Исследование: Женская красота зависит от интеллекта сильнее, чем от форм тела

rep_216_pics_rep_216_106_jpg_300x200_crop_q85

Новую концепцию женской красоты предложили социальные психологи из Ростова-на-Дону. В ходе экспериментов они доказали, что привлекательность определяют не столько внешние данные (фигура, форма глаз, цвет волос), сколько личные и социальные характеристики барышни. Об этом сообщает Expert.ru.

Внешность, оторванная от реальности

«На основании полученных результатов квартилирования и сравнения данных в группах с различными социально-демографическими показателями показано, что ядро представлений…» — из недавней статьи социального психолога Дарьи Погонцевой в журнале «Социальная психология и общество».

Вообще психологи страшные зануды. Они берут такую трогательную тему, как женская красота, и начинают ее анатомировать с помощью сложных экспериментов, хитрых вычислений и заумных терминов. Чуть ли не каждую неделю появляется сообщение об очередном открытии: «Найдена формула самого привлекательного лица», «Ученые определили, какая фигура больше привлекает мужчин» и так далее.

Вслед за экспериментальными данными появляются теории — почему, собственно, одни характеристики груди, губ и бедер воспринимаются как привлекательные, а другие — нет.

Сейчас в моде биологические объяснения. Мол, у нас в генах заложено, что са-мой привлекательной кажется та женщина, которая лучше всего приспособлена для продолжения рода. Например, большая грудь нравится мужчинам потому, что где-то на уровне подсознания им видится успешно кормящая мать-героиня. Есть альтернативные объяснения — бихевиористские, необихевиористские, когнитивистские, психоаналитические, этнометодологические и прочее.

Все эти исследования проводятся не только из любви к чистому познанию. За теорией красоты стоят вполне прикладные проб­лемы. К примеру, объемы рынков косметики, ухода за лицом и пластической хирургии исчисляются миллиардами долларов. А на прогрессивном Западе активно обсуждают влияние внешности на вынесение судебных решений и результаты политических выборов. Говорят даже о новом виде дискриминации — looking, преследовании из-за внешности.

Если упрощенно описывать классический эксперимент по изучению красоты, то выглядит он так: испытуемым показывают фотографии незнакомых людей и просят оценить их привлекательность. Детали эксперимента можно менять. Сравнивать ответы негров с высоким доходом и белых — с низким. Или выяснять, как меняется оценка при­влекательности, если перед экспериментом испытуемый выпивает сто граммов алкоголя.

В любом случае подавляющее большинство таких исследований подразумевает, что внешность человека мы оцениваем отдельно от всех остальных его параметров: характера, биографии, наших с ним отношений. Такую стерильность эксперимента, конечно, с грехом пополам можно обеспечить в университетской лаборатории. Вспоминается шутка о том, что идеальная женщина должна размещаться исключительно в вакууме, иметь температуру абсолютного нуля и шарообразную форму.

Но в реальной жизни наша психика любой объект воспринимает только в контексте. Даже примитивную геометрическую фигуру мы рассматриваем, неосознанно привлекая свои воспоминания и эмоции. Что уж говорить про такую сложную штуку, как человеческая внешность!

Главная идея исследования Погонцевой и состоит в том, что понятие красоты она связала как с внешностью, так и с характером и социальным статусом.

— Красивая женщина не может быть без внут­реннего наполнения. Обложка может быть любая, в зависимости от вкуса человека, — говорит Погонцева в интервью «Эксперту», — одному нравятся худые, другому полные. Одному брюнетки, другому блондинки. Как говорится, на каждую кастрюльку всегда найдется крышка. Поэтому у меня не получилось в конце диссертации создать портрет красивой женщины, эдакую картинку-фоторобот.

В выборке только девушки

Большинство выводов построено на опросах, проведенных только среди женщин. Как же так?! Ведь главные специалисты по женской красоте — это мужчины. А кто ж еще?

Дарью это нисколько не смущает. Она даже не говорит о стереотипах и сексуальной предвзятости самцов. Дело в первую очередь в том, что мужчины просто не могут хоть сколько-нибудь объективно оценивать женскую красоту.

— Конечно, вначале я опрашивала и мужчин, — объясняет Погонцева. — У меня были эти анкеты. Но я их не стала учитывать, потому что они противоречат сами себе. И когда потом я садилась с молодыми людьми и начинала обсуждать, почему они ответили так, а не иначе, выяснялось, что они вообще не понимают, что говорят. Почти все писали, что у красивой женщины большая грудь, широкие бедра, крупная попа и узкая талия. И при этом ее параметры должны быть 90-60-90. Но если эти 90-60-90 нарисовать, никак не получится ни большая грудь, ни узкая талия. Самое грустное, что так считают даже юноши-архитекторы, которые, по идее, в пропорциях должны разбираться…

Погонцева вздыхает. Кажется, она жалеет всю мужскую половину человечества:

— Кстати, были исследования, показавшие, что, когда женщина поправляется или худеет в пределах восьми килограммов, муж­чины этого не замечают. Вы представляете: я сброшу, допустим, семь килограмм — для меня это событие. А мужчина этого вообще не увидит. У меня во время исследования были совсем смешные ситуации. Юноша заполняет анкету, а потом поворачивается к своей девушке: «Ты ведь брюнетка, да?» А та ему с возмущением: «Ты что, с ума сошел?! Я шатенка!»

«На каждую кастрюльку всегда найдется крышка»

— Когда я начинала исследование, то опрашивала все возрастные категории: от пятилетних девочек до бабушек. И везде была одна и та же картина. Ты просишь их рассказать, что, по их мнению, означает «красивая женщина», а они тебе в ответ: «Красивая женщина… она красивая», то есть масло масляное. А после этого шли характеристики, не имеющие никакого отношения к внешности: «умная», «добрая», «заботливая», — поясняет нам Дарья Погонцева.

Это вдохновило ее на написание диссертации, посвященной комплексному изучению женской красоты. Наверное, кто-то ждал повода для очередной новости в духе «Ростовские ученые нарисовали портрет идеальной женщины». Не дождался.

Получился не портрет, а скорее набор качеств. В нем перемешаны губы, волосы, образование, руки, бедра, склонность к изменам, рост и прочие вроде бы разнородные характеристики. Но именно так мы склонны воспринимать других людей.

— Вы можете признавать, что у человека красивое лицо, красивая фигура, — продолжает Погонцева. — Но сказать «красивая Маша» вы сможете, только когда эту Машу хоть чуть-чуть узнаете как личность. Допустим, Маша склонна к предательству. Тогда, скорее всего, вы назовете ее не красивой, а, например, симпатичной. Или, как любит говорить молодежь — нормальной. «Нормальная Маша, ничего так». А вот «красивая» обладает набором внешних, внутренних и поведенческих характеристик.

В качестве упрощенной иллюстрации Погонцева приводит историю женитьбы своего деда:

— Познакомился он как-то с девушкой, проводил ее до дома. И потом стал родственникам рассказывать: дескать, красавица, ноги стройные, длинные. Наконец привел невесту в гости. И тут все видят, что ноги-то у нее совершенно кривые. Оказалось, что он их вообще не рассматривал, а представил себе исходя из общего впечатления.

В длинном списке характеристик красивой женщины все непросто. Там есть «ядро», то есть качества, которые указывались большинством респондентов независимо от их возраста и статуса. К примеру, 75% опрошенных настаивают на том, что у красивой женщины обязательно должно быть высшее образование. Статус студентки (незаконченное высшее) ассоциируется с красотой лишь у 10%, остальные варианты набрали не больше 4%. Примерно так же обстоят дела с ухоженностью лица, рук, волос, а еще с умом, пропорциональностью фигуры, харизматичностью, вежливостью, длинными ресницами и т. д.

Вокруг «ядра» разбросана «периферия». Это те характеристики, которые одни респонденты считают важными, а другие — нет. Самый яркий пример — цвет глаз и волос. Есть и такие качества, которые вообще не играют роли. 72% респондентов указали, что семейное положение женщины никак не связано для них с понятием красоты.

— Есть у нее молодой человек или муж, не имеет значения. Может, она красивая, но недавно рассталась. Или все еще ждет своего принца на белом коне. Среди тех, кого я опрашивала, этому параметру не придавали значения ни молодые, ни те, кто постарше, — рассказывает социолог.

То же самое с наличием детей. Так, 71% респондентов указал, что для них данный показатель не имеет значения, 3% — что у красивой женщины не может быть детей, 8% — что у красивой женщины есть один ребенок, 17% — что у красивой женщины двое или более детей.

Красивая женщина может вступать в различные отношения с другими людьми — от дружеских до враждебных. Она может изменять направо и налево, а может хранить верность до гроба.

— Я считала, что красивой женщине больше завидуют, — подводит итог Погонцева. — Но оказалось, что здесь показатель средний. Одни завидуют, другие нет.

BSwviskCIAAk8n9