Новый законопроект “О здравоохранении”: риски сохраняются

21432F2A-C849-4624-9FE5-F903B73586F5_w640_r1_s_cx0_cy3_cw0

Татьяна Тарасевич, главный  редактор портала Pro-life.by

Новый законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» готовится к рассмотрению в первом чтении в Палате представителей. Как сообщил председатель постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Александр Цецохо, предлагается установить обязанность организаций здравоохранения создавать условия для предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности; рассматривается вопрос введения периода ожидания от момента подачи заявления о намерении искусственно прервать беременность до момента проведения аборта. Законопроектом также закрепляется право врача-специалиста на отказ от проведения искусственного прерывания беременности.

Показатель абортов в Беларуси является одним из самых высоких в мире, что отражается на общем уровне рождаемости, который определяется суммарным коэффициентом рождаемости 1,6 ребенка на женщину фертильного возраста, что гораздо меньше 2,1 ребенка, необходимых для поддержания нынешнего количества населения. Уровень рождаемости является большой проблемой в Беларуси, не смотря на все усилия и попытки остановить резкое сокращения населения. С января по июль текущего года численность населения Беларуси сократилась на 4 тысячи человек.

Нововведения законопроекта направлены на две категории людей, потенциально сопричастных с абортом: беременная женщина и врач. Новый законопроект не допускает существования ребенка до рождения, не учитывает и не гарантирует его права на жизнь.

Парламентарии пошли по пути наименьшего приложения усилий и продублировали предполагаемые изменения по аналогии с законом Российской Федерации. Но, как показывает российский опыт, необходимый период ожидания соблюдается далеко не всегда.

Консультирование беременных женщин в трудной жизненной ситуации доказало свою эффективность: до 30% приходящих на беседу с психологом потенциально готовы сохранить беременность. Однако кто будет готовить специалистов-консультантов остается неясным. В Минске в рамках осуществления проекта доабортного консультирования в шести женских консультациях подготовку проводило ОБО «Центр защиты материнства «Матуля». Возьмет ли на себя Минздрав обучение и подготовку специалистов, ориентированных именно на сохранение беременности или просто заполнит ставки случайными людьми, вопрос остается открытым. При нынешней абортивно ориентированной медицине не стоит ожидать значительных результатов, поскольку в центе внимания, увы, не беременность и не сохранение жизни матери и ребенка.

Что касается права врача на отказ от проведения аборта, то и здесь нас ожидает «белорусская специфика». В ответ на запрос о внесении изменений в законопроект было получено письмо от председателя постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Александра Цецохо (№ 14-16/1810 от 10.07.2013). В ответе, кроме заявленного права врача-специалиста на отказ от проведения  искусственного прерывания беременности, говорится: «Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» предусмотрено  право медицинских работников на повышение квалификации и переподготовку за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств нанимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Указанное право позволяет медицинским работникам в последующем работать  по иной специальности, не связанной с осуществлением  функций, несовместимых с морально-этическими убеждениями».

Таким образом, парламентарий признает, что в медицине существуют специальности и функции, несовместимые с морально-этическими убеждениями. Но вместо того, чтобы внести изменения, основанные на морально-этических принципах и вернуть в медицину ценность человеческой жизни, законопроект предлагает специалисту найти для себя другую приемлемую этическую нишу, которых в здравоохранении становится все меньше. Но и это еще не все. Недвусмысленное указание на возможность переподготовки с большой долей вероятности приведет к прессингу врачей со стороны администрации, и, как следствие, к депортации лучших специалистов из акушерства и гинекологии. Уже сейчас многие врачи предпочитают вести только профосмотры, переходят в смежные специальности или в образование, чтобы не делать аборты. И даже декларируемое право на отказ от проведения аборта не исключает дискриминации врачей по религиозным и моральным убеждениям.

Кроме того, аборты в здравоохранении (!) не позволяют развиваться ряду медицинских направлений, например перинатальной хирургии, поскольку любая выявленная патология внутриутробного развития является показанием к прерыванию жизни ребенка.

В письме говорится: «Также не представляется возможным внести изменения в статью 9 Закона о здравоохранении в части наделения местных исполнительных  и распорядительных органов  полномочиями по обеспечению оказания  организациями  здравоохранения духовной и психологической помощи пациентам с привлечением  представителей традиционных вероисповеданий».

Вместе с тем, в статье 1 «Закона  о здравоохранении» дается определение понятия «здоровья» как  состояния  полного физического, духовного и  социального благополучия человека, а не только отсутствия заболеваний. Но кто же будет заботиться о духовном благополучии, если представителям традиционных вероисповеданий такой возможности не предоставляется? Вероятно, эту сторону здоровья отечественное здравоохранение собирается игнорировать.

Новый законопроект оставляет множество ситуаций в здравоохранении незавершенными. Вероятнее всего, нас ожидает еще большее количество проблемных вопросов после его принятия. И это неизбежно, если закон не опирается на фундаментальную истину безусловной ценности человеческой жизни, а создается на основе интересов и предпочтений отдельных групп.

Работа над новым законопроектом ведется уже более года. За это время в Палату представителей было направлено множество обращений и предложений от граждан страны, общественных организаций, Белорусской Православной Церкви и Минско-Могилевской Римо-Католической Архиепархии. Парламентарии подтвердили, что большинство предложений касалось абортов.

Речь идет не о 27 статье Закона, речь идет о детях. Проблему массового уничтожения детей в абортах не решить только политическими средствами. Но именно законодательные механизмы являются самыми действенными для принятия нового подхода в защиту жизни в обществе и формирования нового типа сознания, ориентированного на жизнь. У нас был шанс изменить ситуацию. Подождем результатов осенней сессии Парламента.