Школа как шоу-бизнес: в Швеции неугодных школьникам учителей могут уволить

Skola_0

Антон Чечулинский 

В Швеции к экзаменам готовятся сами учителя. Причем от мнения учеников и родителей может зависеть, сохранят педагоги работу или нет.

Учитель шведского языка Улоф отказывается повернуться лицом к камере. Никто не знает, как может повлиять это интервью на его будущее. Недавний случай заставил быть осторожнее: а ведь, казалось бы, всего-то поставил «неуд» двум ученикам на экзамене.

«Они написали жалобу, что стали жертвами дискриминации. Потом меня обвинили еще два их друга. Все это, разумеется, неправда, но директор не стал меня защищать. Теперь я не знаю, чем это может закончиться», — говорит преподаватель шведского языка Улоф.

Ему могут отказать в выдаче сертификата на преподавание, а это равнозначно запрету на профессию. В этом году в Швеции начинается переаттестация всех педагогов. Учителям, как, например, и врачам, чтобы устроиться на работу, понадобится лицензия. Их деятельность будет контролировать школьная инспекция.

«Мы имеем полномочия аннулировать сертификат. А родители и ученики смогут теперь жаловаться нам на профессиональные качества конкретных учителей. Нравится кому-то учитель или не нравиться — такое принимать не будем. Аннулировать сертификат можно только по какому-то серьезному поводу», — заявила сотрудник школьной инспекции Мари-Хелен Анборг.

Серьезный повод — это насилие над школьником, ведение урока в нетрезвом виде и размытое понятие – дискриминация, на которую можно сослаться, оспаривая очередную «двойку». Учителю придется отвечать на заседании дисциплинарного комитета, состоящего из юристов и педагогов.

«Проблема в том, что в данном случае не действует презумпция невиновности. То есть ученик может бездоказательно обвинить учителя, и именно учитель должен будет доказывать, что права ученика не нарушались», — рассказывает юрист Объединения шведских учителей Ове Ранг.

Главная миссия школ в Швеции — вовсе не обучение, а воспитание граждан свободного общества. Многие предметы дети выбирают сами, как и оценки, на которые будут учиться, чтобы преподаватель не был слишком требователен. Их, впрочем, ставят только с 7-го класса. Так, по мнению многих в Швеции, должна выглядеть школа будущего. Таких здесь уже немало. Нет требований к внешнему виду, звонков на урок. Ученик не обязан сидеть в классе, может выйти, когда захочет. Учитель чаще не у доски, а за одной партой со школьником — свой предмет каждому объясняет персонально. Многим педагогам такой подход кажется неправильным.

«Сегодня я сказал одному ученику, который пил газировку на уроке: «У нас это запрещено». А он посмотрел на меня и продолжил пить. Такому нелегко сказать, что он должен делать домашнее задание по математике. Все превращается в какой-то шоу-бизнес. Учитель должен быть прикольным», — рассказывает учитель математики Клас Линдбэк.

Чтобы как-то контролировать ситуацию в классе, не задевая достоинство учащихся, порой педагоги прибегают к самым разнообразным выдумкам. Так, например, некоторые школы ввели у себя систему штрафов, подобную той, что в футболе. Учитель в роли судьи. За мелкие нарушения показывает ученику желтую карточку. За куда более серьезные проступки — красную. И тогда провинившийся вынужден на время покинуть класс. Малыши от новой системы в восторге. А вот у старшеклассников она не прижилась. Слишком многие после удаления шли в кабинет к директору доказывать, что судья был неправ.

Все больше учителей закрывают глаза на дисциплину, как и на успеваемость в классе. Школьники знают свои права лучше любого предмета.

«Учитель не должен выгонять нас из класса — иначе мы не получим знания. А мы имеем на это право», — говорит ученик 8-го класса Эрик Ланквист.

«Иногда мы просим учителей не давать нам тесты, потому что на неделе уже сдали несколько. Некоторые злятся и задают нам домашнее задание. Это неправильно», — считает ученица 8-го класса Анна Свенс.

«У нас обычно 3 домашних задания в неделю. Когда больше — это для нас уже много», — рассказывает ученица 8-го класса Эльвира Стен.

Новые правила, которые позволят ученикам фактически увольнять учителей, педагоги называют последним ударом по авторитету профессии. Но в Министерстве образования настаивают: именно так должно строиться демократическое общество, правда, при этом признают печальную тенденцию.

«Результаты тестов говорят, что уровень знаний в школах падает уже последние 20 лет. В некоторых классах полный хаос на уроках. 50 лет назад достаточно было сказать «тихо», и класс затихал. Но школа — это не только учеба. Это и модель отношений между людьми — это должно быть основано на уважении, а не на страхе», — считает заместитель министра образования Швеции Бертил Остберг.

Скептики уверены: после введения новых правил ученики точно уже не будут никого бояться, а вот, чтобы вернуть уважение к учителям, возможно, потребуется какая-то другая реформа.

Источник