Подросток-интроверт: возрастные риски

Ребенок-интроверт напоминает улитку, которая быстро прячется в свой домик при первом прикосновении.

Для взаимодействия ему не надо много людей: достаточно одного. С этим единственным человеком он может быть «не разлей вода». Ребенок-интроверт устает от многолюдия и стремится уединиться на своей территории. Одиночество необходимо ему для восстановления сил.

Дети-интроверты заметны с детства: они любят играть в одиночку или с кем-то одним и, как правило, не присоединяются к шумным детским компаниям.

Такого ребёнка понять не очень просто, так как он склонен с невозмутимым видом скрывать свои переживания. Его хорошо может понять интроверт-взрослый или человек, очень вовлечённый и чуткий, способный интуитивно угадывать его состояние.

Если друг интроверт

Как правило, это очень верный, преданный друг, который ценит отношения и готов многое положить на алтарь дружбы. Он требователен к другому, но и сам старается соответствовать этим требованиям. Он глубоко воспринимает сказанные слова, его можно обидеть необдуманным поступком. В целом, интроверт более чувствителен к словам и делам в отношении себя. Это однолюбы, которые всегда готовы понять и простить своего близкого. В то же время они ревнивы и подозрительны, переживают, если друг или подруга уделяют больше внимания кому-то другому. У интровертов есть сильное внутреннее желание, чтобы их друг принадлежал только им. Но обычно так не бывает: ведь в компаньоны они выбирают друзей по контрасту: тех, кто умеет дружить со многими.

Когда ребенок-интроверт вступает в подростковый возраст, у него появляются специфические риски, связанные с особенностями его натуры.

Надо сказать, что любой ребенок в подростковом возрасте становится немного интровертом, т.е. углубляется в себя и начинает «раскопки своего внутреннего Я». Интроверт по рождению становится вдвойне интровертом, вступив в период взросления.

Определимся с конкретным наступлением рисков. Начальный этап подростничества (с 11 до 13) связан, в первую очередь, с изменением своего образа и тела, и эта метаморфоза занимает ребенка больше всего. Самая острая потребность в общении начинает раскручиваться в среднем подростковом возрасте (14-16 лет). Позднее юный человек слегка переключается на профессиональную ориентацию, и общение, оставаясь важным, перестает быть главным.

Тем не менее, ведущей деятельностью для подростка становится межличностное общение.

Ровесники теперь значат больше, чем родители и учителя. Статус ровесника, повышается, растёт желание общаться и иметь закадычных друзей. Но сделать это сложно, а иногда просто страшно.

Часто случается, что друг, который появился в детстве, становится единственным близким человеком, за которого он хватается как за соломинку. Ведь именно сейчас тинейджеру так нужно иметь поверенного в сердечных переживаниях, с кем он сможет сверять свои мысли и чувства.

На помощь, казалось бы, должен прийти интернет с его соцсетями, но… дети-интроверты и в виртуальном мире чаще остаются замкнутыми Они долго ищут, что ответить на сообщение; мучаются над тем, чтобы первому написать; остро реагируют на все необдуманные слова, которые с легкостью люди бросают в соцсетях, надеясь на кажущуюся анонимность.

В хрупкий период взросления подросток-интроверт заходит в коммуникативный тупик.

Хорошо, если друг или подруга, которые знают его с детства, проходят проверку временем. А если нет? Обычно друзья интровертов — открытые, общительные люди. Они могут не понимать, какую серьезную роль играют в жизни своего друга, а потому и не придают этому значения. В отличие от интровертов, такие ребята в меньшей степени дорожат отношениями: у них более широкий круг общения.

«Предательство» друга (а под этим словом подростки-интроверты понимают любое слово, идущее вразрез с их настроем) переживается настолько остро и тяжело, что сегодня приходится говорить о депрессивном и суицидальном риске.

Например, девочка-интроверт поделилась с подругой своим тяжелым эмоциональным состоянием. Подруга посмеялась, сказав, что та просто пытается привлечь её внимание. После такого разговора девочка-интроверт заболевает депрессией.

Другая ветреная подружка вдруг стала уставать от глубокого и непростого общения и стала больше общаться с другой девочкой. Ощутив себя брошенной, подросток-интроверт выпивает таблетки: для неё случившееся – это драма, ведь её предала единственная подруга…

Мальчик-интроверт боится сделать первый шаг и завязать близкие отношения, потому что считает себя недостойным. Кто-то в общей группе вайбера его высмеял. Дети посмеялись и забыли через минуту, а он уже который месяц страдает от острого переживая своего одиночество.

Одним словом, подросток-интроверт оказывается в особо уязвимой позиции: с одной стороны, повышается потребность в значимом ровеснике, с другой – присутствует страх отношений: он боится их вновь потерять.

Мы плохо помним своих родителей в период нашего подросткового возраста. Их жизнь и состояние проходит мимо нас, т.к. подростки сконцентрированы на себе и собственном круге общения. Если нет ровесников, идет сверхконцентрация. Как правило, в негативном ключе: я плохой, раз у меня нет друзей, никто меня не понимает, никому я не нужен. Это, конечно, добавляет каплю дегтя в присущее подростку состояние общего жизнеотрицания. У тинейджеров может повышаться уровень агрессии, которая будет направлена на них же самих. Эта агрессия находит своё воплощение в саморазрушении. Такое состояние может проявляться через курение, выпивку наркотики, нанесение себе увечий, раннюю половую жизнь и противоправные действия. Но часто это состояние скрыто от чужих глаз. Ребёнок впадает в депрессию, еще больше замыкается в себе, отказывается от общения. Как следствие, у него снижается самооценка, возникают суицидальные мысли и даже попытки).

Как помочь подростку-интроверту?

  • Если он хоть в какой-то мере питает доверие к вам как к родителям, постарайтесь обеспечить ему «подушку безопасности»: эмоционально будьте рядом и поддерживайте его.
  • Говорите с ним об особенностях людей и дружбы, расширяя сознание: «Подруга общается с другими – это не значит, что бросила, предала и  уже не хочет с тобой общаться. Нет. Это значит только то, что она другая по характеру, и ей трудно постоянно общаться лишь с одним человеком. Тебе трудно общаться с многими, а ей так же трудно общаться только с одним человеком»… «Дружба не обязательно предполагает каждый день видеться: люди могут сохранять теплые отношения, находясь за сотни километров. Знаешь, так и проверяется настоящая дружба». Находите свои аргументы, чтобы помочь ребёнку увидеть многообразие отношений.

Кстати, «девочка с таблетками», после беседы с психологом воспринимает мир иначе. Ей объяснили особенности её мировосприятия, указали на сильные стороны личности и плюсы интроверта как друга. «Теперь я гораздо лучше понимаю, что происходит вокруг», — сказала она после консультации.

Если у вашего ребёнка произошло недопонимание с лучшим и единственным другом\подругой, стоит его поддержать: вплоть до «арбитража». Пригласите друга в гости, пообщайтесь с ними обоими и попробуйте «наладить мосты». Если видите, что сын или дочь тяжело страдают, поговорите с родителями друга и объясните ситуацию.

Если ребёнок не сильно протестует, помогите ему найти общение: запишите на кружок по интересам, выезжайте куда-то, объясняйте, как завязывать общение и показывайте это личным примером. Хорошо, когда есть близкие по возрасту братья – сестры, кузены и кузины, к которым можно съездить в гости.

Если ваш подросток-интроверт в 14-16 лет ни с кем не общается, даже в соцсетях, это должно вас насторожить: скорее всего он сильно переживает из-за этого, хотя и не подаёт вида.

Общение – это воздух, которым дышит подросток, даже мало общительный.

Если родитель видит, что ситуация с общением у ребёнка сложная, родительские ресурсы исчерпаны, то точку опоры может дать обращение к психологу. Специалист профессионально вникнет в проблему, даст рекомендации и поможет почувствовать, что для кого-то очень важны его мысли и чувства, его переживания. Это поможет выстоять в сложный период.

Психолог Екатерина ШЕВЕЛЁВА