Вузы как развлечение: трагедия белорусского образования

timthumb

Почти 36% абитуриентов (40,7 тыс. чел.), принявших участие в централизованном тестировании в нынешнем году, не преодолели нижнего порога тестового балла, необходимого для поступления в вузы. О чем говорят эти цифры?

Это не стало неожиданностью, потому что еще в феврале этого года министр образования Беларуси Сергей Маскевич предсказывал, что в связи с повышением минимального проходного балла по ЦТ в 2-3 раза (с 7 баллов до 10-20 в зависимости от предмета) примерно 30% абитуриентов «отсеются» на начальном этапе.

Многие эксперты давно говорили о том, что проходной порог в 7 баллов (из 100) пропускает в вузы неподготовленных и немотивированных студентов, не освоивших школьную программу даже на минимальном уровне. Некоторые даже проводили эксперименты:  заходили на сайт, где можно проверить свои силы, сдав пробные тесты ЦТ онлайн, выбирали только первые варианты ответов, даже не читая заданий, графы для самостоятельных ответов оставляли пустыми и получали 10-20 баллов. То есть поступить в вуз можно было, даже не прочитав заданий ЦТ. Сами депутаты Комиссии по образованию Национального собрания делали вывод: что, получается, в будущем учить детей будут те, кто сам не смог освоить школьную программу, а значит, качество образования в стране будет снижаться по спирали.

Но что дает увеличение минимального порога с 7 до 15 баллов, скажем, по таким определяющим развитие сегодня предметам, как математика, физика, биология, химия? Может ли это серьезно повлиять на качество вузовского образования и знания молодых специалистов? И вообще — стоит ли эта задача перед государством?

Образованные не нужны?

По мнению Дмитрия САНДАКОВА,  кандидата биологических наук, редактора сайта obrazovanie.byпрогноз эволюции образовательных систем должен строиться только на основе анализа глобальных трендов. А тренд таков, «что в ситуации глобального кризиса власти нужна свобода действий в принятии непопулярных мер без оглядки на общественность, и для этого необходимо продолжать и углублять политику управляемой «дебилизации» населения. Один из способов — снижение качества образования. Современный образованный человек знает много разрозненных фактов, но не умеет мыслить, особенно в области политики, экономики, права». Естественно, что никто напрямую не будет требовать от учителей и профессоров ухудшать преподавание, рассуждает автор, это можно сделать другими способами: например, завалить учителей бумажной работой, чтобы они не могли совершенствоваться, или просто постоянно недофинансировать сферу образования. Без финансирования она будет постепенно, но неотвратимо деградировать, в первую очередь высокотехнологичные направления (физика, электроника, биотехнология и т.п.). Еще можно разрастить бюрократический аппарат, который будет довлеть над практиками своими оторванными от жизни директивами, постепенно выживая лучших профессионалов из школ и вузов.

Конечно, теория «управляемой дебилизации» очень похожа на конспирологическую теорию заговоров, но, наблюдая за нашей действительностью, невольно встречаешь ее признаки. Сколько лет наши школьные учителя кричат, что задыхаются от бумажной работы и дополнительных (неоплачиваемых) обязанностей. И что? Ничего. По-прежнему их никто от этого не освободил, хотя, казалось бы, на это не надо дополнительных финансовых затрат. А что касается недофинансирования образования, то можно назвать много фактов, в том числе и по зарплатам профессоров, учителей, воспитателей, приводить проценты на образование от ВВП (в Беларуси – 5%, в Сингапуре — 20%), но вот, например, выдержка из вынесенного на общественное обсуждение проекта Концепции информатизации системы образования Беларуси до 2020 года: «Выделение на разработку компьютерных обучающих программ заведомо недостаточных средств (планировали в 2006 г., а выделяли в 2012 г.), приводит к принципиальной невозможности создать полноценный и качественный продукт. Еще одна проблема – замена морально и физически устаревших компьютерных классов. Рекомендованный срок замены в 10 лет нельзя считать приемлемым. Эффективность использования компьютеров, поставленных в учреждение образования в 2002 году, в 2012 году близка к нулю».

Массовость — еще не качество

Здесь можно возразить, что если бы была задача упрощения мыслительных процессов населения, то сокращалось бы количество мест в вузах, а вместо этого у нас сегодня более 440 тыс. студентов, в то время как в 1995 году их было только 196 тысяч. Но Дмитрий Сандаков приводит такой контраргумент: «Большая часть сегодняшней системы высшего образования избыточна и выполняет не столько образовательную, сколько социальную и развлекательную функции: утилизирует энергию молодежи, дает возможности относительно недорогого удовлетворения социальных амбиций и создает иллюзию социальной мобильности. Для этой «развлекательной» части системы высшего образования не нужны ни большое финансирование, ни качественное образование. Главное – чтобы она просто работала: чтобы в 9 часов утра открывался деканат, чтобы преподаватели читали лекции (все равно какие), чтобы занятия посещали по крайней мере 30% студентов…» К тому же высокотехнологичных рабочих мест в стране все равно нет, для кого выпускать классных специалистов?

С этим тезисом частично согласен и Никита БЕЛЯЕВ, административный директор ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб»: «Массовость высшего образования отнюдь не является положительным результатом, если учесть, что поступить на многие специальности можно с весьма низкими оценками, а большая часть студентов учится платно. Получается, что массовость высшего образования есть не что иное, как погоня за прибылью, а не за качеством».

Во вступительной кампании в этом году имеют возможность принять участие 72 766 абитуриентов. Учитывая, что в нынешнем году закончили 11-й класс чуть более 59 тыс. выпускников, контрольные цифры приема в вузы были скорректированы. На обучение за счет средств республиканского бюджета запланировано принять 30,5 тыс. человек — это на 5,2% меньше, чем в 2012 году. Остальным абитуриентам будет предложена возможность принять участие в конкурсе на платные места.

ЦИФРЫ

  • Математику на минимальные для поступления 15 баллов не знают 24 из 76 тысяч зарегистрированных на сдачу этого теста, или около трети абитуриентов.
  • Физику не  сдали на минимальный балл больше трети абитуриентов — 37%.
  • Только 247 абитуриентов из всех по результатам ЦТ получили 100 баллов.

Источник: АиФ