типом привязанности в исследуемых группах. Тип привязанности, определенный по методикам, в которых ребенок непосредственно вовлечен в процесс исследования, не согласуется с данными детско-родительских опросников, заполненных матерями. Необходимо отметить ограниченный размер выборки детей; следует проверить результаты работы на большем числе детей. Мы считаем, что из данной работы можно сделать очень важный с практической точки зрения вывод: не секрет, что детям, рожденным с помощью ЭКО, и их семьям может быть нужна психологическая поддержка. Для того чтобы определить направление психологической помощи, требуется в первую очередь установить, какое влияние оказывает данный вид медицинской процедуры на дальнейшее развитие как ребенка в отдельности, так и семьи в целом. В частности, следует систематически исследовать вопрос, существуют ли различия между особенностями взаимодействия матери и ребенка и привязанности у детей, родившихся в результате ЭКО, и детей, появившихся на свет после естественного оплодотворения.

Литература

1. Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / Отв. ред. Л.В. Пименова. Пермь: ПГПИ, 1993. С. 14–18.

2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с. 3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. 2005. № 4. C. 5–44.

4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г.: 2-е изд., расширенное. М.: МПСИ, 2007. 480 c.

5. Гусарова А.А. Диагностика привязанности дошкольников и младших школьников к матери на основе проективных методик и особенностей детско-родительских взаимоотношений [Электронный ресурс] // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. 1 электронный оптический диск (DVD-ROM) М.: МАКС Пресс, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1456/24115_9140.pdf (дата обращения: 27.02.2014).

6. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детскородительского взаимодействия // Журнал практического психолога. 1996. № 6. C. 96–104.

7. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 23–31.

8. Ланцбург М.Е., Соловьева Е.В. Сравнительное исследование материнского отношения к детям раннего возраста, зачатым при помощи ЭКО и спонтанно // У истоков развития: Сборник тезисов участников Четвертой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Под ред. Л. Ф. Обуховой, И. Котляр (Корепановой), А. Сахаровой. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. C. 40–43.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

10. Colpin H., Demyttenaere K., Vandemeulebroecke L. New reproductive technology and the family: The parent–child relationship following in vitro fertilization // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. № 36. P. 1429–1441.

11. Colpin H., Soenen S. Parenting and psychosocial development of IVF children: a follow-up study // Hum Reprod. 2002. № 17(4). P. 1116-1123.

12. Gibson F.L., Ungerer J.A., McMahon C.A. et al. The Mother–Child Relationship Following In Vitro Fertilisation (IVF): Infant Attachment, Responsivity, and Maternal Sensitivity // J. Child Psychol. Psychiat. 2000. Vol. 41. № 8. P. 1015–1023.

13. Golombok S., Brewaeys A., Cook R. et al. The European study of assisted reproduction families: family functioning and child development // Hum. Reprod. 1996. № 11(10). P. 2324– 2331.

14. Hvidtjørn D., Jacobsson B. Cerebral palsy, autism spectrum disorders, and developmental delay in children born after assisted conception: A systematic review and meta-analysis // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2009. № 163(1). P. 72–83.

15. Levy-Shiff R., Vakil E., Dimitrovsky L. et al. Medical, cognitive, emotional, and behavioral outcomes in school-age children conceived by in-vitro fertilization // J. Clin. Child. Psychol. 1998. № 27(3). P. 320–329.

16. Sheller S. Understanding Insecure Attachment: A Study Using Children’s Bird Nest Imagery // Journal of the American Art Therapy Association. 2007. № 24(3). P. 119–127.

17. Van Balen F. Children born following in vitro fertilization // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. 1999. № 2. P. 31–44.

Дуева А.А., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, a_gusarova@bk.ru

Источник: Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru»