О главных героях и креативных проектах просемейных СМИ
В рамках программы «Святость материнства» вот уже 5-й год проводится Всероссийский конкурс журналистских работ «Семья и будущее России». На пленарном заседании прошедшего в Минске 6-го форума программы руководство фонда предложило и белорусским журналистам присоединиться к конкурсу, популяризирующему семейную тематику. В работавшем в рамках форума круглом столе «Семейно-ориентированная информационная политика: опыт и перспективы» приняли участие и российские и белорусские журналисты.
Заместитель главного редактора республиканской газеты «Звязда» Наталья Карпенко рассказала о приложении «Сямейная газета», на страницах которой поднимаются дискуссии на злободневные темы: об отношении общества к многодетным семьям, о домашнем насилии, гендерном равенстве и т. п. «Мы не хотели видеть нашу газету рупорной, амбициозной или отчётной. Хотели, чтобы она была по-настоящему семейной, — говорит Н. Карпенко. – Мы и сейчас рассматриваем её как место, где каждый желающий может поделиться своими семейными радостями и горестями, попросить совета и высказать своё мнение».

Семейное насилие или банальная ссора? Почему воюют родственники? Как преодолеть негативные стереотипы многодетной семьи? Где корни социального сиротства? Что с нами не так? Эти вопросы поднимаются на страницах «душевного приложения», как его называют в редакции, газеты «Звязда».
Большой популярностью пользуется рубрика «Нататкі таты» Павла Холода, где многодетный отец делится своими наблюдениями и лайфхаками по воспитанию. Не менее интересен и раздел «Два отца», где на одну и ту же тему искренне и с юмором рассуждают сразу двое пап: молодой и опытный, с 25-летним стажем.
«Мир не становится лучше. Но семья — это тот островок , который способен сохранить нас от исчезновения и агрессии,- говорит Наталья Карпенко. – А лично нам работа над «Семейной газетой» помогает, как нам кажется, становиться лучше».
Очень свежо, трогательно и как-то правильно и нужно – такие слова приходят на ум, когда говоришь о проекте ГTРК «Самара» «Письма с войны». Это трёхминутные ролики, главные герои которых — дети-сироты. Представьте себе: светловолосый мальчик держит в руках фронтовой треугольник и читает… Он читает письмо солдата своей семье, любимой жене и детям. О любви и переживаниях, о невыносимой разлуке и готовности сражаться за свою Родину. Этот солдат не вернулся с войны, и его фронтовые письма — всё, что осталось его семье. А потом 9-летний мальчик рассуждает о том, что он прочёл. Ведущая проекта Инесса Панченко рассказала, что мысль соединить идею усыновления, патриотическое и семейное воспитание возникла как ответ на вопрос: почему сироты редко создают крепкие семьи. Нет примера, нет традиции, нет преемственности, нет понимания ценности семьи. Но есть надежда, что можно дать им этот пример. «Эти люди, которые не вернулись с войны, обеспечили нам мирное небо, до сих пор продолжают воспитывать наших детей», — говорит Инесса Панченко.
Героя видеоролика, который был представлен участникам круглого стола, усыновили через месяц после выхода программы в эфир…
«Народная газета» города Ульяновска с 2006 гола реализует проект «Возьми меня, мама!». По сути, это печатная версия существовавшего у нас ранее проекта «У вас будет ребёнок», который выходил в рамках передачи Tимура Кизякова «Пока все дома».
«Это была единственная возможность для потенциальных усыновителей узнать о жизни в детских домах». Сначала рассказывали о детях-сиротах, а потом – и о детях, обретших семьи. Пытались писать без привязки к первым историям — не получилось: постоянно попадали на детей, о которых писали в первых выпусках, тем самым убеждались в эффективности проделанной работы. Руководитель проекта не могла не рассказать о непростой истории семьи Ушковых. Учитель музыкальной школы, имея двои взрослых детей, берёт на воспитание ещё двоих мальчиков. Марина искренне любит детей, много с ними занимается, дети счастливы. Но через несколько лет она умирает от онкологического заболевания, и её старший 26-летний сын вместе с супругой усыновляют приёмных братьев.
В 2007 году появился интернет-журнал «Батя», который придумал священник Дмитрий Березин. Сейчас это-интернет-издание выпустило книгу «Быть отцом», где о своём опыте рассказывают известные люди, сделали серию открыток «Быть отцом — это…» и креативят дальше.

«Мы делаем что-то яркое, громкое, привлекающее внимание, а потом снова идём в глубину. Мы подчёркиваем, что наши герои — обычные папы, не супер-мены. Вот отец 7-х усыновлённых детей рассказывает, как отреагировали на появление в семье новых братьев и сестёр родные дети. Другой, отец двоих сыновей-аутистов, жена которого снова ждёт ребёнка, рассказывает, как живётся его семье».
Как оказалось, многие семейные проекты независимо друг от друга, авторы которых находились в разных уголках и никогда не общались, одновременно решили сделать своими героями прежде всего отцов.
Решили, но поняты были не сразу. Как рассказала главный редактор питерского печатного издания «Мамин-Папин журнал» Ольга Сусорова, которая в поисках спонсора обратилась в компанию «Tёма», её концепцию восприняли с недоверием. Правда, средства выделили. «А теперь эта компания героями своих рекламных роликов делает именно пап».
В этом качественном — и по наполнению и по оформлению – издании 2 части: мамина и папина. Примерно 50 на 50.И начинать чтение можно с любой стороны. Как правило, мамы начинают с папиной части и наоборот.
Проект постоянно выходит за рамки печатного формата: организует фестивали «Мамин день» и «Папин день», «Здравствуй , малыш», собирающие 10 тысяч зрителей, устраивает вебинары, ,издаёт книги. Одна из последних — «Дети войны». Как говорит Ольга Сусорова, это хорошее психотерапевтическое издание для тех, кто не перестаёт сетовать, что ему плохо живётся.

На круглом столе было представлено много других проектов, разных по жанру и исполнению. Но при всей их разноплановости, цели совпадали: вовлечённое родительство, традиционные ценности, патриотизм. Уроки истории забывать нельзя, семейные проблемы надо решать в пользу семьи. Есть вопросы — сходите на сайты перечисленных выше изданий. Журналисты – такие же мамы и папы, мужья и жёны, как все. Просто у них есть время , чтобы находить, слушать и писать. Они не жадные, делятся. И иногда, а иногда и часто, отвечают на наши вопросы.
И это здорово. Но проблема в том, что информационную повестку дня формируют прежде всего федеральные российские телеканалы, где в угоду моде, рейтингу и другим факторам семейная тематика становится лишь выгодной нишей, обеспечивающей высокий рейтинг. И эту нишу занимают яркие и рейтинговые , где вместо транслирования семейгыз ценнстей происходит трансляция сплетен о личной жизни известных людей. В молодёжных передачах рисуются новые идеалы, где материнство и отцовство уходят на второй план или вовсе выносятся за скобки. Не такое содержание необходимо для реализации демографической и семейно ориентированной политики. Поэтому , как рассказала принявшая участие в круглом столе Наталья Якунина, ближайшая цель организаторов форума – привлечь к диалогу руководство ведущих телеканалов.
Анна Галковская