Взгляд на аборты из истории христианства

17a742ba3552t2000 лет истории христианство твердо и последовательно отстаивает свою позицию по этому важному вопросу. Аборт – это несправедливое и намеренное убийство невинного живого существа. Поэтому это страшный и ужасный грех.

При написании в 55 г. послания христианам в Галатии св. апостол Павел составил список грехов (Гал.5:20). Один из упомянутых грехов – pharmakeia (фармакейя), составление и применение снадобий. Обычно это слово переводиться как «волшебство», «чародеяния» потому, что снадобья чаще всего делались в контексте колдовства. Тем не менее, вполне вероятно, что когда Павел использовал слово «pharmakeia» в Послании к Галатам, он имел в виду практику абортов потому, что применение медицинских снадобий было общепринятым для производства абортов у Греко-Римлян. Этот аргумент подтверждает еще одно свидетельство Нового Завета. В Откровении 21, 8, где апостол Иоанн осуждает «любодеев», вслед за этим словом идет во множественном числе слово «pharmakois», явно по причине того, что сексуальная распущенность часто ведет к абортированию нежелательной беременности.

Ранний христианский документ «Дидахе», говорит о запрещении абортов и в повествовании использует фразу «ou pharmakeuseis» (не используй снадобий, «не отравляй» в рус. переводе). За ней сразу следуют слова «ou pharmakeuseis teknon en phthora» («не умерщвляй дитяти в зародыше» в рус. переводе). Таким образом, в этом отрывке видится связь снадобья (лекарства, яда) с убийством нерожденного ребенка. Климент Александрийский  (155 – 215 гг.), ранний влиятельный учитель Церкви, определяет «pharrnakeia» как абортивное средство. Порицая женщин, которые скрывают свои грехи прелюбодеяния, он связывает аборт (phthora) с приемом снадобий (pharrnakois).

Примерно в это же время (около 190 г.) Минуций Феликс, римский адвокат и апологет христианства, заявляет: «Есть женщины, которые медицинскими зельями уничтожают в утробах и совершают детоубийство потомков еще не рожденных». Примерно через 200 лет (в 375 г.) свт. Амвросий писал, что снадобья используются богатыми женщинами для убийства плодов их утроб. Также св. Иероним сокрушался около 384 г., что многие женщины практикуют аборт, применяя «лекарства». А в конце 5-го века в одной из своих проповедей Цезарий из Арля говорил: «Никакая женщина не должна использовать лекарства для производства аборта». В другой проповеди он опять осуждает аборты, и вновь связывает их с приемом фармацевтических микстур (снадобий по лат.). Св. Василий Кесарийский, епископ второй половины 4-го столетия утверждает: «Дающие врачевство (pharrnakeia) для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы».

«Не уничтожай зачатое до их появления на свет и не убивай его после рождения. Люби ближнего своего больше жизни своей. Не убивай дитя абортом». ВарнаваПослание Варнавы (ок. 125 г. по Р.Х.)

«Не выкидывай младенца прежде родов». «Дидахе», или «Учение двенадцати Апостолов», (катехизис II столетия для новообращенных в христианство)

«Путь в погибель исполнен …  — детоубийцами, выкидывающими Божьих тварей»Также из «Дидахе»

«Те, кто скрывают свое плотское распутство снадобьями, вызывающими выкидыш, вместе с зародышем теряют и свое человеческое достоинство».Климент Александрийский. «Педагог». (II век по Р.Х.)

«Не важно, забираешь ли ты жизнь родившегося ребенка или разрушаешь ту жизнь того, кто еще не появился на свет, в обоих случаях ты совершаешь убийство». Тертуллиан. «Апология» (II век по Р.Х.)

«Если нам запрещено убивать, то и аборт категорически не дозволен. Не дать человеку родиться – значит поощрять дальнейшее убийство, и нет разницы, забираешь ли ты жизнь у рожденного или тревожишь процесс рождаемого. Ибо тот, кто готовится стать человеком – уже человек, как и в семечке уже живет плод». Тертуллиан

Афинагор Афинский в своем «Ходатайстве за христиан» (Legatio prochristianis – 165 г по Р.Х.) отвечает на нападки язычников, что якобы христиане – каннибалы, потому что едят плоть и пьют кровь Иисуса Христа: «Как можно убить человека, если мы утверждаем, что женщина, выпившая пилюлю, чтобы выкинуть ребенка, виновна в убийстве, и будет отвечать перед Богом за этот аборт. Невозможно верить, что зародыш в утробе – живое существо, находящееся под покровительством Бога, и в то же время убивать того, кто уже пришел в этот свет».

«Мы утверждаем, что женщина, вызвавшая аборт – убийца и должна за это ответить перед Богом, ибо такой человек не считает ребенка в утробе за живое существо под опекой Бога и убивает его…Но мы в своем поведении придерживаемся одной линии. Мы послушны истине и не попираем ее. Зародыш в утробе – живое существо и находится под опекой Бога» Афинагор

«Есть женщины, принимающие снадобья, чтобы задушить в собственной утробе начало жизни и тем самым совершить детоубийство, еще до рождения ребенка на свет» Минуций Феликс «Октавий» (ок. 180 г. по Р.Х.)

«Так называемые верующие стали обращаться к стерилизующим снадобьям и туго затягивать пояса, чтобы выкинуть нежеланное дитя от раба или простолюдина, чтобы сохранить свою семью и несметные богатства. Как же низко пали эти беззаконники, совершающие не только прелюбодеяние, но и одновременно убийство!» Ипполит «Опровржение всех ересей» (нач. III века по Р.Х.)

«Если женщина забеременела от прелюбодеяния, когда мужа не было дома, а потом истребила дитя, то ее следует не допускать до причастия до смерти, ибо она удвоила преступление». Собор в Эльвире (305 г. по Р.Х.)

«Те же, кто дал снадобье, вызвавшее выкидыш – сами виновны в сознательном убийстве, как и те, кто принял снадобье, убившее зародыш». Василий Великий  «Канон» (IV век по Р.Х.)

«Дабы не делить наследство между многими, богатые часто отказываются от своего потомства еще в утробе. Смешивая и принимая смертоносные микстуры, они извлекают плод чрева в гениталии. И так, еще до рождения, убивается жизнь… Кто, кроме самого человека, научил нас отрекаться от детей?» Амвросий Медиоланский  «Шестоднев» (конец IV в.по Р.Х.)

«Они пьют зелье, чтобы остаться неплодными, и виновны в убийстве человека, еще не зачатого. Другие, когда узнают, что есть дитя в результате греха, снадобьями вызывают выкидыш. Часто они сами умирают и предстают перед начальствами преисподней виновными в трех грехах: самоубийство, прелюбодеяние перед Христом и убийство нерожденного младенца». Иероним Блаженный. «Письмо Евстихию» (конец IV века по Р.Х.)

«Не лишай жизни дитя свое прежде родов и не убивай уже рожденного. Ибо все, что образовано в утробе, имеет от Господа душу, а за всякого невинно убиенного будет отомщено».  Апостольские постановления (ок. 380 г.)

«Да и зачем ты сеешь там, где самая нива усиливается погубить плод, где множество причин бесплодия, где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцей?.. Не значит ли это, что ты оскорбляешь дар Божий, борешься с Божественными законами, стремишься, как за благословением, за тем, что есть клятва, сокровищницу рождения делаешь сокровищницей убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к убийству? Иоанн Златоуст, Беседа 24 на Послание к Римлянам (Конец IV века)

91-е правило VI Вселенского Собора (680 год) повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают, или другим дают врачества для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенной в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят и самих себя.

«Несомненно, именно в этот момент (зачатия), нужно следовать природному порядку продолжения рода, установленному Богом». Мартин Лютер

«Зародыш, вынашиваемый в утробе матери – уже человек; поэтому абсолютно неестественно уничтожать того, кто еще не насладился жизнью. Еще более недостойно лишить человека жизни в его доме, чем на поле, ведь дом человека – его прибежище. Тем более мерзко должно быть убийство зародыша в утробе, еще не повидавшего света Божия». Жан Кальвин

«Ужасно жестоко убивать младенца в материнской утробе, лишать жизни невинного в его первом доме, которое должно было быть прибежищем. Пелена, в которую младенец завернут в утробе, должна называться «Сило», ибо в ней он должен пребывать в покое, удобно находясь в утробе матери, в своем укрытии».  Джон Уимзи (XVII век)

«Уничтожение родителями своего отпрыска до рождения мы называем преступлением против Бога и против природы». Пресвитерианская конвенция (Питтсбург, 1869 г.)

«Уничтожающий нарождающуюся жизнь есть человекоубийца». Карл Барт

«Уничтожение эмбриона во чреве матери – есть нарушение права человека на жизнь, данного Богом этой зарождающейся жизни. Поднимать вопрос о том, имеем ли мы дело здесь с человеческим существом или нет, означает только запутывать проблему. Факт заключается в том, что Бог несомненно задумал сотворить человека, и это зарождающееся человеческое существо было намеренно лишено жизни. А это не что иное, как убийство…». Дитрих Бонхеффер «Этика»

«В тот самый момент, когда происходит зачатие и наступает беременность, уже не стоит вопрос, несут ли эти люди родительскую ответственность; они уже стали родителями» Гельмут Тилике

«Уважительное отношение к Писанию и уважительное отношение к жизни идут рука об руку. Невозможно с верностью относиться к тому, чему учит Библия о ценности человеческой жизни и в то же время выступать за аборты. То же самое можно сказать и в обратном смысле: проникновение в богословие низкой оценки Священного Писания и проникновение в культуру неуважения к жизни человека также идут рука об руку». Фрэнсис Шеффер

«Нерожденный младенец – это человек, сотворенный по образу Божьему. Отвергнуть это утверждение – значит отвергнуть авторитет Библии. Невозможно читать Псалом 138 и верить в истинность написанного там, в то же время не веря, что жизнь, зачатая в утробе – это человеческая жизнь.

Невозможно истинно верить в Воплощение и не осознавать, что Младенец, зачатый в утробе Марии Святым Духом, был Истинный Сын Божий от момента зачатия.

И если мы истинно верим Библии, то и не должен возникать вопрос, когда начинается человеческая жизнь. Отречься от этого – значит отречься от Библии

Неужели мы настолько слепы, что не видим, что это значит?

И все же евангельский мир живет, как ни в чем не бывало, говоря, что, мол, мы в принципе против абортов, кроме случаев таких-то и таких-то, что лучше не поднимать эту тему, потому что она раскалывает мир, что лучше не сжигать мосты – даже если на кону оказываются миллионы жизней.

Но если мы не можем постоять даже за человеческую жизнь, так за что же мы можем постоять?»  Фрэнсис Шеффер

«С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. […]

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием “свободы выбора” женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах.[…]» Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.  XII.2