Анкентирование по выявлению домашнего насилия в отношении детей и комментарии психологов
В ряде школ и гимназий Минска проводилось анкетирование, призванное выявить уровень домашнего насилия а отношении детей. Приводим часть вопросов, адресованных детям, а ниже — выдержки из комментариев психологов, проанализировавших эту анкету.
Время от времени детям и подросткам не хватает внимания и заботы со стороны окружающих в семье.
Как часто ты чувсзаставлять подроска убирать -насилиевовал что-либо подобное за последние 12 месяцев? (постоянно, часто, иногда, никогда)
- Чувствовал себя абсолютно одиноким
- Чувствовал, что никто из близких тебя не поддерживает, не помогает
- Чувствовал, что о тебе не заботятся
- Продолжи предложение: «В своей семье наиболее близким человеком я считаю…» (выбери, пожалуйста, все подходящие варианты ответа)
- Мать
- Отца
- Дедушку
- Бабушку
- Сестру
- Брата
- Другого родственника ____________________
- Человека, не являющегося мне родственником
- Такого человека нет
- Продолжи предложение: «В своей семье больше всего я опасаюсь…» (выбери, пожалуйста, все подходящие варианты ответа)
- Мать
- Отца
- Дедушку
- Бабушку
- Сестру
- Брата
- Другого родственника ____________________
- Человека, не являющегося мне родственником
- Такого человека нет
- Считаешь ли ты атмосферу в твоей семье дружелюбной? (да, скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить)
- Если атмосферу в твоей семье нельзя назвать дружелюбной, то почему:
- Взрослые обижают детей
- Дети обижают взрослых
- Старшие дети обижают младших детей
- Младшие дети обижают старших детей
- Другое (напиши) _____________________________
- Боишься ли ты кого-нибудь из детей, которые учатся в твоей школе?
- Да, есть дети, которых я боюсь
- Да, иногда боюсь
- Раньше боялся, а сейчас уже нет
- Нет, никого не боюсь
- Боишься ли ты кого-нибудь из учителей и других людей, работающих в твоей школе?
- Да, есть учителя или сотрудники школы, которых я боюсь
- Да, иногда боюсь
- Раньше боялся, а сейчас уже нет
- Нет, никого не боюсь
- Пропускал ли ты занятия в прошлом учебном году по следующим причинам? (выбери, пожалуйста, все подходящие варианты ответа)
- По болезни
- Из-за опасения, что по дороге в школу или на обратном пути домой тебя побьют
- Из-за того, что другие дети в школе смеются над тобой или обзывают разными обидными словами
- Из-за того, что другие дети в школе угрожают побить тебя
- Из-за того, что другие дети в школе бьют тебя
- Из-за того, что другие дети в школе делают тебе предложения сексуального характера или сексуально пристают к тебе
- Из-за того, что некоторые учителя смеются над тобой или обзывают разными обидными словами
- Из-за того, что некоторые учителя угрожают побить тебя
- Из-за того, что некоторые учителя бьют тебя
- Из-за того, что некоторые учителя делают тебе предложения сексуального характера или сексуально пристают к тебе
- Другие причины (напиши) __________________________
- В прошлом году занятия не пропускал
- Как часто ты чувствуешь себя в школе в безопасности? (всегда, иногда, редко, я не чувствую себя в безопасности)
- Как часто в прошлом учебном году кто-либо из взрослых или детей твоей школы совершал следующие действия по отношению к тебе? (Ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: часто, иногда, никогда)
- Причинял тебе физическую боль
- Бил тебя по рукам, давал пощечины или подзатыльники
- Бил тебя кулаком, пинал ногой
- Пытался нанести тебе раны или порезы острым предметом
- Пытался тебя душить
- Угрожал избить тебя, нанести травмы
- Забирал твои деньги или вещи
- Намеренно ломал, рвал или портил твои вещи
- Давал тебе обидные прозвища и клички, обзывал и оскорблял, грубо ругался, говорил злые слова
- В обидной форме отзывался о твоем росте, фигуре, особенностях внешности или проблемах со здоровьем
- Стыдил и насмехался, что твоя семья бедная и не может купить тебе какие-то вещи
- Говорил обидные слова о твоих родных (родителях, брате, сестре и т.д.)
- Объявлял тебе бойкот (отказывался разговаривать с тобой) или подговаривал других к этому
- Угрожал тебе незаслуженными плохими отметками
- Предлагал тебе алкоголь
- А знаешь ли ты, что это происходило с другими учащимися твоей школы? (Ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: да, нет)
- Причиняли им физическую боль
- Били их по рукам, давали пощечины или подзатыльники
- Били их кулаком, пинали ногой
- Пытался нанести им раны или порезы острым предметом
- Пытались душить их
- Угрожали избить их, нанести травмы
- Забирали их деньги или вещи
- Намеренно ломали, рвали или портили их вещи
- Давали им обидные прозвища и клички, обзывали и оскорбляли, грубо ругались, говорили злые слова
- В обидной форме отзывались об их росте, фигуре, особенностях внешности или проблемах со здоровьем
- Стыдили и насмехались, что их семья бедная и не может купить им какие-то вещи
- Говорили обидные слова об их родных (родителях, брате, сестре и т.д.)
- Объявляли им бойкот (отказывались разговаривать с ними) или подговаривал других к этому
- Угрожали им незаслуженными плохими отметками
- Предлагали им алкоголь
- Считаешь ли ты атмосферу в школе дружелюбной? (да, скорее да, скорее нет, нет, затрудняюсь ответить)
- Если ты не считаешь атмосферу в школе дружелюбной, то почему?
- Руководство школы обижает учащихся
- Учителя обижают учеников
- Учащиеся обижают учителей
- Старшеклассники обижают детей из младших классов
- Дети из младших классов обижают старшеклассников
- Одноклассники обижают друг друга
- Другие (напиши) ____________________________
Давай поговорим об обстановке вне школы и семьи
- Ответь, пожалуйста, случалось ли за последние 12 месяцев, что кто-либо из людей делал следующее: (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке:
- Да, знакомые, которые живут в доме, во дворе (взрослые, старшие дети, сверстники);
- Да, другие незнакомые на улице (взрослые, дети);
- Да, кто-либо, с кем общался в интернете;
- Иногда в отношении меня)
- Унижал тебя, оскорблял или запугивал
- В обидной форме отзывался о твоем росте, фигуре, особенностях внешности или проблемах со здоровьем
- Стыдил и насмехался, что твоя семья бедная и не может купить тебе какие-то вещи
- Говорил обидные слова о твоих родителях, о братьях или сестрах
- Отказывался разговаривать с тобой или подговаривал других, чтобы они не разговаривали с тобой
- Давал тебе пощечины или подзатыльники
- Бил тебя
- Предлагал тебе алкоголь
- А знаешь ли ты, что это происходило с другими знакомыми тебе детьми? (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: да, нет)
- Унижали их, оскорблял или запугивал
- В обидной форме отзывались об их росте, фигуре, особенностях внешности или проблемах со здоровьем
- Стыдили и насмехались, что их семья бедная и не может купить им какие-то вещи
- Говорил обидные слова об их родителях, о братьях или сестрах
- Отказывался разговаривать с ними или подговаривал других, чтобы они не разговаривали
- Давали им пощечины или подзатыльники
- Били их
- Предлагали им алкоголь
- Сталкивался ли ты с агрессией в отношении тебя со стороны: (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: да, такое случалось; нет, не сталкивался)
- Милиционера
- Медицинского работника (врача, медсестры)
- Работников сферы обслуживания (продавца, кассира в магазине, контролера в транспорте и др.)
- Дворника
- Других людей (напиши) ________________________
- Ответь, пожалуйста, случалось ли, что кто-либо из людей делал следующее в отношении тебя за последние 12 месяцев: (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке:
- Да, знакомые, которые живут в доме, во дворе (взрослые, старшие дети, сверстники);
- Да, другие незнакомые на улице (взрослые, дети);
- Да, кто-либо, с кем общался(лась) в интернете;
- Иногда в отношении меня)
- Предлагал тебе посмотреть или показывал тебе фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом
- Целовал или пытался целовать тебя, когда ты этого не хотел(а)
- Заставлял или пытался заставить тебя смотреть или дотрагиваться до его/ее интимных мест
- Просил или пытался посмотреть или трогал тебя за твои интимные места
- Снимал или пытался снимать в обнаженном виде тебя одного (одну) или с другими людьми на фото, видео
- Предлагал тебе или пытался заняться с тобой сексом
- А знаешь ли ты, что это происходило с другими знакомыми тебе детьми? (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке)
- Предлагал им посмотреть или показывал фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом, и материалы другого порнографического содержания
- Целовали или пытались целовать их, когда они этого не хотели
- Заставляли или пытались заставить их смотреть или дотрагиваться до его/ее интимных мест
- Просили или пытались посмотреть или трогали их за твои интимные места
- Снимали или пытались снимать их в обнаженном виде одного (одну) или с другими людьми на фото, видео
- Предлагали им или пытались заняться с ними сексом
- Как ты считаешь, является ли насилием в отношении ребенка, когда: (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: да, нет, не знаю)
- Бьют ребенка по голове или лицу кулаком
- Пинают ребенка ногой
- Дают ребенку пощечины или подзатыльники
- Душат ребенка
- Бросают в ребенка тяжелыми предметами
- Бьют ребенка ремнем или другими предметами
- Дают ребенку наркотики или алкоголь
- Не дают ребенку есть в наказание
- Угрожают отшлепать или побить ребенка
- Кричат на ребенка и ругают его
- Угрожают выгнать ребенка из дома или отправить куда-нибудь
- Оскорбляют, обзывают ребенка разными обидными словами или ругают бранными словами
- Не обращают на ребенка внимания, отказываются разговаривать с ним
- Стыдят ребенка в присутствии других взрослых или детей
- Лишают ребенка поощрений, не дают карманных денег, запрещают заниматься любимыми делами
- Угрожают убить ребенка
- Предлагают ребенку посмотреть фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом, и материалы другого порнографического содержания
- Предлагают ребенку заняться сексом
- Заставляют ребенка смотреть на интимные места взрослого или когда взрослый пытается посмотреть на интимные места ребенка
- Трогают ребенка за интимные места
- Заставляют ребенка дотрагиваться до интимных мест возрослого
- Снимают ребенка в обнаженном виде на фото, видео одного (одну) или с участием других людей
- Пытаются заняться с ребенком сексом
- Заставляют ребенка заняться сексом с ними или с другими людьми
- Можно ли сказать, что о ребенке не заботятся, когда: (ответ дай, пожалуйста, по каждой строке: да, нет, не знаю)
- Ребенка не обеспечивают необходимым медицинским уходом, отказывают в медицинской помощи в связи с травмой или заболеванием
- Ребенок не получает предметы первой необходимости, нужного количества еды, питья, одежды, обуви
- Ребенок получает серьезную травму или ранения (порезы, переломы и другие травмы) по недосмотру взрослого
- Взрослые не интересуются, где находится и чем занимается ребенок дома или за его пределами
- Ребенку запрещают ходить в школу, чтобы учиться
- Ребенку запрещают посещать кружки и секции
- Взрослые не обеспечивают необходимых условий жизни, чтобы ребенок жил в тепле, чистоте и уюте
- О ребенке не беспокоятся и не любят его
- Ребенок не получает необходимой ему поддержки, внимания и помощи
- Как ты думаешь, какое поведение или поступок ребенка заслуживают физического наказания? Когда ребенок… (Выбери, пожалуйста, все подходящие ответы)
- Плохо учится
- Отказывается выполнять задание учителя
- Отказывается выполнять школьные домашние задания
- Не реагирует на замечание учителя
- Выходит из класса без разрешения учителя
- Опаздывает на уроки
- Дерется с другими детьми
- Уходит из дома без разрешения родителей
- Не слушается старших
- Ссорится со своими братьями и сестрами
- Дерется со своими братьями и сестрами или другими детьми во дворе
- Совершает опасные для его жизни и здоровья поступки
- Ворует что-либо
- Другое (напиши) ______________________________
- Ни за один поступок ребенок не заслуживает физического наказания
- Как ты считаешь, к кому можно обратиться за помощью в случае насилия в отношения тебя? (Выбери, пожалуйста, все подходящие варианты ответа)
- Родителю/ родителям
- Брату/сестре
- Бабушке/дедушке
- Лучшему другу, подруге
- Друзьям или сверстникам, которых ты знаешь
- Учителю, учителям
- Врачу, медицинскому работнику
- Милиционеру
- Сотруднику телефона доверия
- Педагогу-психологу
- Педагогу социальному
- Специалисту по социальной работе
- Священнику
- Соседям
- Незнакомым людям
- Другим (укажи к кому) ________________________________
- Ни к кому
- Затрудняюсь ответить
- Были ли вопросы, на которые тебе было трудно ответить?
- Нет
- Да (укажи, пожалуйста, их номера)
* * *
А был ли мальчик?..
Анкетирование, проходящее в благополучных гимназиях, а не ПТУ, уже говорит о том, что предлагаемый закон рассчитан не на то, чтобы «помочь» реально бедствующим, страдающим детям, а тем, которые и не подозревают, что у них есть проблемы… Реальное насилие всегда заметно, оно рано или поздно обнаруживает себя – и общество реагирует. А подобный закон направлен на нормальные семьи, где насилия не видно, но кто-то думает, что оно так запрятано и скрыто, что его надо специально выискивать.
Подросток редко бывает объективен
Результаты будут изначальны невалидны, неточны и бездоказательны. Во-первых, у подростков всегда есть претензии к родителям, поэтому результаты уже заранее спровоцированы.
Во-вторых, подросток постесняется, не посмеет в окружении ровесников даже написать, что у него есть проблемы. Скорее всего, подросток не поделится чем-то интимным на виду у всех. Он будет ерничать или подшучивать, скрывая свое смущение.
Насилие никогда не выявляется путём школьного опроса. Оно становится явным только тогда, когда замечается учителями, соседями, родственниками.
Подросток — максималист, он не понимает нюансов отношений, не понимает целей родителей, он может не соглашаться с воспитанием родителей. Он не может пока, не имея жизненного опыта, ПРАВИЛЬНО оценить обстановку в семье (если она не деструктивная, если родители не алкоголики и не дерутся каждый день).
Подросток часто недоволен своей жизнью в силу особенностей своего возраста, когда у него происходит много изменений, с которыми надо смириться, которые надо принять в себе. Часто недовольство собой переходит в недовольство всем окружающим.
Подросток редко бывает объективен к происходящему!!! Чтобы быть объективным, надо иметь знания и опыт. Только когда мы вырастаем, мы можем другими глазами посмотреть на то, что сделали для нас наши родители, оправдать их в том, в чём раньше обвиняли.
Вопросы анкеты неэтичны до беспредела!
Было написано, что какая-то комиссия проверила вопросы – неправда! Не написано, кто входил в эту комиссию, нет фамилий социологов, разработавших вопросы! У детей 9-х классов даже не спрашивали письменного согласия родителей. И это при том, что до 16 лет необходимо согласие родителей на любые мероприятия!
Анкетирование дискредитирует семью и противоречит Конституции
Вопрос «кого ты опасаешься в своей семье?» подразумевает, что семья – это опасное место, источник угрозы. Подталкивает к тому, чтобы ребенок искал врагов среди родителей! Этот вопрос нарушает основные положения нашей Конституции, где сказано, что семья — наиболее благоприятное место для жизни и воспитания ребенка. Это обесценивание родителей, настраивание детей против родителей, сталкивание лбами самых близких людей. Что хорошего будет детям от такого внушения?! Ведь они не смогут тогда обратиться за помощью к родителям в трудную минуту, ведь родители будут рассматриваться ими как самые главные враги.
Время от времени детям не хватает внимания и заботы со стороны окружающих. Но это характерное состояние подростков, которое не говорит о том, что кто-то специально его обижает.
Ссоры важны, а примирение не имеет значения?
Если атмосфера недружелюбная, то это проявляется в …
Опять же, родители и дети между собой ссорятся и мирятся. Только про «мирятся», почему-то не спрашивается. Однобокий опрос. Почему не спрашивают про результаты? Миритесь потом? Кто первый подходит? Как регулируете? Т.е. очень предвзятое отношение. Если есть ссоры – значит, есть насилие?! Бред. Ссоры есть везде, где есть человеческие отношения. Весь их спектр многогранен, и часто негативные эмоции и чувства тоже нужны, чтобы разрешить тяжелую ситуацию, чтобы дать правильную оценку, чтобы защититься. Между прочим, подростки чаще всего выступают инициаторами ссор. В анкете про это ни слова. Если мы хотим помочь семье, то мы должны предлагать курсы по семьеведению, по подготовке к семейной жизни. Человек несовершенен, но это не значит, что не надо создавать семью. Здесь про помощь даже нет намека.
Призывает к ложному свидетельству
Все вопросы, связанные с тем, «а видел ли ты это в отношении других детей» — это призыв к свидетельству человека, который со стороны оценить объективно ничего не может. Его видение надо еще доказать!
Желание и настроение подростка превыше всего?
Анкета направлена на дискредитацию родителей! И учителей во вторую очередь. Поскольку направлена на школу. Она также рассматривается, как место опасности, а не образования!!
«Часто ли чувствуешь себя в школе в безопасности?»
Сталкивался ли ты с агрессией в свой адрес от милиционера, врача, другого человека?
То, что не понравится ребенку, не обязательно является агрессией. А если даже она и есть (у нас много бескультурщины), то это повод для введения закона о насилии в семье??? Или это повод для штрафа за мат, к примеру? Для поднятия культуры в обществе? Т.е. навязываемый закон не соответствует проблеме!!!
Небезопасно для психики ребёнка
В анкете муссируются вопросы на сексуальную тему подробно и некорректно муссируются. Многие дети из нормальных семей не знают такого вообще! ДЛЯ НИХ ШОК ТАКОЕ ПРОЧЕСТЬ. ЭТО ИНФОРМАЦИОННОЕ РАСТЛЕНИЕ.