ЦЕРКОВНОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ОБ АБОРТАХ
Не убивай.
(Исх.20:13)
… кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
(Быт.9:6)
«Дословный перевод с иврита: «Кто прольет кровь человека в человеке, того кровь прольется». Талмуд интерпретирует «кровь человека в человеке» как зародыша» // http://en.wikipedia.org/wiki/Judaism_and_abortion
И речé Госпóдь къ Моисéю, глагóля: рцы́ сынóмъ Изрáилевымъ, глагóля: áще ктó от сынóвъ Изрáилевыхъ, или́ от прибы́вшихъ пришéлцевъ во Изрáили, и́же áще дáстъ от сѣ́мене своегó молóху, смéртiю да ýмретъ: лю́дiе земли́ да побiю́тъ егó кáменiемъ: и áзъ утвержý лицé моé на человѣ́ка тогó и погублю́ егó от людíй егó, я́ко от сѣ́мене своегó дадé молóху, да оскверни́тъ святы́ню мою́ и оскверни́тъ и́мя освящéнныхъ мнѣ́. А́ще же презрѣ́нiемъ прéзрятъ тузéмцы земли́ очи́ма свои́ма от человѣ́ка тогó, внегдá дáти емý от сѣ́мене своегó молóху, éже не уби́ти егó: и утвержý лицé моé на человѣ́ка тогó и на срóдники егó, и погублю́ егó и всѣ́хъ единомы́слящихъ съ ни́мъ, éже соблуждáти емý со и́долы от людíй свои́хъ.
(Левит, 20: 1-3)
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23 а если будет вред, то отдай душу за душу…
Исх.21:22,23
(В Синодальном переводе, основанном на еврейском тексте и его западных переводах).
22 Аще же биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен (несформированный – ВП), тщетою да отщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст:
23 аще же изображен (сформированный – ВП) будет, да даст душу за душу,
24 око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 жжение за жжение, язву за язву, вред за вред.
Исх.21:22,23
(В церковно-славянской Библии, восходящей к Септуагинте, греческому переводу семидесяти толковников).
Моисей не собирается учить здесь религиозной «психологии», то есть объяснять, когда или каким образом эмбрион получает душу. Нет! Не эта его цель. Он не занимается догматическим учением, а просто говорит о наказаниях. Всю XXI-ю, равно как и XXII-ю главу, занимают предписания о наказаниях и о законах. Цель, которую преследует здесь Моисей, одна-единственная: определить критерий ответственности виновного в выкидыше, точно так же, как в этой же главе он определяет критерий ответственности убийцы или владельца совершившего убийство вола. А утверждаемый им здесь критерий — знание или незнание о беременности. А критерий этого знания или незнания — срок беременности. Какой же критерий срока беременности, критерий вещественный и неоспоримый, можно предложить? Если бы в качестве такого критерия было предложено не вещественное доказательство, а временной срок, и, к примеру, говорили бы: «пятый или шестой месяц», потерпевшая женщина легко могла бы солгать перед судом, что она находилась на таком-то месяце — и опровергнуть ее было бы невозможно. Поэтому в качестве критерия Моисей устанавливает сам плод: он «сформировался», его органы окончательно определились? Тогда преступник действовал явно, зная о беременности, а значит, и об опасности выкидыша; поэтому он повинен смерти. Плод не был «оформлен»? Тогда преступник не знал о беременности, равно как и об опасности для носимого во чреве плода. Поэтому он будет наказан только штрафом, «какой наложит на него муж той женщины», то есть отец плода, и какой будет определен судом.
Архимандрит Епифаний Феодоропулос «Церковь о добрачных связях и абортах»
http://www.wco.ru/biblio/books/epifan1/main.htm
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:19-21)
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
(Откр.21:8)
Часто утверждается, что Библия нигде не запрещает аборты напрямую. Между тем в Библии есть как минимум два места, которые вызывают большие сомнения в подобной аргументации. При написании в 55 г. послания христианам в Галатии св. апостол Павел составил список грехов (Гал.5:20). Один из упомянутых грехов – pharmakeia (фармакейя), составление и применение снадобий. Обычно это слово переводиться как «волшебство», «чародеяния» потому, что снадобья чаще всего делались в контексте колдовства. Тем не менее, вполне вероятно, что когда Павел использовал слово «pharmakeia» в Послании к Галатам, он имел в виду практику абортов потому, что применение медицинских снадобий было общепринятым для производства абортов у Греко-Римлян. Этот аргумент подтверждает еще одно свидетельство Нового Завета. В Откровении 21, 8, где апостол Иоанн осуждает «любодеев», вслед за этим словом идет во множественном числе слово «pharmakois», явно по причине того, что сексуальная распущенность часто ведет к абортированию нежелательной беременности.
Слово «pharmakeia» (pharmakon), как оно используется св. Павлом в Послании к Галатам и св. Иоанном в Откровении вполне вероятно относиться к практике абортов, что подтверждают небиблейские литературные источники как языческие, так и христианские. Язычник Плутарх (46 – 120 гг. по Р.Х.) использует слово «pharmakeia», чтобы отметить, что снадобья главным образом использовались для контрацепции и абортов (Ромул 22, Параллельные жизнеописания). Ранний христианский документ «Дидахе», говорит о запрещении абортов и в повествовании использует фразу «ou pharmakeuseis» (не используй снадобий, «не отравляй» в рус. переводе). За ней сразу следуют слова «ou pharmakeuseis teknon en phthora» (не умертвляй ребенка абортом, «не умерщвляй дитяти в зародыше» в рус. переводе). Таким образом, в этом отрывке видится связь снадобья (лекарства, яда) с убийством нерожденного ребенка. Климент Александрийский (155 – 215 гг.), ранний влиятельный учитель Церкви, определяет «pharrnakeia» как абортивное средство. Порицая женщин, которые скрывают свои грехи прелюбодеяния, он связывает аборт (phthora) с приемом снадобий (pharrnakois). Примерно в это же время (около 190 г.) Минуций Феликс, римский адвокат и апологет христианства, заявляет: «Есть женщины, которые медицинскими зельями уничтожают в утробах и совершают детоубийство потомков еще не рожденных». Примерно через 200 лет (в 375 г.) свт. Амвросий писал, что снадобья используются богатыми женщинами для убийства плодов их утроб. Также св. Иероним сокрушался около 384 г., что многие женщины практикуют аборт, применяя «лекарства». А в конце 5-го века в одной из своих проповедей Цезарий из Арля говорил: «Никакая женщина не должна использовать лекарства для производства аборта». В другой проповеди он опять осуждает аборты, и вновь связывает их с приемом фармацевтических микстур (снадобий по лат.). Св. Василий Кесарийский, епископ второй половины 4-го столетия утверждает: «Дающие врачевство (pharrnakeia) для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы».
Schmid, Alvin. Under the Influence: How Christianity Transformed Civilization.
http://www.mtio.com/articles/bissar53.htm
Против чего говорит Ап. – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (φανερά δέ εστιν). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. Откр.21:8; Втор.18:10: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей»).
Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Послание Святого Апостола Павла к Галатам, 5. // http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_66=5
Не убивай, не прелюбодействуй, не соблазняй детей, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего.
Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахи) // http://www.agioskanon.ru/didahi/001.htm
VI. /I/ Петр сказал:
— Не убивай, не прелюбодействуй, не развратничай, не растлевай детей, не кради, не занимайся волшебством и чародейством, не умерщвляй [в зародыше] чада погубленном и не убивай уже родившегося, не желай ничего, принадлежащего ближнему твоему…
Каноны святых Апостолов. // http://www.agioskanon.ru/kanon_apostol/001.htm
Анкирский собор. Правило 21.
Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным.
(Трул. 91; Василия Вел. 2, 8).
Некоторые несчастные женщины (какие, к сожалению, встречаются и ныне), тайно живущие с кем-либо в блуде и от этого забеременевшие, опасаясь, чтобы последнее не обнаружилось, и желая охранить себя от позора, старались убить во чреве плод (τα έμβρυα, foetum), стягивая живот разными путами или же приготовляя и принимая какие-либо лекарства (φάρμακα τίνα), повреждающие и убивающие плод. Относительно таких женщин еще до этого собора было определение (ορός), в силу которого они не могли удостаиваться святого причастия до самой смерти. По мнению западных комментаторов, таким постановлением является 63 правило эльвирского собора 306 года, хотя по этому правилу подобные грешницы не могли удостоиться святого причащения даже и в час смертный (nec in fmem dandam esse communio-nem); последнее противоречило бы между прочим предписанию 6 правила этого собора и 13 правилу I вселенского собора, по которым «находящийся при исходе от жития не лишается последнего и потребнейшего напутствия.» Впрочем, упомянутое определение (ορός) во всяком случае существовало в церковной практике и ему, как говорит правило, вообще следовали. Отцы этого собора, желая быть в данном случае снисходительнее, хотя и считают такой поступок намеренным убийством, за которое виновный лишается причащения до конца жизни (анкир. 22), тем не менее предписывают подвергнуть подобную грешницу десятилетнему покаянию, после чего разрешают допустить ее к святому причащению. Причину подобной снисходительности отцов Анкирского собора Василий Великий в своем 2 правиле объясняет тем, что женщина, старающаяся умертвить плод, подвергает и саму себя опасности, и от подобных попыток женщины по большей части умирают.
Подобной же епитимии подвергается и женщина, дающая другой лекарства для того, чтобы произвести выкидыш (73 прав. при требнике).
Епископ Никодим Милош. Правила Поместных Соборов с толкованиями. http://azbyka.ru/dictionary/10/milosh_pravila_pomestnyh_soborov-all.shtml#3994
91. Жен, дающих врачевства, производящих недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы.
Зонара. Женщины, когда тайно с кем либо совокупятся и сделаются беременны, дабы не быть узнанными, пьют некоторые зелья, которыми повреждают зачатые плоды, и таким образом выкидывают их мертвыми. Итак, правило присуждает к епитимии, назначенной для убийц, – тех женщин, которые дают подобные зелья, и тех, которые принимают. И справедливо; ибо таковыя убивают не только зачатые плоды, но иногда и самих беременных, о чем говорит и Великий Василий во втором правиле. А 21-е правило анкирского собора отлучает таковых женщин на десять лет.
Аристен. И дающий и принимающая врачевства, производящия недоношение плода во чреве – человекоубийцы.
Подлежат епитимии убийцы и те, которые принимают зелья, умервщляющия плод, и те, которые доставляют им таковыя.
Вальсамон. Правило одинаково наказывает епитимиею убийц тех женщин, которые дают истребительные зелья для умерщвления зачатого плода и тех, которые принимают их. И правило такою епитимиею наказывает их; виды епитимий найдешь во втором правиле святого Василия и в 21-м правиле анкирского собора; а первая глава 39-го титула 60-й книги (Василик) говорит буквально следующее: «закону о человекоубийцах подлежит тот, кто убивает человека и кто злонамеренно производит пожар, или кто для убийства, или воровства ходит с оружием, и кто, будучи главою управления или народного судилища, употребил старание, чтобы кто-нибудь был ложно обвинен, или невинно осужден и кто приготовил или дал зелье для умерщвления». В главе 3-й подвергаются закону о человекоубийцах: – кто составляет, или продает, или имеет зелье для умерщвления человека. Но есть зелья, приносящие здоровье, и так называемые любовные: кто приготовляет любовные зелья, должен быть подвергнут ссылке, – по отобрании у него в казну имущества; ссылке же подвергается и тот, кто и не с злым умыслом даст женщине зелья для зачатия, если она, принявши, умрет. И 3-е положение той же главы говорит в начале: «подлежит закону о человекоубийцах и продавец зелий, который без разбору отпускает зелье, или саламандру, или аконит, или питиокампу, или вуврост, или мандрагору, или кантариды». И 4-е положение: наказание человекоубийцам, если они знатные, ссылка и полное лишение имущества, а если бедные, предание мечу и зверям. Таковы постановления древнего закона и правил. Но были изданы относительно убийц – невольных и вольных различные новеллы императором господином Константином Порфирородным и боговенчанным и святым самодержцем нашим господином Еммануилом Комнином, сущность которых мы обозрели в правилах Василия Великого об убийцах. Может быть спросит кто-нибудь: за то только, что дал кто-нибудь женщине врачество, производящее недоношение плода во чреве, он будет подлежать наказанию убийц, или нужно, чтобы было и исполнение, то есть, убийство? Решение. Помещенная выше 3-я глава 39-го титула 60-й книги (Василик) определяет, чтобы наказываем был, как убийца, не тот только, кто даст убийственное зелье, но и кто имеет что либо такое. А 2-е положение 1-й главы того же титула и книги говорит: кто имел намерение убить, хотя бы не убил, но ранил, есть убийца; но кто не хотел убить, хотя бы и убил, не есть убийца; намерение же узнается по орудию, которым нанесен удар. Впрочем правила Василия Великого наказывают как убийцу и того, кто невольно убил, – как бы это ни случилось, вопреки смыслу этого закона и вопреки 6-му положению 3-й главы 39-го титула 60-й книги (Василик), где говорится так: закон о человекоубийцах преследует злой умысел, а не великую небрежность. Почему, если бы кто убил кто-нибудь, бросившись с высоты сам, или бросивши ветвь с дерева, не подлежит настоящему закону. Впрочем 31-я новелла императора господина Льва Философа дает мужу право расторгать брак с его женою, если она намеренно выкидывает его семя.
Славянская кормчая. Убийцы суть, детогубная зелия дающии. И дающии и приемлющии детогубная зелия, убийцы суть.
Толкование. Разбойническому запрещению повинны суть таковые жены, яже вземлют отравления, да уморят младенцы сущыя во чреве их: и дающии им таковая, туюжде казнь приемлют.
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Вселенские Соборы. Шестой Вселенский Собор
Глава 28-я
– о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода
91-е правило VI Вселенского Собора повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают, или другим дают врачества для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенной в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят исамих себя.
А 21-е правило собора Анкирского – хотя прежнее, говорит, определение принимающих детогубительные отравы удалило от общения до кончины, но мы, делая нечто более человеколюбивое, определили, что достаточно для них на покаяние десятилетнего времени.
И 2-е правило Василия Великого определяет таковым (женщинам) ту же меру десятилетия и полагает, что врачевание зависит не столько от времени, сколько от образа покаяния. А поелику Моисеев закон – когда извержен был плод, еще не получивший своего вида – требовал выкупа ценою, а при выкиде плода, уже образовавшегося, подвергал суду человекоубийцы, повелевая умерщвлять ударившего жену (Исх.21:22, 23), то святой (отец), упомянув о сем, говорит: различения мы не имеем, получил ли определенный вид извергаемый плод или не получил, ибо мы не требуем выкупа, но судим как убийцу сделавшую это, с одной стороны, за истребление плода, с другой стороны –за пренебрежение собой, ибо случается, что иногда погибает и она вместе с плодом. Ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, потом начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы. В конце же 8-го правила Василий Великий говорит: «И дающие, и принимающие детоубийственные отравы причисляются к вольным убийцам. Полагает же здесь таковым в епитимию десятилетие как за невольное убийство, я думаю, потому, что носимое в утробе еще не существует в природе, и потому, что она решилась на убийство не по бесчеловечному расположению, но по причине стыда или необыкновенного страха перед родителями, может быть, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью.
Законы
Намеренно извергшая временно ссылается.
А новелла императора Льва Мудрого дает право мужу расторгать брак со своей женой, намеренно извергающей его семя.
Давший питье, способствующее извержению плода, если он низкого состояния, осуждается на работу в рудниках; а если знатный, ссылается с временным лишением имущества, а крайнему наказанию (смертной казни) подвергается в том случае, если кто-либо умрет от сего извержению содействующего средства, хотя бы он дал и без злого умысла.
Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма
http://azbyka.ru/otechnik/?Matfej_Vlastar/Alfavitnaia_Sintagma=3_28
2. Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного — у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния.
Ср. 6 Всел. 91; Анкир. 21; Василия Вел. 8.
8. … и дающие врачевство для извержения зачатого в утробе есть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы.
Правила Святого Василия Великого http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html
О женах.
От жен вопрошати, еда не ношаху ли отрав, за еже не сотворити отрочати, или аще кая не напоила ли ложесн, еже не зачати, или яде былие, или пресытися и изверже отроча самохотне. и егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убиица есть, и запрещается, яко убиица.
Аще же неволею по нужде некоей изверже детищь свой, едино лето да не причастится, а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле.
Такожде и обвития. сиречь, шолки, или конуры, аще на дети своя, или на животная возлагают, или проходят чародейства.
Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и к тому дети не раждает, яко убиица запрещается.
Аще же волшебствова, да весть кое детище родит, или да познает что от недоведомых, шесть лет да не причастится, по шестьдесятому правилу, шестаго собора.
Такожде, и елицы держат хранительная или волшебствуют бобом, или иным волхованми, или творят усерязи детем своим в великии четверток, изветом еже живым быти им.
Вопрошает же и о иных гресех, блуда, и волшебства, и малакии, и татьбы, яко и мужей, а наипаче чрез естество со своими мужи не падошалися.
Аще же исходатаила кому блуд, и та яки блудница запрещается. елико же время не причащаются, ниже просфиры да месят. точию да призывают иныя чистыя, яже причащаются, и сия да месят.
Правило 63.
В течении сущи жена, сиречь обычная си имущи, не причащается, и в день Пасхи, донележе очистится. ниже входит в церковь до 7 дний. ниже смешается с мужем своим, донележе очистится, по святому Иоанну Постнику. в иное же время друг друга не лишает, по апостолу, точию во время причастия, и анафоры [доры] в неделях, и в нарочитыя праздники и то по согласию.
Правило 67.
Аще чие отроча нерадения ради умрет не крещено, три лета сицевыи да не причастится, и на всяк день да творит поклонов двесте. и да постится. понедельник, среду и пяток. Аще ли текут к священнику, а священник небрежет, грех есть священнику, и томужде канону подлежит.
Номоканон при большом требнике http://krotov.info/acts/17/1/1625nomokanon.htm
АБОРТ (άμβλωσις), как правило, был мотивирован незаконным зачатием, практиковался в Византии, но осуждался и имперским законодательством и церковными канонами. ДИГЕСТЫ Юстиниана включали выдержки из раннего римского права, осуждавшие эту практику; наказанию подлежали и те, кто изготовлял абортивные снадобья и женщины, делавшие аборт. Однако, использование абортивных средств сохранялось особенно среди проституток. Согласно скандальным сообщениям ПРОКОПИЯ о молодой ФЕОДОРЕ (SH 17.16), ингредиенты для этих препаратов были хорошо известны и легко доступны в VI в. Штыри для производства абортов хранятся в коллекциях римских ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ. Аэций Амидский записывает рецепты абортивных препаратов в своей 16-й Серме (ed. S. Zervos, Aetios: Peri tou en metm pathom [Leipzig 1901] 18-22). ЗОНАРА упоминает использование веса для сжатия живота (Rhalles-Potles, Синтагма 3:63 F). В XIV в. цена абортивного препарата составляла пять гиперпиронов, плащ, и стеклянную вазу (MM 1 :548.25-26). Примечательно, что в VI в. византийская медицинская мысль считала, что аборт невозможен после того, как плод обретет «человеческую форму». Аэций пишет, что абортивные препараты должны использоваться только в третьем месяце беременности. Гражданское и каноническое право, однако, и общественное мнение приравнивали аборт к убийству в независимости от возраста эмбриона. (См. также КОНТРАЦЕПЦИЯ.)
Литература: C. Cupane, E. lfislinger, “Bemerkungen zur Abtreibung in Byzanz,”_]OB 35 (1985) 21-49. S. Troianos, “He amblose sto byzantino dikaio,» Byzantiaka 4 (1984) 171-89. M.-H. Congourdeau, “Un proces d’avortement au 14e siecle,” REB 40 (1982) 103-15.
—].S., A.M.T.
The Oxford Dictionary of Byzantium. New York – Oxford. Oxford University Press. 1991
Оксфордский Византийский словарь // http://www.staropomor.ru/Bogoslovie%284%29/odb.html
8. Ульпиан в 33-й книге «Комментариев к эдикту». Если станет известно, что женщина употребила насилие против своего чрева, чтобы вытравить плод, то наместник провинции удалит ее в изгнание.
Дигесты Юстиниана. Книга сорок восьмая. http://digestaiust.narod.ru/48.html
Домиций Ульпиан (лат. Domitius Ulpianus, 170 — 223) — один из выдающихся римских юристов. Значение Ульпиана, как юриста, было велико. В кодексе Юстиниана к его имени прилагаются эпитеты summi ingenii vir, vir prudentissimus (например 1, § 59 С VI, 51, II С. IX, 41 и т. д.); законом 426 г. он был включён в число тех пяти юристов (Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел и Модестин), responsa которых были обязательны для судей. До нас дошли 29 титулов его книги «Liber singularis regularum» — учебника, написанного, по-видимому, по тому же плану, как и «Институции» Гая. В Дигестах много фрагментов Ульпиана по самым разнообразным юридическим вопросам. Совокупность их (2462) составляет около трети всего содержания Пандект; по количеству выписок из его сочинений Ульпиан занимает здесь первое место.
Дающий абортивное средство (poculum abortionis) приговаривается к работе на рудниках или к ссылке с потерей части имущества. В случае смерти женщины от аборта приговаривается к смертной казни.
Павел. Цит. по John R. Connery, S.J. The Ancients and the Medievals on Abortion: The Consensus the Court Ignored Horan // Dennis J; Grant, Edward R.; and Cunningham, Paige C, eds. Abortion and the Constitution: Reversing Roe v. Wade Through the Courts. Washington, DC: Georgetown University Press, 1987, с. 128 https://www.dropbox.com/s/ttt1y5for9tc3cb/Ancients_and_Medievals_on_Abortion.pdf
Юлий Павел (лат. Julius Paulus, греч. ο Ιούλιος Παύλος) — древнеримский юрист III века (годы рождения и смерти неизвестны). Является одним из самых известных древнеримских правоведов. Часто именуется только по второму имени — Павел. Иногда с уважительным прозвищем Prudentissimus (лат. prudentia — предвидение, мудрость, благоразумие). В 426 году по указанию императора Валентиниана III в Западной Римской империи работам Павла была придана обязательная юридическая сила. Они стали иметь силу закона. В последующем извлечения из работ Павла составили примерно 1/6 часть Дигест.
36. Если жена вступила в связь и забеременела и принимает меры против своей беременности, чтобы вытравить плод, да будет она высечена и изгнана.
Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ecloga.htm
ЭКЛОГА (от гр. ekloge — отбор) — византийский законодательный свод, изданный 31.03.726 г. императором Львом III Исавром. Представляет собой краткую компиляцию Кодекса Юстиниана; восстанавливает сохранившие практическое значение нормы законодательства Юстиниана, частично включает правовые акты последующих императоров и некоторые новые законоположения. В Э. отражены тенденции к усилению института частной собственности (что выразилось в значительной дифференциации наказаний за посягательство на нее) и к централизации управления (отмечалась необходимость введения регулярного жалованья для судей и повышалась их ответственность за взяточничество). Были сокращены поводы к разводу, увеличены имущественные права женщин. Упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Э. послужила источником законотворчества у некоторых славянских народов в средние века, напр., Закон судный людем (см.: Советская историческая энциклопедия. Т. 16. — М., 1976).
26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися.
Соборное уложение 1649 г. Глава XXII. Ст. 26. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961// http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm
А смертные казни женскому полу бывают: за богохулство ж и за церковную татьбу, за содомское дело жгут живых, за чаровство и за убойство отсекают головы, за погубление детей и за иные такие ж злые дела живых закопывают в землю, по титки, с руками вместе и отоптывают ногами, и от того умирают того ж дни или на другой и на третей день, а за царское бесчестье указ бывает таков же что мужскому полу. А которые люди воруют з чужими женами и з девками, и как их изымают, и того ж дни или на иной день обеих мужика и жонку, кто б каков ни был, водя по торгом и по улицам вместе нагих бьют кнутом.
О России, в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. Издание археографической комиссии. СПб., 1859. С. 96 // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm#734
Для сравнения:
А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».
А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет».
Соборное уложение 1649 г. Глава XXII. Ст. 3, 14 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/22.htm
4 ноября 1715 г. царь Петр I издает указ от об устройстве при церквях в Москве и других городах гошпиталей по примеру «боготщательного и душеспасительного смотрения» преосвященного Иова митрополита Новгородского «для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно, и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождают, и умертвляются». «И для того объявить указ, чтобы таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно, через какое закрытие, дабы приносящих лица было не видно. А ежели такие незаконнорождающиеся явятся в умещвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертью».
Семевский М. И. Фрейлина Гамильтон // Отечественные записки. 1860, т. CXXXII, № 9, с. 260 – 261. //
https://www.dropbox.com/s/a3f3qt71zjorru2/gamilton_otechessv_zapiski_1860_9.pdf
В 1719 г. за плодоизгнание и детоубийство зачатых от блудного сожительства детей была обезглавлена фрейлина императрицы Екатерины I Мария Даниловна Гамильтон (Гамонтова). За фрейлину заступались высшие чиновники и обе царицы — Екатерина Алексеевна и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна, но безрезультатно. Историки сообщают о якобы имевшем месте разговоре Петра I и Прасковьи Федоровны.
« — Чей закон есть на таковые злодеяния?
— Вначале Божий, а потом государев, отвечала Прасковья.
— Что же именно законы сии повелевают? Не то ли, что «проливаяй кровь человеческую, да прольется и его?»
Царица должна была согласиться с тем, что за смерть – смерть.
— А когда так, сказал Петр: — поразсуди невестушка: ежили тяжко мне закон отца или деда моего нарушить, то коль тягчае закон Божий уничтожить? Я не хочу быть ни Саулом, ни Ахавом, продолжал царь, обращаясь к министрам, которые неразсудною милостию закон Божий преступя, погибли телом и душею; и если вы имеете смелость, то возьмите на души свои сие дело и решите, как хотите, я спорить не буду».
Семевский М. И. Указ. соч. с. 300.
По преданию присутствовавший на казни Петр, поднял отрубленную голову и поцеловал её. Затем, объяснив присутствующим анатомическое строение этой части человеческого тела, поцеловал её ещё раз, перекрестился, бросил голову на землю и уехал. По его приказу голова Марии Гамильтон якобы была заспиртована и хранилась в Кунсткамере, пока не была похоронена уже при Екатерине II.
Там же. с. 302, 304.
Позже законодательство Российской империи, отменяет смертную казнь за плодоизгнание, как и за остальные виды смертоубийства, наказывает аборты лишением всех прав состояния, ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири, наказанием плетьми через палачей по закону не изъятых от наказаний телесных, каторжными работами и клеймением при отягчающих обстоятельствах.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года Российской империи. СПб. 1845, с. 747, 748 Факсимиле статей //
https://www.dropbox.com/s/m7ctmzh2kpjdotf/abort_ulozhenie_o_nakazaniyakh_1845.pdf
После реформ императора Александра II отменяются наказание плетьми и клеймение, но остаются лишение всех прав состояния, ссылка на поселение в отдаленнейшие места Сибири, каторжные работы при отягчающих обстоятельствах.
По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года Российской империи виновный в преступном плодоизгнании (ст. 1462) подвергается лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири, если произвел выкидыш (В.) с ведома и согласия самой матери; если же В. произведен без ведома и согласия последней, то наказание усиливается и виновный подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на заводы — от 4 до 6 лет. Если от производства В. наносится женщине тяжкое повреждение в здоровье, то виновный приговаривается в каторгу на 6 — 8 лет, а в случае смерти беременной — на 8 — 10 лет (ст. 1461). Наказание еще увеличивается, если в производстве В. с преступною целью изобличены лица медицинского персонала: врач, фельдшер, повивальная бабка, фармацевт (ст. 1463).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами). //
http://www.vehi.net/brokgauz/all/023/23939.shtml
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. — СПб, 1886, 714 с.
Факсимиле статей Уложения 1885 г.
https://www.dropbox.com/s/rtfhpvki3r96pn5/abort_ulozhenie_o_nakazaniyakh_1885.pdf
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРКОМЗДРАВА И НАРКОМЮСТА РСФСР
«Об охране здоровья женщины»
За последние десятилетия как на Западе, так и у нас возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности.
Законодательства всех стран борются с этим злом путем наказаний как для женщины, решившийся на выкидыш, так и для врача, его произведшего.
Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел.
В результате до 50% женщин заболевают от заражения и до 4% из них умирают.
Рабоче-крестьянское правительство учитывает все зло этого явления для коллектива. Путем укрепления социалистического строя и агитации против абортов среди масс трудящегося женского населения, оно борется с этим злом и, широко осуществляя принципы Охраны Материнства и Младенчества, предвидит постепенное исчезновение этого явления.
Но пока моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию, Наркомздрав и Наркомюст, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников, и считая метод репрессий в этой области абсолютно не достигающим цели, постановляют:
I Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность.
II Абсолютно запрещается производство этой операции, кому бы то ни было, кроме врача.
III Виновные в производстве этой операции акушерка или бабка лишаются права практики и предаются народному суду.
IV Врач произведший операцию плодоизгнания в порядке частной практики с корыстной целью, также предается суду.
Наркомздрава Н. Семашко
Наркомюста Д. Курский
Москва. 18 ноября 1920 г.
Известия ВЦИК №259 (1106)от 18.11.1920 г., стр.2. Раздел. Действия и распоряжения правительства.// http://nashdom-csp.ru/zakonodatelstvo-proshlix-let
Статьи Уголовного кодекса РСФСР после сталинского запрета абортов в 1936 г.:
Ст. 140. Производство абортов в больнице или родильном доме, кроме случаев, когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей, — влечет для производящего аборт врача тюремное заключение на срок от одного года до двух лет. (Эта часть отменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов»).
Производство абортов вне больниц или родильных домов, во всех случаях, влечет для производящего аборт врача то же наказание.
Производство абортов в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования, — тюремное заключение на срок не ниже трех лет.
140-а. Понуждение женщины к производству аборта — тюремное заключение на срок до двух лет.
140-б. Производство аборта, кроме случаев, когда это разрешается законом, влечет для самой беременной женщины в первый раз — общественное порицание, а при повторном нарушении — штраф до 300 рублей. (Отменена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 2 сентября 1954 года).
Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1937 «Об изменении действующего законодательства РСФСР в связи с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=14243.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР №334
Об отмене уголовной ответственности беременных женщин за производство аборта
1. Отменить уголовную ответственность в отношении беременных женщин, производящих себе аборт, установленную статьей 4-й Постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 27 июня 1936 года, сохранив установленную этим постановление уголовную ответственность лиц, производящих незаконные аборты, и лиц, понуждающих женщин к производству аборта.
2. Предложить Президиумам Верховных Советов союзных республик привести уголовное законодательство в соответствии с данным Указом.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. ВОРОШИЛОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. ПЕГОВ.
Москва, Кремль, 5 августа 1954 г.
Ведомости Верховного Совета СССР №15 (804) от 17.08.1954 г.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР № 425
Об отмене запрещения абортов
Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин, активно участвующих во всех областях народнохозяйственной жизни страны, позволяют в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке.
Снижение числа абортов может впредь обеспечено путем дальнейшего расширения государственных мер поощрения материнства, а также мер воспитательного и разъяснительного характера.
Отмена запрещения абортов также даст возможность устранить большой вред, причиняемый здоровью женщины абортами, производимыми вне лечебных учреждений и часто невежественными лицами.
В целях предоставления женщине возможности самой решать вопрос о материнстве, а также предупреждение вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить статью 1 Постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. о запрещении абортов.
2. Производство операции искусственного прерывания беременности допустить только в больницах и других лечебных учреждениях согласно инструкции Министра здравоохранения СССР.
3. Сохранить установленную уголовную ответственность как врачей, так и лиц, не имеющих специального медицинского образования, производящих аборты вне больниц и других лечебных учреждений.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. ВОРОШИЛОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Н. ПЕГОВ.
Москва, Кремль, 23 ноября 1955 г.
Ведомости Верховного Совета СССР №22(840) от 29.11.1955 г.// http://nashdom-csp.ru/zakonodatelstvo-proshlix-let
Статья 116. Незаконное производство аборта
Незаконное производство аборта врачом — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда, или лишением права заниматься врачебной деятельностью.
Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные неоднократно или повлекшие за собой смерть потерпевшей или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 03.12.82, Закона РФ от 20.10.92 N 3692-1 — Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 49, ст. 1821; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 47, ст. 2664)
Гл. 3, «Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) {КонсультантПлюс} // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=8627
Статья 56. Искусственное прерывание беременности
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.
4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html
Установить, что социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 (Изнасилование) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановление правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» // http://www.rg.ru/2012/02/15/98-dok.html
Аборты оплачивают все налогоплательщики, у независимости от их религиозных и нравственных убеждений:
Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html
6. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:
19) беременность, роды, послеродовой период и аборты;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html
В рамках Программы бесплатно предоставляются: <…>
Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах), а также включает проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению) заболеваний.
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случае заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная (за исключением высокотехнологичной) медицинская помощь, а также осуществляется обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
беременность, роды, послеродовой период и аборты;
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год http://www.ncagip.ru/medical-services/help/state_guarantees.php
Статья 123. Незаконное производство аборта
1. Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
2. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)
3. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).
Уголовный кодекс Российской Федерации. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=136634;dst=0;ts=2B74C5D97E9AA3190EA86ADF1A0BD697;ts=69D201F3E6BD373C6584971EA4553669