Церковь в защиту жизни. Архиепископ Феодосий о сохранении нации и запрете абортов

В рубрике “Церковь в защиту жизни” предлагаем вашему вниманию интервью с архиереями Белорусской Православной Церкви. На вопросы редакции Pro-life.by ответил Высокопреосвященнейший Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский.

Pro-life: Владыка, год назад Белорусская Православная Церковь сделала официальное заявление в форме Резолюции о внесении изменений в Закон «О здравоохранении», в частности было предложено полностью исключить возможность искусственного прерывания беременности. Прошел год, все это время Закон не выносился на рассмотрение, 5 декабря начнутся первые слушания. Мы знаем, что было более 400 обращений в Парламент с предложениями о внесении изменений. Что на Ваш взгляд изменилось в обществе за это время? Можно ли надеяться, что наше общество стало ближе к необходимости запрета абортов?

04-04-41-15-5-1big

Архиепископ Феодосий: Я не могу сказать о масштабах этих процессов во всей республике, но что касается Витебской области, в частности северо-западного региона, у нас подвижки очень большие. При Полоцкой епархии был организован Центр в защиту семьи и семейных ценностей «ЗаРождение», в состав которого вошли врачи, педагоги, священнослужители. У нас на сегодняшний день есть очень положительные итоги даже в количественном плане: в Полоцке спасены более ста человеческих жизней. Затем был организован консультативный кабинет в женской консультации в Новополоцке, и там уже около сотни спасенных детей.

Но это, можно сказать, частные вопросы количества спасенных душ в нашем регионе, это не имеет глобального характера. А в плане сохранения нации, сохранения генофонда дело спасения жизни заслуживает пристального внимания всех членов общества. Прежде всего, это вопрос политики, вопрос экономики и вопрос сохранения самой нации. Если не будет у нас рождаемость на должном уровне, мы просто через несколько десятков лет исчезнем как нация. И тогда вопрос о политике, о финансах, об экономике стоять не будет. Эти вопросы актуальны только тогда, когда есть народ, есть генофонд, есть перспектива сохранения жизни на данной территории земного шара, когда сохраняется этнос, т. е. люди, которые сохраняют культуру, язык, интеллект.

Вопрос демографии давно у нас поставлен и звучит на самом высоком уровне. Он не просто актуален, он имеет существенное значение для самого главного: сохранения нашей нации. А все остальное – это уже производные от этого процесса, сохраним нацию – сохраним все остальное. Не сохраним нацию – будет беспредметным вопрос о культуре, об экономике, о силовых структурах. Уже сейчас эта проблема ощущается очень остро. Вопрос кадров – первый вопрос во всех ведомствах и структурах нашего общества. Врачей не хватает, педагогов не хватает, даже в силовых структурах, есть необходимость в специалистах. Везде нужны люди образованные, здоровые, сильные. Количество жителей в нашей стране – это один вопрос, если мы говорим о демографии, это вопрос выживания нации.

Второй вопрос касается качества жизни и качества телесного здоровья граждан нашей страны, а именно прекрасной половины человечества — женщин. Всем известно, что после этой, как сказал наш владыка экзарх Филарет, омерзительной манипуляции, женщина теряет свое здоровье. После аборта у женщины никогда не будет того здоровья и самочувствия, которым она обладала до этого действия. Такая важная часть нашего общества, как женская часть теряет здоровье, прежде всего. Теряя здоровье, она теряет возможность давать жизнь здоровому потомству, это цепная реакция. Здесь первый вопрос рождаемости, второй – состояния здоровья женской половины нации, и третий вопрос – это вопрос о нашем потомстве. Я сегодня из уст специалистов слышал, что после абортов растет процент врожденных уродств и патологий. Жизни нет – это плохо. Если рождается человек с врожденным уродством, он имеет право на жизнь, но его жизнь становится тяжелым бременем для родителей и государства. Поэтому это проблема глубокая, многоликая и трагическая.

Но суета нашей жизни, текучка, погоня за временем, нехватка средств, стремление к лучшей жизни, благосостоянию, отвлекают от этой самой главной и насущной проблемы. Кажется меньше детей, значит меньше проблем. Но на самом деле ничего подобного: меньше детей – больше проблем. И тот один или два ребенка, которые появляются, несут на себе родительский грех за убийства детей, которые на свет не появились. Доказанный факт: если семья полноценная, без абортов, с пятью и более рожденными детьми, у нее меньше проблем, чем с одним рожденным, который родился, а остальные дети в семье были убиты. С ним будет больше проблем, чем в многодетной семье, если родить естественным образом пять-шесть детишек, которые, как правило, бывают здоровыми, умными, послушными.

Аборт наносит многогранный ущерб физиологический, психологический, экономический и т.д. Но мы видим, что заниматься этим никто не хочет, потому что на первом месте стоят финансы, экономика, производственные проблемы. А на самом деле эта стержневая проблема, которую надо ставить ребром перед всем белорусским обществом. Надо показывать, что это не второстепенное, а главное, от чего зависит будущее нашей нации.

Pro-life: Нам иногда говорят: «Давайте решать это поэтапно». Но следует помнить, что мы малочисленная нация, во-первых, во-вторых, население Беларуси стареет быстрее, чем в любой другой стране мира, у нас уже наблюдается прирост населения за счет международной миграции. Кроме того, входит в репродуктивный возраст малочисленное поколение, рожденное в 90-ые, снижается число женщин фертильного возраста. Поэтапность не для нас, потому что лет через десять у нас не будет проблемы абортов как таковой: белорусов не будет, не будет и белорусских женщин, но наши родильные дома и система здравоохранения будут работать на узбеков, туркмен и китайцев. Какие первоочередные и эффективные шаги необходимо предпринять для того, чтобы остановить падение в демографическую яму, которое нас ожидает в ближайшие два-три года?

Архиепископ Феодосий: Я могу, насколько мне позволяет знакомство с этой проблемой, сказать следующее. Опыт решения этой проблемы есть уже на уровне мировом. Есть страны, которые уже запретили аборты, и запретили не по желанию какой-то одной группы. Принимая закон, всегда исследуют его последствия и преимущества детально, подробно, на самом глубоком уровне, т. е. обоснование этого закона есть в мировой практике. Поэтому, если мы хотим решить эту проблему, нужно изучить путь, который прошли все эти страны. Поэтому те, кто уполномочен заниматься этим делом, есть отдел в нижней палате Парламента, есть комиссии, которые занимаются такого рода вопросами, должны изучить и разработать предложения. Даже на уровне референдума можно решить этот вопрос. Но, прежде всего, этим должны заниматься специалисты, которые детально и основательно подготовят предложения, это первое.

И второе, необходимо ознакомить всех жителей нашей страны с сущностью этой проблемы, поскольку большая часть остается неведующей в этом самом важном вопросе выживания нашей страны. Многие люди не знают об этом и внимания не обращают. Эту проблему надо развернуть полным планом, я думаю, что хоть какая-то часть населения поймет, что если мы с Вами еще будем еще жить в своей стране, то наши дети и внуки уже, возможно, будут в своей стране рабами или туристами будут в гости приезжать.

Pro-life: Движение Пролайф Беларусь ставит задачу защиту жизни от момента зачатия до естественной смерти и формирование культуры на основе традиционных христианских ценностей. Борьба с абортами тесно сопряжена с восстановлением семейных ценностей: если восстановим семью, то исчезнут не только аборты, но и отпадет необходимость в тюрьмах, приютах и т.д. Владыка, пожалуйста, дайте Ваше напутствие развитию Движения Пролайф Беларусь.

Архиепископ Феодосий: Бог в помощь! Блюдите, яко опасно ходите. Это выражение церковное, выражение Священного Писания.

Мы живем в очень быстро меняющемся мире, и решения надо принимать, не откладывая на завтрашний день, ибо завтра может быть уже поздно. Те события, которые происходят на арене мирового театра в плане и военных действий и политических действий, вынуждают нас быть очень бдительными  и внимательными к этим процессам. Если мы упустим ту возможность, которую сегодня имеем, то завтра может быть уже поздно. Поезд уйдет, мы с вами останемся без багажа, без спутников, одни в поле, беззащитные, бездомные, никому не нужные.

Pro-life: Будем надеяться, что даже если так, то с Богом, и Он не оставит нас и нашу страну. Спасибо.

Архиепископ Феодосий: C Богом!

С Высокопреосвященнейшим Феодосием, архиепископом Полоцким и Глубокским, беседовала Татьяна Тарасевич