Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Как сочинить экологическую сказку для своих детей

 С третьего года жизни малыши начинают более активно приобщаться к миру природы. Они уже способны наблюдать некоторое время объекты природы, особенно движущиеся. Так начинает формироваться характер их взаимоотношений с жителями природного мира. Несомненно, в этом формировании главная роль принадлежит родителям. Как папы и мамы будут комментировать столкновения малыша с другими живыми существами, так и будут, впоследствии, вести себя дети в природе.  Расскажу несколько случаев, свидетелем которых я невольно была. Это примеры, как родители закрепляют у детей формы поведения.

*

Мама едет в троллейбусе с дочкой 4 лет. Девочка видит чайку, тычет пальцем и радостно кричит: «Птичка! Птичка!». Мама говорит: «Это не птичка. Это чайка, а она паршивая птица, на помойке роется». Девочка кивает головой: «Паршивая птица», –  новая норма усвоена. И опять тыкает в окно: «Еще паршивая птица, еще…».

*

Мальчишка 5 лет со своим 2-летним братом одержимо выламывает небольшое дерево. Наклоняет к земле, прыгает на ствол у корня, крутит по окружности – виртуозно использует все очевидно знакомые ему способы. Рядом стоит мама, занята разговором с собеседницей. Наконец, дерево вырвано и как трофей принесено родительнице. Но мама, закончив свою беседу, говорит: «Выбрось эту гадость. Как свиньи вымазались и довольны! Поехали!».

*

Мама с тремя малышами-дошкольниками устроила пикник. Вдруг она увидела большого жука Жужелицу: «Дети, быстрее несите ведро, сейчас мы его засушим!».

*

Стайка девочек от 3 до 5 лет бродит-пасется в высокой траве. Вижу, внимательно вглядываются, что-то собирают. Подхожу ближе.  Божьих коровок засовывают в спичечный коробок —  в такой маленький концлагерь. Спрашиваю: «Что коровки будут делать в коробке?». «Жить». «Вы знаете, что они кушают на обед? Что будут делать их детки, когда мамы-Божьи коровки не придут домой?». Девочки нехотя высыпают в траву жучков.

Таких случаев, наверное, каждый может описать множество. Но не все могут сказать, как научить детей другой стратегии взаимодействия с природой. Стратегия, где все, что окружает человека,  цинично считается источником ресурсов, является потребительской. Конечно, человек потребляет природу, но это потребление может быть другим:с уважением ко всем, кто живет в природном доме, с пониманием зависимости человека от баланса хрупких деталей… от  чайки, божьей коровки и клена…

Очень важно с малых лет научить малышей понимать, какого поведения ждут от нас наши соседи – живые существа ближайшего природного окружения. Это те насекомые, птицы, травы, деревья, пресмыкающиеся, млекопитающие, которые каждый день встречаются нам на прогулках, по дороге в магазин и детский сад, на даче.  Очень хочется, чтобы родители и дети больше знали о жизни часто встречающихся объектов природы.  

Например, что немощных птенцов-слетков (слетел с гнезда), которые пробуют летать, их родители-птицы не оставили без внимания, а продолжают их кормить. Поэтому нельзя брать слетков домой и «лечить» их. Можно посадить их на веку повыше, на импровизированный насест из травы.

Если вы встретили жука, перешагните его или пропустите. Пожелайте ему вместе с малышом безопасной дороги.

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Не кладите дождевого червяка в лужу. Это для него смертельная среда. При помощи палочки перенесите его в траву, под густой куст.

Не приобретайте сачки для ловли бабочек и стрекоз. Не создавайте прецедент самого факта ловли уникальных летающих созданий.

Не поощряйте собирания букетов из любых полевых и лесных цветов без всякой причины. Они начинают умирать, как только их сорвали.

Если вам встретилась жаба, паук, гусеница, посадите их на 5 минут во временный садок – миску, ведерко. Понаблюдайте эту красоту. Выпустите. Похвалите детей за доброту, за то, что отпустили животное домой к маме и папе или своим деткам.

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Если вы увидели как дети «мучают» деревья, расскажите им: «Ветки – это руки дерева, когда их ломают ему больно. Пожалейте его».

Не рассказывайте детям о природе того, в чем вы не уверены. Скажите им прямо, что этого вы не знаете, но попробуете узнать, прочитать… Кстати, зайцы не едят морковь, медведи не таскают мед в бочках, белка – хищница, ёж грибы и яблоки не носит на спине и молоко ему вредно, а тараканы пришли к нам жить потому, что мы их когда-то вытеснили из их экологической ниши, а наша ниша им понравилась больше!

Чтобы ваши малыши еще лучше усвоили как вести себя при встрече с «дикими соседями», используйте экологические сказки. Это очень интересный, эффективный и простой способ  формирования у малышей представления о  том, какого поведения от людей ожидают эти самые «дикие соседи».

Почему именно  сказки

Сказка  — это такой замечательный жанр, который позволяет всем, кто ее слушает эмоционально присоединяться к переживаниям героев, представлять себя на их месте. Благодаря экологической сказке малыш может научиться таким способам общения с животными и растениями, которые отвечают идее самоценности живого, единства человека и природы. Другими словами, ребенок может узнать, какого поведения от него ожидает Жук, Камышовая жаба или Домовой воробей.

Сказка из уст родителей, бабушки или дедушки имеет большую  нравственную силу,  даже, в некотором смысле, сакральную. Повзрослевший человек не знает, почему в конкретной ситуации он сопереживает спиленному дереву, трофею охотника, ударившейся о лобовое окно машины птице.  А это и есть последствия домашних нравственных рассказов и историй, случаев пережитых вместе с родителями.

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Сказка позволяет ребенку:

1) во-первых,  получить простейшие, но достоверные знания о жизни природного существа (что он на самом деле кушает, где живет, какие у него детки, как чувствует, как дышит и т.д.),

2) во-вторых, задеть тончайшие струны детской души и вызвать эмпатию, то есть сопереживание и сочувствие к герою,

3) в-третьих, усвоить навыки грамотного, приемлемого для природного существа, поведения малыша, когда ему случится встретиться с нашими «соседями по природному дому».

И так, если вы заметили, что ваш малыш негативно относится к какому-либо живому объекту (топчет, боится, мучает, играет), то это значит, что пришло время рассказать ему экологическую сказку!

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Схема составления сказки

Замечательные отечественные ученые-педагоги (Стрелкова Л., Петрикевич А.) придумали простой алгоритм работы с экологической сказкой. В нем учтена важная последовательность шагов.

Шаг 1

Первые короткие наблюдения за живым объектом.

Это обычные многочисленные наблюдения, которые случаются каждый день. Именно эти случайные наблюдения подсказывают взрослому, о каком живом существе будет сочиняться сказка. Если 2-летний малыш впервые заинтересовался муравьями (видел раньше, но не интересовался), присел на корточки, стал рассматривать, или, к сожалению, стал их топтать, то это сигнал родителю или воспитателю запустить «проект экологической сказки».

Эти наблюдения – кратковременные, длятся недолго –  3-5 минут. Взрослый проговаривает, комментирует то, что происходит,  простые факты. Если это муравьи, то куда бегут, что делают, где их путь, сколько их… Самое важное на этом этапе – эмоционально озвучить это наблюдение и обозначить проблему (например: «Муравьи! Какие хорошие! Вы нам понравились! Где же вы живете, Муравьи? Мы вас не побеспокоим, только посмотрим.  До встречи! Пойдем Миша, дома я расскажу тебе сказку про муравья. Очень интересно!».

Важное правила! Никогда не берите домой живые объекты из дикой природы. Они никогда не станут домашними. «Не лезь в чужую жизнь» –  это и есть гуманное отношение к природе!

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Шаг 2

 Сочинение и рассказывание сказки взрослым

Взрослому надо умудриться быстро сочинить простую историю о живом существе (в нашем случае главный герой – Муравей). При сочинении сказки обязательно учитывать 3 правила:

       1) Главный герой попадает в неблагоприятную ситуацию, где нарушаются правила его обычной жизни. Здесь надо подробно рассказать о нарушении его потребностей: питания, дыхания, движения, чувствительности, росте, размножении. Можно использовать отрицательный персонаж, который, «поступил» неправильно (мальчик Топталкин, Рвалкин и.т.д.).

      2) Появляется волшебный персонаж, который помогает главному герою попасть домой (это может быть гном Добриш, девочка Природинка, мальчик Поливалкин).

     3) Герой попадает домой,  в свои обычные, любимые  условия. Радуются его близкие (мама и папа, детки). С благодарностью вспоминает тех, кто помог ему в трудную минуту.

Замечательно, если взрослые  рассказывание  сказки смогут сопровождать рисунками (уровень ваших изобразительных способностей не имеет значения). Можно использовать простейшие изображения персонажей. Если найдутся подходящие  куклы, это усилит феномен сопереживания малышом главному герою. Сказку можно повторить несколько раз, рассказывать ее в течение дня. При каждом новом рассказывании появляются новые детали  Пообещайте  крохе, что когда будете ложиться спать, вы еще что-то такое интересное добавите.  Вечером  можно развить сюжет истории. Рисунок с изображением героя  повесьте в комнате ребенка.

Шаг 3

 Игра-беседа с куклой-персонажем

  На следующий день перед завтраком или на прогулке проведите маленькую игру. Она займет у вас 5-7 минут. Используйте нарисованную куклу героя (или рисунок) и задайте вопросы малышу: «Привет! Ты помнишь, как меня зовут? Правильно! А тебя как зовут? Когда я потерялся, я плакал? Мне было плохо. Чего мне не хватало?… Правильно! А кто мне помог? Молодец, Мишенька, ты запомнил! Что мне нужно для хорошей жизни? Правильно умница!..».  Если малыш не отвечает, сами от его имени скажите все, что нужно.

Шаг 4

 Наблюдение за объектом

Теперь вы вместе с малышом можете смело идти в гости к «живому соседу». Если его можно  найти  в естественных условиях (а вы уже его случайно находили), то организуйте специальную экскурсию: «Мы с тобой подготовились, все узнали про Муравья, мы ему не помешаем, а постараемся найти дом, где он живет со своими родственниками, друзьями!». Найдите муравейник по «муравьиной дорожке». Может этот муравейник находится под землей, под пнем, в щели асфальта. А может быть это небольшой холм. Поздоровайтесь с живым существом: «Привет Муравьи! Можно мы посмотрим как вы живете? Мы вас не обидим».  Постарайтесь увидеть, что несут муравьи. Сколько вы сможете найти муравьиных дорожек. Попробуйте на песке нарисовать схему муравьиных путей. Положите осторожно на муравьиной дорожке очень маленький кусочек яблока, моркови, семечка. Понаблюдайте, что будет происходить.  Пожелайте муравьям всего хорошего: «До свидания. Мы будем заходить к вам в гости!»

Шаг 5

 Что можно сделать потом (вечером, завтра…)

Можно использовать различные виды деятельности для усиления эмоциональной восприимчивости проблемы. Можно сделать вместе с детьми:

— устроить  театрализацию фрагментов или всей сказки;

— использовать художественные виды деятельности (рисунки главного героя, комиксы о нем,  аппликации, лепка, конструирование из проволоки и бусин и др.);

-провести  игры-беседы персонажа с членами семьи;

— придумать  новые истории про героя;

— выкладывать камешками (желудями, семенами др. растений)   на песке силуэт героя,  по нарисованному контуру;

— упражняться в пантомиме и имитации звуков живого существа;

— исполнять и придумывать песни про героя;

— исполнять танцы;

— рассматривать альбомы или энциклопедии о жизни изучаемого живого существа;

— проводить простейшие опыты и эксперименты (например, сможет ли ваш малыш и вы, с завязанными платком глазами, отличить дерево и куст);

—  играть в подвижные игры;

— организовывать экскурсии в парк, лес, поле;

— рассказать бабушке, дедушке, тете;

— сфотографировать и сделать оригинальные обои в телефоне;

— составить «дневник наблюдений» с рисунками, заметками, условными знаками, придуманными вами и малышом…

Конечно, дорогие родители, бабушки и дедушки, можно ограничиться только рассказыванием сказки. Но если вы постараетесь и  выполните другие  предложенные виды детских развлечений, вы сможете оценить ваши усилия по поведению вашего ребенка. И его бережное отношение к природе будет таким, как характеризуют ученые высший уровень гуманного отношения к природным объектам:  наблюдать, не вмешиваться в жизнь диких существ, жить рядом.

Лето: Божья коровка, Жаба, Червяк и другие…

Примеры сказок для малышей

Божья коровка

Рассказывайте и рисуйте

Жила-была маленькая Божья коровка. Она любила греться на солнышке, дышать свежим воздухом, перелетать с травки на кут и искать себе на обед тлю. Она радовалась, когда встречала своих подружек – других Божьих коровок.  Маленькая коровка любила ползать, для этого у нее были хорошенькие 6 ножек. Когда шел дождь, она пряталась под лист, под крышу дома, в сухое  место. Ночевала она в укромном месте – на кусте под скрученным листком.

Так жила она, не зная горя, радовалась, растила своих деток, маленьких личинок. Осенью она  крепко спала в глубоких трещинах  деревьев,  в стожках соломы.

Но вот однажды  Божья коровка вышла погулять на свой любимый лужок между высоких домов, где жили люди. Вдруг прямо перед ее глазами появились  огромные руки. Коровка очень испугалась, замерла и спрятала ножки и усики. Руки подхватили ее и посадили в маленькую коробочку. Ее унесли далеко от дома. Это был мальчик Топталкин. Он посадил Коровку в душную коробочку, он думал, что любит жучка и делает хорошо.  А Малышка хотела выйти из коробки, она давно ничего не ела, не пила, тяжело дышала, скучала по своим деткам: «Как же мои детки одни дома? Я так хочу на свой луг, домой!». 

Эту коробочку увидела девочка, ее звали Природинка. Она услышала, как кто-то плачет, открыла коробку и сказала: «Бедная Божья коровка, как ты сюда попала? Тебе здесь душно, ты не можешь летать, крылья болят. Хочешь кушать и пить. А как твои детки! Сейчас я тебя отпущу, садись на мой пальчик. Божья коровка полети на небко…». И жучок полетел домой. Прилетел на лужок, поползал по стеблю травы, поел тли. Потом Коровка покормила своих деток, обняла и поцеловала их, спела им песенку «Божья коровка полети…». Какая хорошая девочка Природинка. Она меня спасла. Она знает, что нужно всем жучкам: кушать , летать, ползать, дышать свежим воздухом, жить на лугу, любить своих деток…».

Теперь Божья коровка любит детей, которые наблюдают за ней и улыбаются ей. А от детей, которые хотят ее словить убегает.  А мы, Мишенька, любим жучков, их не ловим. Только смотрим на них. Молодец!

Девочка Природинка и Подснежник

Взрослый при помощи небольших кукол (или кукол из пальчикового театра) инсценирует экологическую сказку.

“Жила-была девочка Природинка. Однажды весной она пошла погулять в лес. Ходила-бродила Природинка по тропинкам, здоровалась со знакомыми растениями, деревьями, кустарниками. Вдруг она увидела маленький цветочек – белый бутончик на тонкой ножке. Это был Подснежник. Девочка захотела рассмотреть его поближе. Она подошла к нему, присела на корточки, рассмотрела со всех сторон, понюхала. Подснежник испугался, он подумал: “Сейчас меня сорвут, заберут из родного дома. Я останусь без земли, без лесного воздуха и ласкового теплого солнышка. Я буду скучать по своим соседям — травинкам, елкам, кустам”.

Природинка улыбнулась цветку и сказала ласково: “Не бойся! Я не буду тебя срывать! Я только посмотрю на тебя, понюхаю… Какой ты красивый! Живой!”.

Девочка полюбовалась цветком и пошла гулять дальше. А цветок сказал: “Как хорошо, что есть дети, которые просто любуются цветками, нюхают их и оставляют жить в родном доме!”.

Пример игры-беседы после сказки

Нарисуйте на листе бумаги девочку и цветок, вырежете их. Устройте маленькую пресс-конференцию для всех, кто слушал сказку с импровизированным микрофоном. Куклы “Природинка” и “Подснежник” задают вопросы и внимательно слушают ответы детей, эмоционально поддерживают их, благодарят.

Вопросы к детям по окончании инсценировки сказки:

Миша, тебе понравилась  сказка?

Про какой цветок эта сказка?

Где жил цветок? Что любил делать цветок в своем лесу?

Почему испугался цветок, когда увидел девочку?

Как звали девочку?

Что вы сделаете, когда пойдете гулять в лес и увидите цветок?

Какие цветы вы еще знаете? Нарисуйте их.

Сказка о потерявшейся гусенице

Возьмите подходящий носок или гольф, оденьте его на руку – это и будет гусеница. Можно сделать глаза из пуговиц или бумаги и скотча.

 Жила-была маленькая гусеница Гуся. Дерево было ее домом. Зеленый цвет кожи делал Гусю незаметной на листьях. Она очень любила ползать по дереву, знала все веточки и листики. Однажды Гуся встретила жука Дровосека. Он посмотрел на нее и сказал: “Почему это такие маленькие дети ползают одни без присмотра? Где твоя мама?”. Не дожидаясь, ответа жук уполз по своим очень важным делам, а маленькая гусеница замерла от удивления: “Где моя мама? Как я ее узнаю?”. Гуся ползала по веткам и искала маму: “Наверное, она такая же, как и я, зеленая, длинная, мохнатая и больше меня!”. Но нигде не было такой гусеницы. И вдруг наша малышка увидела…
 — Как ты думаешь, Миша, что увидела гусеничка?

У этой истории нет конца. Окончание  придумайте вместе с малышом. Как выглядит мама Гуси и как она  узнает свою маму?

Как мальчик Поливалкин спасал Живой Лес

На окраине небольшого города жил Лес. Лес любил свои старые и молодые деревья, бережно выращивал детенышей своих животных. Он с удовольствием наблюдал, как Птицы, Олени, Волки, Жуки делают свои обычные житейские дела. Лес с волнением ждал прорастания каждого семечки, любил сильные осенние Ветра и глубокий Зимний сон.

Однажды, в Лес приехала большая машина, из которой вышло много людей. Люди стали рассматривать Лес, достали большие чертежи, громко спорили друг с другом.  Все жители Леса, затаив дыхание, наблюдали за происходящим. Через час люди уехали.

Лес стал вспоминать слова людей и задумался. Он догадался, что люди хотят построить большую автомобильную дорогу прямо в сердце его владений. Лес заволновался и собрал всех своих друзей. Пришли все Животные, прилетели Птицы, приползли Жуки, Деревья и Кусты склонились, чтобы лучше слышать, Ветер и Дождь устроились рядом с Растениями. «Любимые мои соседи, — произнес Лес — Животные и Растения, Земля и Вода, Ветер и Солнце! Давайте вместе придумаем, как нам изменить желание Людей построить в нашем Доме большую автомобильную дорогу. Надо им объяснить, что мы здесь живем, а дорога разрушит наши домики, погубит наших животных, срубит деревья и растения!».

Все жители Природного дома заволновались, заплакали: «Как же мы будем жить без чистого воздуха, где будем бегать и играть, как будем искать еду. Наши дети могут погибнуть под колесами машин. Мы не сможем любоваться узорами веток на деревьях, задохнемся от автомобильных газов, засохнем без тени могучих ветвей, которые наверняка срубят…».

Жители леса не знали, что весь этот разговор услышал мальчик Поливалкин. Он часто приходил в Лес наблюдать за Жуками, Цветами, обнимать Деревья, убирать мусор, который оставили люди. Поливалкин расстроился, что взрослые люди не понимают, какую беду они придумали для Живого Леса. И он разработал План.

А план был такой. Он взял чистый лист бумаги и стал чертить новую схему автомобильной дороги, которая должна проходить не через Лес, а вокруг него. Поливалкин нарисовал вдоль дороги специальную стену для защиты Деревьев, Растений и Животных от газа и шума. Он цветными карандашами обозначил  места, где могут появляться животные на дороге: «Осторожно, Олени!», «Здесь гуляют Жабы», «Внимание, пролетают Птицы!».  Умный мальчик нарисовал специальный знак, который объяснял, что машинам нельзя останавливаться у ручья, потому что бензин и масло могут попасть в воду и погубить Растения и Животных. Наш герой нарисовал контейнеры, где можно оставлять мусор.

Поливалкин узнал, когда Строители соберутся для последнего обсуждения плана дороги. Пришел в Лес и положил на поляне свой большой чертеж. Люди только хотели развернуть свои чертежи, но вдруг заметили удивительный яркий рисунок. Они стали внимательно рассматривать новые знаки, обозначения. Они заметили, что этот план делали дети. Вдруг они вспомнили, как они были маленькими мальчиками и девочками и ходили в Лес гулять. Взрослые стали рассказывать друг другу на перебой, кто из них любил наблюдать за Птицами, кто – слушать шум Листвы, кто – рассматривать разноцветные осенние Деревья. Вдруг они замолчали. Каждый взрослый подумал: «Лес – живой. Он пускал меня к себе в гости, щедро угощал грибами, ягодами, разрешал валяться в мягкой траве. А я все это забыл». Некоторые люди даже заплакали. Потом они сказали: «Но ведь мы можем все исправить! Построим дорогу по новому прекрасному плану! В этом плане нарисована настоящая дружба Леса и Людей!». Они взяли чертеж Поливалкина и поехали в свой Строительный институт. Ведь нужно было еще много сделать для того, чтобы все остальные люди согласились с новым планом.

А Поливалкин остался в любимом Лесу. Он провел там целый день. Разговаривал с Букашками и Росточками. А все жители Леса нежно наблюдали за своим маленьким другом, который их спас.

Мартынова Лариса