О главных героях и креативных проектах просемейных СМИ

В рамках программы «Святость материнства» вот уже 5-й год  проводится Всероссийский   конкурс журналистских работ «Семья и будущее России».  На пленарном заседании прошедшего в Минске 6-го форума программы  руководство фонда предложило и белорусским журналистам присоединиться к конкурсу, популяризирующему семейную тематику. В работавшем в рамках форума круглом столе «Семейно-ориентированная информационная политика: опыт и перспективы» приняли участие и российские и белорусские журналисты.

Заместитель главного редактора республиканской газеты «Звязда» Наталья Карпенко рассказала о приложении «Сямейная газета», на страницах которой поднимаются дискуссии на злободневные темы: об отношении общества к многодетным семьям, о  домашнем насилии, гендерном равенстве и т. п. «Мы не хотели видеть нашу газету  рупорной,  амбициозной  или отчётной. Хотели, чтобы она была по-настоящему  семейной, — говорит Н. Карпенко. – Мы и сейчас рассматриваем её как место, где каждый желающий может поделиться своими семейными радостями и горестями, попросить совета и высказать своё мнение».

О главных героях и креативных проектах просемейных СМИ

Семейное насилие или банальная ссора? Почему воюют родственники? Как преодолеть негативные стереотипы многодетной семьи? Где корни социального сиротства? Что с нами не так? Эти вопросы поднимаются на страницах «душевного приложения», как его называют в редакции, газеты «Звязда».

Большой популярностью пользуется рубрика «Нататкі таты» Павла Холода, где многодетный отец делится своими наблюдениями и лайфхаками по воспитанию. Не менее интересен и раздел «Два отца», где на одну и ту же тему искренне и с юмором рассуждают  сразу двое пап: молодой и опытный, с 25-летним  стажем.

«Мир не становится лучше. Но семья — это тот островок , который способен сохранить нас от исчезновения и агрессии,- говорит Наталья Карпенко. – А лично нам работа над «Семейной газетой» помогает, как нам кажется, становиться лучше».

Очень свежо, трогательно и как-то правильно и нужно – такие слова приходят на ум, когда говоришь о проекте ГTРК «Самара» «Письма с войны». Это трёхминутные ролики, главные герои которых — дети-сироты. Представьте себе: светловолосый мальчик держит в руках фронтовой треугольник и читает… Он читает письмо солдата своей семье, любимой жене и детям. О любви и переживаниях, о невыносимой разлуке и готовности сражаться за свою Родину. Этот солдат не вернулся с войны,  и его  фронтовые письма — всё, что осталось его семье.  А потом 9-летний мальчик рассуждает о том, что он прочёл. Ведущая проекта Инесса Панченко рассказала, что мысль соединить идею усыновления, патриотическое и семейное воспитание возникла как ответ на вопрос: почему сироты редко создают крепкие семьи. Нет примера, нет традиции, нет преемственности, нет понимания ценности семьи. Но есть надежда, что можно дать им этот пример. «Эти люди, которые не вернулись с войны, обеспечили нам мирное небо, до сих пор продолжают воспитывать наших детей», — говорит Инесса Панченко.

Героя видеоролика, который был представлен  участникам круглого стола, усыновили через месяц после выхода программы в эфир…

«Народная газета» города Ульяновска с 2006 гола реализует проект «Возьми меня, мама!». По сути, это печатная версия существовавшего у нас ранее проекта «У вас будет ребёнок», который выходил в рамках передачи Tимура Кизякова «Пока все дома».

«Это была единственная возможность для потенциальных усыновителей узнать о жизни в детских домах».  Сначала рассказывали  о детях-сиротах, а потом – и о детях,  обретших семьи. Пытались писать без привязки к первым историям   — не получилось: постоянно попадали на детей, о которых писали в первых выпусках, тем самым убеждались в  эффективности проделанной работы. Руководитель проекта не могла не рассказать о непростой истории семьи Ушковых.  Учитель музыкальной школы, имея двои взрослых  детей, берёт на воспитание ещё двоих мальчиков. Марина искренне любит детей, много с ними занимается, дети счастливы. Но через несколько лет она умирает от онкологического заболевания, и её старший 26-летний сын вместе с супругой усыновляют приёмных братьев.

В 2007 году   появился интернет-журнал «Батя», который придумал священник Дмитрий Березин. Сейчас это-интернет-издание выпустило книгу «Быть отцом», где о своём опыте рассказывают известные люди, сделали серию открыток «Быть отцом — это…» и креативят дальше.

О главных героях и креативных проектах просемейных СМИ

«Мы делаем что-то яркое, громкое, привлекающее внимание, а потом снова идём в глубину. Мы подчёркиваем, что наши герои — обычные папы, не супер-мены.  Вот отец 7-х усыновлённых детей рассказывает, как отреагировали на появление в семье новых братьев и сестёр родные дети. Другой, отец двоих сыновей-аутистов, жена которого снова ждёт ребёнка, рассказывает, как живётся его семье».

Как оказалось, многие семейные проекты независимо друг от друга, авторы которых находились в разных уголках и  никогда не общались,  одновременно решили сделать своими героями прежде всего отцов.

Решили, но поняты были не сразу. Как рассказала главный редактор питерского  печатного издания «Мамин-Папин журнал» Ольга Сусорова, которая в поисках спонсора обратилась в компанию «Tёма», её концепцию восприняли с недоверием. Правда, средства выделили. «А теперь эта  компания героями своих рекламных роликов делает именно пап».

В этом качественном — и по наполнению и по оформлению – издании 2 части: мамина и папина. Примерно 50 на 50.И начинать чтение можно с любой стороны. Как правило, мамы начинают с папиной части и наоборот.

Проект постоянно выходит за рамки печатного формата: организует фестивали «Мамин день» и «Папин день», «Здравствуй , малыш», собирающие 10 тысяч зрителей, устраивает вебинары, ,издаёт книги. Одна из последних —  «Дети войны». Как говорит Ольга Сусорова, это хорошее психотерапевтическое издание для тех, кто не перестаёт сетовать, что ему плохо живётся.

О главных героях и креативных проектах просемейных СМИ
Мамин-Папин журнал

 На круглом столе было представлено много других проектов, разных по жанру и исполнению. Но при всей их разноплановости, цели совпадали: вовлечённое родительство, традиционные ценности, патриотизм. Уроки истории забывать нельзя, семейные проблемы надо решать в пользу семьи. Есть вопросы — сходите на сайты перечисленных выше изданий. Журналисты – такие же мамы и папы, мужья и жёны, как все. Просто у них есть время , чтобы находить, слушать  и писать. Они не жадные, делятся. И иногда, а иногда и часто, отвечают на наши вопросы.

И это здорово. Но проблема в том, что информационную повестку дня формируют прежде всего федеральные российские телеканалы, где в угоду моде, рейтингу  и другим факторам семейная тематика становится лишь выгодной нишей, обеспечивающей высокий рейтинг. И эту нишу занимают яркие и рейтинговые , где вместо транслирования семейгыз ценнстей происходит трансляция сплетен о личной жизни известных людей.  В молодёжных передачах рисуются новые идеалы, где материнство и отцовство уходят на второй план или вовсе выносятся за скобки. Не  такое содержание необходимо для реализации демографической и семейно ориентированной политики. Поэтому , как рассказала принявшая  участие в круглом столе Наталья Якунина, ближайшая цель организаторов форума – привлечь к  диалогу  руководство ведущих телеканалов.

Анна Галковская