Ремень и пропущенные родительские собрания: в каких случаях положение ребенка признается «социально опасным»?

Ремень и пропущенные родительские собрания: в каких случаях положение ребенка признается «социально опасным»?Социально неблагополучные семьи в нашем обыденном представлении – это холодный полупритон, где дети пухнут от голода, а полувменяемые спившиеся родственники регулярно избивают детей… К сожалению, эта страшная картина не гротеск: таких семей хватает. Но это – далеко не единственный вариант, при котором органы опеки могут забрать ребенка из родного дома на попечение государства.
 
Внимание органов опеки могут привлечь нормальные, но немного беспечные или «со странностями» родители, либеральные, творческие или истово верующие, или партриархально-консервативные в стиле «Домостроя». Основными документами для определения социально опасного положенияявляютсяДекрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18, Инструкция Министерства образования Республики Беларусь №47 и Кодекс о браке и семье. Согласно декрету «дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении».

Врач, воспитатель, учитель – разведчики?.. Если, например, у женщины были домашние роды, то первым, кто к ней наведается, будет педиатр, чтобы проверить состояние ребенка и условия, в которых он находится. С этой же целью педиатр приходит ко всем мамам с новорожденными, которые только выписались из больницы. Если же врача что-то насторожит, он может сообщить в соответствующие органы. Сами по себе домашние роды – не являются признаком социально-опасного положения. Но лишение ребенка врачебной помощи в опасный для его жизни момент может быть расценен врачами как преступная беспечность и привлечь к себе внимание. Ведь дома рожают не только продвинутые мамочки, но и те, кто потом выбрасывает младенцев.
Еще один вид профилактики – посещение учителями и воспитателями. Учителя стараются хоть раз посетить дом ребенка, а в садах многие отделываются анкетами, данные в которые вписывают сами родители. Воспитательница как-то призналась: Тех, к кому действительно стоит зайти, опытный глаз педагога видит сразу – по состоянию ребенка, по поведению в саду, по поведению родителей и ребенка, когда его забирают. А все остальное – пустая ходьба и трата времени. «Каждый классный руководитель должен знать, в каких условиях и в какой семье проживает ребенок, — поясняет начальник отдeла сoциально-пeдагогической рабoты и охpаны дeтства Министерства образования Маргарита Матвеенко (цитата kp.by) — Ведь классное руководство подразумевает еще и индивидуальный подход к каждому ученику. Не зная, что происходит в семье ребенка, сложно делать ему даже замечания… Никаких утвержденных министерством анкет, которые во время визитов школьников на дому могли бы заполнять классные руководители, не существует. Каждый педагог может разработать определенные вопросы, чтобы, придя в семью, было легче изучать условия воспитания ребенка. Данные о посещении никуда не направляются. Эта информация только для педагога». Если родитель против посещения, педагог не будет настаивать. Но упорство может насторожить.

В органах опеки и попечительства подчеркнули, что «социально опасным признают положение ребенка не органы опеки, а учреждения образования, к которым относится ребенок (школа, детский сад)».
А это значит, что с воспитателями и учителями все же лучше дружить, чем воевать. Ведь именно у них есть полномочия привлекать внимание соответствующих служб. Если воспитатель полгода не видел в садике маму, у него есть основания насторожиться. Если органы опеки все же дошли до вашего дома, по сигналу ли соседей, врача или учителя, то стоит знать, на что они непременно обратят внимание. запах в квартире; хронический беспорядок (грязь, паутина, пыль, разбросанные вещи); плохое состояние квартиры (сломанные двери, оборванные обои, дряхлая мебель); антисанитарные условия в кухне (грязная, мусор, пустые бутылки, окурки); неубранная грязная постель, отсутствие спального места у ребенка; отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка. В ходе визита проверяющие обязательно осмотрят детскую мебель, игрушки, одежду ребенка, могут поинтересоваться, сколько человек живет в квартире, каковы их отношения с ребенком, состояние здоровья, есть ли следы побоев. Что касается состава семьи, то время меняет отношение к неполным семьям. Раньше семьи делили на три категории:полная семья, родители в разводе и одинокая мать. Но реалии меняются. Семья может быть полной, но родители не расписаны. Получается, что юридически семья неполная, апо факту – полная. Главное, чтобы семья занималась воспитанием ребенка.
 
Критерии оценки Cоциально опасное положение квалифицируется по многим пунктам. Каждый из критериев оценивается по степени (низкий, средний или высокий) и по разным показателям (от двух до четырех). Так, например, в органах опеки пояснили, что «степень эмоциональной привязанности ребенка и родителей определяют не на глаз, а на основании диагностики психолога».
 
1. Неадекватность и отсутствие системности в воспитательных действиях родителей (критерии оценки по информации voronovo.schools.by). Родители практически не занимаются воспитанием ребенка. Воспитание сводится к жесткому контролю или полному отсутствию контроля над поведением ребенка. Взрослые члены семьи не соблюдают воспитательных требований. Родители некритичны к своему поведению, неверно интерпретируют поступки и особенности поведение ребенка. Не умеют определить возрастные потребности ребенка, не знают индивидуальных особенностей ребенка, отказываются от выполнения педагогических рекомендаций. Организация режима дня ребенка отсутствует. Иногда предъявляются родительские требования соблюдения своевременного приема пищи, просмотра телепередач, отхода ко сну.
 
2. Отсутствие контроля за посещением учреждения образования, за успеваемостью, досуговой деятельностью ребенка. Родители не посещают родительские собрания. Учреждение образования родители посещают редко и только после неоднократных приглашений педагогов. Сами не интересуются учебой и поведением ребенка.
 
3. Физическое и эмоциональное насилие по отношению к несовершеннолетнему. Родители применяют физические наказаниябез тяжелых физических последствий. Часто проявляются в поведении родителей унижения и оскорбления ребенка, пренебрежение запугивание, угрозы. Свое поведение родители оправдывают. Предъявление к ребенку требований по хозяйству, требования ответственности не соответствуют возрасту. Ребенок боится возвращаться домой.
 
4. Сексуальное насилие над ребенком. Родители допускают обнажение перед ребенком, часто меняют половых партнеров, ребенку демонстрируются порнографические материалы. Имеет место совместный просмотр продукции порнографического характера
 
5. Нарушение коммуникации и наличие конфликтов в семье. Происходят частые конфликты, скандалы с привлечением третьей стороны, свидетелем которых является ребенок. Члены семьи друг друга не понимают, не желают выслушивать чужую точку зрения или сразу ее отрицают. Эмоциональная атмосфера в семье характеризуется неустойчивостью, непредсказуемостью, часто враждебностью. Допускаются угрозы, повреждение имущества и жилого помещения.
 
6. Асоциальное поведение родителей. Систематическое нарушение общественного порядка одним или обоими родителями. Правонарушения одного или обоих родителей, неоднократно зафиксированные в органах внутренних дел.
 
7. Асоциальное поведение несовершеннолетнего. Ребенок дошкольного возраста не знает правил поведения и не соблюдает их, агрессивно реагирует на замечания педагогов, дерется. Учащийся нарушает правила поведения и внутреннего распорядка учреждения, агрессивно реагирует на замечания. Имеют место уходы из дома и бродяжничество, беспорядочное сексуальное поведение, систематическое употребление алкоголя и другие формы стойкого девиантного поведения, приводящие к, постановке несовершеннолетнего на учет в органах внутренних дел (ИДН) и применению мер административного воздействия к его родителям. Вхождение в объединения, в том числе религиозные и политические, деструктивного характера.
8. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ родителями. Регулярное употребление алкоголя и (или) иных психоактивных веществ родителем с серьезными социальными последствиями: потеря или частая смена места работы, финансовые проблемы; эмоциональные расстройства: эмоциональная несдержанность, раздражительность, агрессивность. На словах осознает проблему и выражает согласие на участие в программе реабилитации. 9. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетним. Регулярное (раз в месяц и чаще) употребление легких спиртных напитков. Эпизодическое употребление крепких спиртных напитков. Несовершеннолетний имеет свободный доступ к алкоголю или (и) наркотическим, и токсическим веществам. Очевидно, что некоторые формулировки очень расплывчаты. Потому ситуация всегда оценивается в комплексе.
 
И если этими «людьми» оказываются учителя, воспитатели, педиатр или сотрудники органов опеки, то может дойти и до внезапной проверки.
 
Так что стоит несколько раз пропустить родительское собрание или вызвать врача к больному ребенку в сильно неубранную квартиру, и вот уже есть риск оказаться на карандаше. Ведь и среди них попадаются весьма разные люди. А если еще и с соседями «повезло» не по-детски, то один донос или жалоба с намеком на плохое обращение с ребенком от неадекватной соседки, под окнами которой вы взяли моду парковать машину, и от официальных «гостей» уже не отделаться.
 
Источник: Ребёнок BY