Когда начинается человек?
Перевод статьи WHEN DO HUMAN BEINGS BEGIN?, февраль 2024
Диана Н. Ирвинг, магистр, доктор философии.
I. Введение
Вопрос о том, когда начинается физическое материальное измерение человеческого существа, является строго научным вопросом, и на него, по сути, должны отвечать эмбриологи, а не философы, специалисты по биоэтике, теологи, политики, рентгенологи, кинозвезды или акушеры-гинекологи.
Вопрос о том, когда зарождается человеческая личность, является философским вопросом. Текущие дискуссии об абортах, исследованиях человеческих эмбрионов (включая клонирование, исследования стволовых клеток и формирование химер смешанного вида) и использовании абортивных средств включают конкретные утверждения о том, когда начинается жизнь каждого человека. Если «наука», используемая для обоснования этих различных дискуссий, неверна, то любые выводы будут признаны беспочвенными и недействительными.
Цель этой статьи — сосредоточиться в первую очередь на выборке «научных» мифов и на объективных научных фактах, которые должны лежать в основе этих дискуссий. По крайней мере, это прояснит, каков фактический международный консенсус эмбриологов человека в отношении этого относительно простого научного вопроса. В заключительном разделе я также обращусь к некоторым «научным» мифам, которые вызвали много путаницы в философских дискуссиях о «личности».
II. Когда зарождается человеческое существо?
Точное понимание всего лишь нескольких основных терминов по эмбриологии человека может значительно прояснить кардинальную разницу между «научными» мифами, которые циркулируют в настоящее время, и реальными объективными научными фактами. Сюда входят такие основные термины, как: «гаметогенез», «оогенез», «сперматогенез», «оплодотворение», «зигота», «эмбрион» и «бластоциста».
Здесь будут даны только краткие научные описания этих терминов. Дальнейшие, более сложные, подробности можно получить, изучив любой хорошо зарекомендовавший себя учебник по эмбриологии человека в библиотеке, например, некоторые из тех, на которые даны ссылки ниже. Пожалуйста, обратите внимание, что представленные здесь научные факты — это не просто мое собственное мнение. Это прямые цитаты и ссылки из некоторых наиболее уважаемых учебников по эмбриологии человека, и они отражают консенсус эмбриологов-людей на международном уровне.
A. Основные эмбриологические факты о человеке
Начнем с того, что с научной точки зрения между процессами гаметогенеза и оплодотворения происходит нечто очень радикальное – переход от простой части одного человека (т.е. сперматозоида) и простой части другого человека (т. е. яйцеклетки, обычно называемой «яйцеклеткой»), которые просто обладают «человеческой жизнью», к новому, генетически уникальному, вновь существующему, индивидуальному, цельному живому существу человека (одноклеточной эмбриональной человеческой зиготе).
То есть после оплодотворения части человеческих существ фактически трансформировались в нечто, сильно отличающееся от того, чем они были раньше; они были преобразованы в единое, цельное человеческое существо.
В процессе оплодотворения сперматозоид и яйцеклетка прекращают свое существование как таковые, и на свет появляется новый человек.
Чтобы понять это, следует помнить, что каждый вид живых организмов обладает определенным количеством и качеством хромосом, которые характерны для каждого представителя вида. (Количество может варьироваться лишь незначительно, если организм хочет выжить.)
Например, характерное число хромосом для представителя человеческого вида равно 46 (плюс-минус, например, у людей с синдромами Дауна или Тернера).
Каждая соматическая клетка (или тело) человека имеет это характерное количество хромосом.
Даже ранние зародышевые клетки содержат 46 хромосом; только их зрелые формы — половые гаметы, или сперматозоиды и яйцеклетки, — которые позже будут содержать всего по 23 хромосомы каждая.
Сперматозоиды и яйцеклетки происходят из примитивных зародышевых клеток развивающегося плода посредством процесса, известного как «гаметогенез». Поскольку каждая зародышевая клетка в норме имеет 46 хромосом, процесс «оплодотворения» не может произойти до тех пор, пока общее количество хромосом в каждой зародышевой клетке не сократится вдвое. Это необходимо для того, чтобы после их слияния при оплодотворении можно было сохранить характерное количество хромосом у отдельного представителя человеческого вида (46) в противном случае мы получили бы какого-нибудь монстра.
Чтобы точно понять, почему сперматозоид или яйцеклетка считаются только обладающими человеческой жизнью, а не самими живыми людьми, нужно обратиться к основным научным фактам, связанным с процессами гаметогенеза и оплодотворения.
Возможно, полезно помнить, что продукты гаметогенеза и оплодотворения сильно различаются. Продуктами гаметогенеза являются зрелые половые гаметы, содержащие всего 23 хромосомы вместо 46. Продуктом оплодотворения является живой человек с 46 хромосомами. Гаметогенез относится к созреванию половых клеток, в результате чего образуются гаметы. Оплодотворение – относится к зарождению нового человеческого существа.
1) Гаметогенез
Как утверждает эмбриолог Ларсен ,
гаметогенез – это процесс, который превращает первичные зародышевые клетки (примитивные половые клетки) в зрелые половые гаметы у мужчин — сперматозоиды, или сперматозоиды и у женщин — дефинитивные яйцеклетки.
Сроки гаметогенеза у мужчин и у женщин разные. Более поздние стадии сперматогенеза у мужчин наступают в период полового созревания и продолжаются на протяжении всей взрослой жизни. Процесс включает в себя производство сперматогоний из примитивных половых клеток, которые, в свою очередь, становятся первичными сперматоцитами и, наконец, сперматидами или зрелыми сперматозоидами (сперматозоидами). Эти зрелые сперматозоиды будут иметь только половину числа своих первоначальных хромосом, т.е. количество хромосом сократилось с 46 до 23, и, следовательно, они готовы принять участие в оплодотворении.
Оогенез начинается у женщины во время внутриутробной жизни. Общее количество первичных яйцеклеток — около 7 миллионов вырабатывается в яичниках плода женского пола к 5 месяцам беременности в матке матери.
К моменту рождения остается всего около 7 тысяч — 2 миллиона.
К моменту полового созревания их остается всего около 400 000. Процесс включает в себя несколько стадий созревания: производство яйцеклеток из примитивных зародышевых клеток, которые, в свою очередь, становятся первичными яйцеклетками, которые становятся окончательными яйцеклетками только в период полового созревания. Эта окончательная яйцеклетка выделяется каждый месяц в течение менструального периода женщины, но она по-прежнему содержит 46 хромосом. Фактически, количество хромосом в ней не уменьшается до тех пор, пока она не будет оплодотворена сперматозоидом, в ходе которого дефинитивная яйцеклетка становится вторичной яйцеклеткой всего с 23 хромосомами.
Это сокращение вдвое числа хромосом в яйцеклетках происходит в результате процесса, известного как мейоз. Многие люди путают мейоз с другим процессом, известным как митоз, но есть важное различие. Митоз относится к нормальному делению соматической или зародышевой клетки с целью увеличения количества этих клеток в процессе роста и развития.
Полученные клетки содержат то же количество хромосом, что и предыдущие клетки у людей — 46.
Мейоз относится к сокращению вдвое числа хромосом, которые обычно присутствуют в зародышевой клетке — предшественнице сперматозоида или дефинитивной яйцеклетки — для того, чтобы произошло оплодотворение. Полученные гаметные клетки содержат только половину числа хромосом от числа предыдущих клеток у человека – 23.
Одно из лучших и наиболее технически точных объяснений этого важнейшего процесса гаметогенеза дано Ронаном О’Рахилли, эмбриологом, разработавшим классические стадии эмбриологического развития человека по Карнеги. Он также входит в международный совет Nomina Embryologica (который определяет правильную терминологию для использования в международных учебниках по эмбриологии человека).:
«Гаметогенез — это производство [гамет], то есть сперматозоидов и яйцеклеток. Эти клетки вырабатываются в гонадах, то есть в семенниках и яичниках соответственно. …Во время дифференцировки гамет диплоидные клетки (клетки с двойным набором хромосом, как в соматических клетках [46 хромосом]) называются первичными, а гаплоидные клетки (клетки с одним набором хромосом [23 хромосомы]) — вторичными.
Сокращение числа хромосом … с 46 (диплоидное число или 2n) до 23 (гаплоидное число или n) осуществляется путем клеточного деления, называемого мейозом.
… Сперматогенез, выработка сперматозоидов, продолжается сразу после наступления половой зрелости до старости. Это происходит в яичке, которое также является эндокринной железой, интерстициальные клетки которой выделяют тестостерон. До наступления половой зрелости сперматогонии в семенных канальцах яичек остаются относительно неактивными. После полового созревания, при стимуляции интерстициальных клеток, сперматогонии пролиферируют … и некоторые из них становятся первичными сперматоцитами. Когда они подвергаются своему первому половому делению (мейоз 1), они становятся вторичными сперматоцитами. Второе половое деление (мейоз 2) приводит к образованию сперматид, которые превращаются в сперматозоиды».
«Оогенез — это производство и созревание яйцеклеток, то есть женских гамет, полученных из оогонии. Оогонии (происходящие из первичных зародышевых клеток) размножаются путем митоза и становятся первичными яйцеклетками. Количество оогоний увеличивается почти до семи миллионов к середине внутриутробной жизни, после чего уменьшается примерно до двух миллионов при рождении. Из них получают несколько тысяч яйцеклеток, несколько сотен из которых созревают и высвобождаются (овулируют) в течение репродуктивного периода продолжительностью около тридцати лет.
Профаза мейоза 1 начинается во время внутриутробной жизни, но прекращается в диплотенном состоянии, которое сохраняется в детстве. … После полового созревания мейоз 1 возобновляется и образуется вторичная яйцеклетка … образуется вместе с полярным телом 1, которое можно рассматривать как яйцеклетку с уменьшенной долей цитоплазмы.
Вторичный ооцит — это женская гамета, в которой завершено первое мейотическое деление и начато второе. Для завершения оогония до вторичного ооцита требуется примерно от 12 до 50 лет.
Мейоз 2 прекращается после разрыва фолликула (овуляции), но только в том случае, если сперматозоид проникает внутрь. … Термин «яйцеклетка» подразумевает выделение полярного тела 2, что обычно откладывается до тех пор, пока в яйцеклетку не проникнет сперматозоид (т. е. не будет оплодотворен). Следовательно, человеческой яйцеклетки [на самом деле] не существует. Более того, этот термин использовался для обозначения таких разрозненных структур, как яйцеклетка и трехнедельный эмбрион, и, следовательно, должен быть отброшен, как тем более следует отбрасывать «яйцеклетку»».
Таким образом, для осуществления оплодотворения необходимы зрелый сперматозоид и зрелая яйцеклетка человека. До оплодотворения в каждой всего по 23 хромосом.
Каждый из них обладает «человеческой жизнью», поскольку они являются частями живого человеческого существа; но каждый из них сам по себе не является цельным живым человеческим существом.
У каждого из них всего 23 хромосомы, а не 46 хромосом – количество хромосом, необходимое и характерное для отдельного представителя человеческого вида.
Более того, сперматозоид может вырабатывать только «сперматозоидные» белки и ферменты; яйцеклетка может вырабатывать только «яйцеклеточные» белки и ферменты; ни один из них сам по себе не является и не может произвести человека с 46 хромосомами.
Также обратите внимание на заявление О’Рахилли о том, что:
использование таких терминов, как «женская гамета» и «яйцеклетка», которые включали бы термин «оплодотворенная яйцеклетка», с научной точки зрения неверно, не имеет объективного соответствия в реальности и, следовательно, вводит в заблуждение, особенно в нынешних обсуждениях.
Таким образом, сами эти термины можно было бы квалифицировать как «научные» мифы.
Широко используемый термин «оплодотворенная яйцеклетка» особенно вводит в заблуждение, поскольку после начала оплодотворения яйцеклетки (или яйцеклетки) на самом деле больше нет.
То, что называют «оплодотворенной яйцеклеткой», — это не яйцеклетка какого-либо вида; это человеческое существо!
2) Оплодотворение
Теперь, когда мы рассмотрели формирование зрелых гаплоидных половых гамет, следующий важный процесс, который следует рассмотреть, — это оплодотворение.
О’Рахилли определяет оплодотворение как:
«… последовательность событий, которая начинается, когда сперматозоид вступает в контакт со вторичной яйцеклеткой или ее вложениями, и заканчивается смешением материнских и отцовских хромосом в метафазе первого митотического деления зиготы.
Зигота характерна для последней фазы оплодотворения и идентифицируется по первому веретену расщепления. Это одноклеточный эмбрион»
В результате слияния сперматозоида (с 23 хромосомами) и яйцеклетки (с 23 хромосомами) при оплодотворении получается живой человек, одноклеточная человеческая зигота с 46 хромосомами – количество хромосом, характерное для отдельного представителя человеческого вида.
Цитирую Мура:
«Зигота — эта клетка возникает в результате соединения яйцеклетки и сперматозоида.
Зигота — это начало нового человеческого существа (то есть эмбриона).
Выражение оплодотворенная яйцеклетка относится к вторичной яйцеклетке, которая оплодотворяется сперматозоидом; когда оплодотворение завершено, яйцеклетка становится зиготой».
Этот новый одноклеточный человек немедленно вырабатывает специфически человеческие белки и ферменты
(не ферменты и белки моркови или лягушки) и генетически управляет своим собственным ростом и развитием.
Фактически, было доказано, что этот генетический рост и развитие не управляются матерью.
Наконец, этот новый человек – одноклеточная человеческая зигота биологически является индивидуумом, живым организмом, отдельным представителем человеческого вида.
Цитирую Ларсена:
«… [Мы] начнем наше описание развивающегося человека с формирования и дифференцировки мужских и женских половых клеток или гамет, которые объединяются при оплодотворении, чтобы инициировать эмбриональное развитие нового индивидуума».
Таким образом, зрелый человеческий сперматозоид и зрелая яйцеклетка человека являются продуктами гаметогенеза у каждого всего 23 хромосомы. У каждого из них есть только половина необходимого для человека количества хромосом. Они не могут развиваться поодиночке в человека. Они производят только белки и ферменты «гамет». Они не управляют своим собственным ростом и развитием. И они не являются индивидуумами, то есть представителями человеческого вида. Они всего лишь части, каждая из которых является частью человеческого существа.
С другой стороны, человек является непосредственным продуктом оплодотворения. Как таковой, он / она представляет собой одноклеточную эмбриональную зиготу, организм, имеющий 46 хромосом, количество, необходимое для представителя человеческого вида. Это человеческое существо немедленно производит специфически человеческие белки и ферменты, направляет свой собственный дальнейший рост и развитие как человека и является новым, генетически уникальным, вновь существующим, живым человеческим индивидуумом.
После оплодотворения одноклеточный человеческий эмбрион не становится другим видом существа.
Он просто делится и становится все больше и больше, проходя несколько стадий развития в виде эмбриона в течение 8-недельного периода.
Некоторым из этих стадий развития растущего эмбриона даны специальные названия, например, морула (около 4 дней), бластоциста (5-7 дней), двухслойный эмбрион (в течение второй недели) и трехслойный эмбрион (в течение третьей недели).
B. «Научные» мифы и научные факты:
Учитывая эти основные факты эмбриологии человека, легче распознать множество научно неточных утверждений, которые выдвигались в дискуссиях об абортах, исследованиях человеческих эмбрионов, клонировании, исследованиях стволовых клеток, образовании химер и использовании абортивных средств, и почему эти дискуссии затуманивают объективные научные факты. Ниже приводится лишь выборка из этих современных «научных» мифов.
Миф 1: «Распространители утверждают, что аборт человеческого эмбриона или человеческого плода неправильный, потому что он разрушает человеческую жизнь. Но человеческие сперматозоиды и яйцеклетки — это тоже человеческая жизнь. Таким образом, распространители также должны были бы согласиться с тем, что уничтожение человеческих сперматозоидов и яйцеклеток ничем не отличается от абортов и это смешно!»
Факт 1: как указывалось выше в разделе «Предыстория», с научной точки зрения существует радикальное различие между частями человеческого существа, которые обладают только «человеческой жизнью», и человеческим эмбрионом или человеческим плодом, который является настоящим «человеческим существом».
Аборт — это уничтожение человеческого существа.
Уничтожение человеческого сперматозоида или человеческой яйцеклетки не будет считаться абортом, поскольку ни то, ни другое не является человеческими существами.
Вопрос не в том, когда начинается человеческая жизнь, а скорее в том, когда начинается жизнь каждого человеческого существа. Человеческая почка или печень, клетка кожи человека, сперматозоид или яйцеклетка — все они обладают человеческой жизнью, но они не являются человеческими существами это всего лишь части человеческого существа. Если бы один сперматозоид или одна яйцеклетка были имплантированы в матку женщины, они бы не росли; они бы просто распались.
МИФ 2: » Продукт оплодотворения — это просто капля, скопление клеток, кусочек тканей матери.»
Факт 2: как показано выше, человеческий эмбриональный организм, сформированный при оплодотворении, представляет собой целостное человеческое существо, и, следовательно, это не просто «капля» или «скопление клеток».
Этот новый человеческий индивидуум также имеет смесь хромосом матери и отца, и, следовательно, это не просто «кусочек материнской ткани».
Цитирую Карлсона:
«… [T] в результате смешения материнских и отцовских хромосом зигота является генетически уникальным продуктом хромосомной реассортацией (смешение генетического материала вида, приводящее к появлению совершенно новых комбинаций у дочерних особей), что важно для жизнеспособности любого вида».
Миф 3: «Непосредственный продукт оплодотворения — это всего лишь «потенциальный» или «возможный» человек, а не реально существующий человек».
Факт 3: как было продемонстрировано выше, с научной точки зрения нет абсолютно никаких сомнений в том, что непосредственным продуктом оплодотворения является вновь существующее человеческое существо.
Человеческая зигота — это человеческое существо. Это не «потенциальное» или «возможное» человеческое существо.
Человеческая зигота — это «настоящее человеческое существо», обладающее потенциалом расти больше и развивать свои способности.
Миф 4: «Одноклеточная человеческая зигота, или эмбрион, или плод не являются человеческими существами, потому что они не похожи на человеческие существа».
Факт 4: как известно всем эмбриологам, одноклеточная человеческая зигота, или более развитый человеческий эмбрион, или человеческий плод — это человеческое существо, и именно так они должны смотреть на эти конкретные периоды развития.
Миф 5: «Непосредственным продуктом оплодотворения является всего лишь «оно», это не девочка и не мальчик».
Факт 5: Непосредственным продуктом оплодотворения генетически уже является девочка или мальчик, что определяется типом спермы, оплодотворяющей яйцеклетку. Еще раз процитирую Карлсона:
«…[T]пол будущего эмбриона определяется хромосомным составом сперматозоида:
Если сперматозоид содержит 22 аутосомы и 2 Х-хромосомы, то эмбрион будет генетически женским, а если он содержит 22 аутосомы и X и Y-хромосома, эмбрион будет генетическим мужчиной.)»
Миф 6: «Эмбрион и эмбриональный период начинаются с момента имплантации».
(Альтернативные мифы утверждают, что 14 дней или 3 недели).
Факт 6: это несколько наиболее распространенных мифов, увековеченных иногда даже в квазинаучных статьях, особенно в литературе по биоэтике.
Как показано выше, человеческий эмбрион, то есть человеческое существо, зарождается при оплодотворении (примерно через 5-7 дней), а не при имплантации – 14 дней или 3 недели.
Таким образом, эмбриональный период также начинается с момента оплодотворения и заканчивается к концу восьмой недели, когда начинается внутриутробный период.
Цитирую О’Рахилли.:
«Пренатальную жизнь удобно разделить на две фазы: эмбриональную и внутриутробную.
Собственно эмбриональный период, в течение которого появляется подавляющее большинство названных структур тела, занимает первые 8 постовуляторных недель.
… Внутриутробный период длится от 8 недель до рождения …»
Миф 7: «Продукт оплодотворения продолжительностью до 14 дней не является эмбрионом – это всего лишь «предэмбрион», и поэтому его можно использовать в экспериментальных исследованиях, сделать аборт или пожертвовать».
Факт 7: Этот «научный» миф, пожалуй, является наиболее распространенной ошибкой, которая пронизывает современную литературу.
Термин «пре-эмбрион» имеет довольно долгую и интересную историю (Подробные сведения и ссылки см. в книге Ирвинга и Кишера, Мистификация человеческого развития: время говорить правду!.) Но это примерно восходит по крайней мере к 1979 году в трудах по биоэтике теолога-иезуита Ричарда Маккормика в его работе в Консультативном совете по этике при Министерстве здравоохранения, образования и социального обеспечения США, и биолога по развитию лягушек доктора Клиффорда Гробштейна в статье 1979 года в Scientific American, {19} и, что особенно важно, в его классической книге «Наука и нерожденный: выбор будущего человека» (1988).
Впоследствии Маккормик и Гробштейн продолжили распространять этот научный миф как члены комитета по этике Американского общества фертильности и в многочисленных влиятельных статьях по биоэтике, что привело к его повсеместному использованию в литературе по биоэтике, теологии и государственной политике по сей день.
Термин «предэмбрион» также использовался в качестве обоснования разрешения исследований человеческих эмбрионов в отчете Британского комитета Уорнока (1984), а затем был подхвачен буквально сотнями авторов по всему миру, включая, например, австралийских писателей Майкла Локвуда, Майкла Тули, Алана Троунсона и особенно Питером Сингером (философом), Паскалем Касимбой (юристом), Хельгой Куше (специалистом по этике), Стивеном Баклом (философом) и Карен Доусон (генетиком, а не человеком эмбриолог). Обратите внимание, что никто из них даже не является ученым, за исключением Карен Доусон, которая всего лишь генетик.
Как ни странно, влиятельная книга Сингера, Куше, Бакла и Доусона «Эксперименты с эмбрионами», (в которой используется термин «предэмбрион» и которая не содержит научных ссылок на таблицу «эмбриология человека» или список «научных» терминов), наряду с работой теолога Маккормика и биолога по развитию лягушек Гробштейна, использовалась в Соединенных Штатах в качестве научной основы для отчета об исследованиях человеческих эмбрионов Национального института здравоохранения (NIH) за 1994 год. В том отчете был сделан вывод, что «предимплантационный эмбрион» (они тоже первоначально использовали термин «предэмбрион») имел всего лишь «пониженный моральный статус».» (И в отчете Уорнока, и в отчете NIH признавалось, что 14-дневный срок для исследования человеческих эмбрионов был произвольным и при необходимости мог и должен быть изменен.)
Именно в работах этих и других специалистов по биоэтике утверждается так много некорректной научной информации, чтобы «научно» обосновать миф о «предэмбриональном» развитии и, следовательно, «научно» обосновать многие проблемы, отмеченные в начале этой статьи. Это может включать аборты, а также использование донорских или «созданных для исследования» ранних человеческих эмбрионов в деструктивных экспериментальных исследованиях человеческих эмбрионов (таких как исследования бесплодия, клонирование, исследование стволовых клеток, формирование химер и т.д.).
Для начала, выше было продемонстрировано, что непосредственным продуктом оплодотворения является человеческое существо с 46 хромосомами, человеческий эмбрион, отдельный представитель человеческого вида, и что это начало эмбрионального периода.
Однако Маккормик и Гробштейн утверждают, что, хотя продукт оплодотворения генетически является человеком, он еще не является «развивающейся особью» и, в свою очередь, этот «научный факт» обосновывает их моральные претензии по поводу этого «предэмбриона».
Цитирую неверное мнение Маккормика:
«В этой статье я утверждаю, что моральный статус и, в частности, спорный вопрос о личности связан с достижением развивающейся индивидуальности (быть источником одной личности).
… Следует отметить, что на стадии зиготы генетическая особь еще не является единой в плане развития — источником только одной особи. Как мы увидим, этого не происходит до тех пор, пока не начнет формироваться единая ось тела ближе к концу второй недели после оплодотворения, когда происходит имплантация «.
Звучит очень «научно». Однако эмбриология Маккормика уже сама по себе противоречива.
Имплантация происходит через 5-7 дней. «Единая ось тела», на которую он ссылается, — это формирование примитивной полосы, которая происходит через 14 дней. Маккормик часто путает эти разные периоды в своих работах. Но Маккормик продолжает:
«Это многоклеточное образование, называемое бластоцистой, имеет внешнюю клеточную стенку, центральную полость, заполненную жидкостью, и небольшое скопление клеток на одном конце, известное как внутренняя клеточная масса. Исследования развития показывают, что клетки внешней стенки становятся трофобластом (питающим слоем) и являются предшественниками более поздней плаценты. В конечном счете, все эти клетки отбрасываются при рождении».
Очевидный вывод заключается в том, что между этими двумя клеточными слоями нет абсолютно никакой взаимосвязи или взаимодействия, и поэтому «сущность» еще не является «развивающейся личностью».
Однако, цитируя Ларсена:
«Эти центрально расположенные бластомеры теперь называются внутренней клеточной массой, в то время как бластомеры на периферии составляют внешнюю клеточную массу. Между этими группами происходит некоторый обмен. … Клетки этого зародышевого диска (внутреннего клеточного слоя) развиваются в собственно эмбрион, а также вносят свой вклад в некоторые из экстраэмбриональных мембран».
Точно так же фактически неверно утверждать, что все клетки внешнего слоя трофобласта выбрасываются после рождения.
Цитирую Мура.:
«Хорион, амнион, желточный мешок и аллантоис составляют плодные оболочки. Они развиваются из зиготы, но не участвуют в формировании эмбриона или плода за исключением частей желточного мешка и аллантоиса. Часть желточного мешка внедряется в эмбрион как зачаток кишечника. Аллантоис образует волокнистый канатик, который известен как урахус у плода и срединная пупочная связка у взрослого человека. Она простирается от верхушки мочевого пузыря до пупка.»
Поскольку ученые, пытаясь «достучаться» до молодых студентов на более знакомом языке, иногда сами используют популярные (но научно неточные и вводящие в заблуждение) термины, всегда бдительный О’Рахилли выражает озабоченность в своем классическом тексте по поводу использования термина «плодные оболочки».:
«Придатки развития, обычно, но неточно называемые «плодными оболочками», включают трофобласт, амнион, хорион, пупочный пузырь (желточный мешок), аллантоисный дивертикул, плаценту и пуповину. Они генетически являются частью индивидуума и состоят из одних и тех же зародышевых пластов.»
Следовательно, также неверно с научной точки зрения утверждать, что только внутренний клеточный слой составляет «собственно эмбрион». Вся бластоциста, включая как внутренний, так и внешний клеточный слои, представляет собой человеческий эмбрион, человеческое существо, человеческую индивидуальность.
Наконец, Маккормик утверждает, что этот «предэмбрион» еще не решил, сколькими особями он станет, поскольку клетки тотипотентны и двойникование все еще может иметь место. Следовательно, утверждают они, «индивидуума» нет до 14 дней и формирования примитивной полоски, после чего двойникование не может произойти.
Однако двойняшество возможно через 14 дней, например, при внутриутробном зачатии и сиамских близнецах.
Снова цитирую О’Рахилли.:
«Частичное дублирование на ранней стадии и попытки дублирования начиная с 2 недель (когда проявляется двусторонняя симметрия) приведут к сиамским близнецам (например, «Сиамским близнецам»)».
И даже Карен Доусон признает это как научный факт в своей статье в Экспериментах с эмбрионами:
«После периода формирования примитивной полосы возможны другие события, которые указывают на то, что понятие «необратимой индивидуальности», возможно, нуждается в некотором пересмотре, если его следует рассматривать как важный критерий в жизни человека, становящегося тем индивидуальным человеческим существом, каким он должен быть впредь.
Есть два условия, которые вызывают вопросы об адекватности этого понятия: сросшиеся близнецы, иногда известные как сиамские близнецы, и внутриутробный плод. … Сросшиеся близнецы возникают в результате процесса двойникования, происходящего после того, как начала формироваться примитивная полоска, то есть спустя 14 дней после оплодотворения, или, с точки зрения аргумента сегментации, после того времени, когда, как говорят, существует необратимая индивидуальность. … Такая ситуация ослабляет возможность рассматривать индивидуальность как нечто необратимое примерно к 14 дням после оплодотворения. Это, в свою очередь, поднимает вопросы об адекватности использования ориентира сегментации в развитии в качестве фактора, определяющего моральный статус».
К сожалению, Группа по исследованию человеческих эмбрионов NIH33 не прочитала эту конкретную часть книги Сингера и др., прежде чем давать свои рекомендации относительно морального статуса раннего человеческого эмбриона.
Научный факт заключается в том, что в реальном мире не существует такого понятия, как «предэмбрион». Этот термин — сплошной миф. Это было сфабриковано из воздуха, чтобы оправдать ряд вещей, которые обычно были бы неоправданны.
Снова цитирую О’Рахилли, члена международного совета Nomina Embryologica:
«Нечетко определенный и неточный термин «предэмбрион», который включает эмбриональный диск, как говорят, либо заканчивается появлением примитивной полоски, либо включает нейруляцию. В этой книге этот термин не используется.
К сожалению, удобный, но мифологичный термин «пре-эмбрион» будет использоваться для «научного» обоснования нескольких других последующих «научных» мифов, которые, в свою очередь, будут использоваться для оправдания государственной политики в отношении абортов и исследований человеческих эмбрионов во всем мире.
Миф 8: «Беременность начинается с имплантации бластоцисты (то есть примерно через 5-7 дней)».
Факт 8: это определение «беременности» было введено для того, чтобы учесть внедрение процесса экстракорпорального оплодотворения, при котором оплодотворение происходит искусственно вне матери в чашке Петри, а затем эмбрион искусственно вводится в матку женщины, чтобы могла произойти имплантация эмбриона. Очевидно, что, если эмбрион не находится в теле женщины, она не «беременна» в буквальном, традиционном смысле этого термина. Однако эту искусственную ситуацию нельзя корректно заменить, чтобы переопределить «нормальную беременность», при которой оплодотворение действительно происходит в организме женщины в ее фаллопиевой трубе, и впоследствии эмбрион сам перемещается по трубе, чтобы имплантироваться в ее матку. В нормальных ситуациях беременность начинается с оплодотворения, а не с имплантации.
Цитируя Карлсона:
«Беременность человека начинается со слияния яйцеклетки и сперматозоида, но этому событию предшествует большая подготовка. Сначала как мужские, так и женские половые клетки должны пройти через длинную серию изменений (гаметогенез), которые генетически и фенотипически преобразуют их в зрелые гаметы, способные участвовать в процессе оплодотворения. Затем гаметы должны высвободиться из гонад и направиться в верхнюю часть маточной трубы, где обычно происходит оплодотворение. Наконец, оплодотворенная яйцеклетка, которую теперь правильно называть эмбрионом, должна проникнуть в матку, где она погружается в слизистую оболочку матки (имплантация), чтобы питаться матерью».
Миф 9: «Противозачаточные таблетки на следующее утро», RU486, и ВМС не являются абортивными средствами; это всего лишь методы контрацепции».
Факт 9: «Утренняя таблетка», RU486, и ВМС могут приводить к аборту, если произошло оплодотворение. Затем они будут действовать, чтобы предотвратить имплантацию уже существующего человеческого эмбриона — бластоцисты, — который является существующим человеческим существом. Если предотвратить имплантацию развивающейся бластоцисты человека в матку, то, очевидно, эмбрион погибает. По сути, эти химические и механические методы контрацепции также стали методами прерывания беременности.
Цитирую Мура.:
«Введение относительно больших доз эстрогенов («утренняя таблетка») в течение нескольких дней, начинающееся вскоре после незащищенного полового акта, обычно не предотвращает оплодотворение, но часто предотвращает имплантацию бластоцисты.
Диэтилстильбестрол, принимаемый ежедневно в высоких дозах в течение 5-6 дней, также может ускорить прохождение делящейся зиготы по маточной трубе … В норме эндометрий переходит в секреторную фазу менструального цикла, когда формируется зигота, подвергается расщеплению и попадает в матку. Большое количество эстрогена нарушает нормальный баланс между эстрогеном и прогестероном, который необходим для подготовки эндометрия к имплантации бластоцисты. Постконцептивное введение гормонов для предотвращения имплантации бластоцисты иногда используется в случаях сексуального насилия или утечки презерватива, но это лечение противопоказано при обычном использовании контрацептивов. «Таблетка для прерывания беременности» RU486 также разрушает зачатие, прерывая имплантацию из-за вмешательства в гормональную среду имплантируемого эмбриона.
… Внутриматочная спираль (ВМС), вводимая в матку через влагалище и шейку матки, обычно препятствует имплантации, вызывая местную воспалительную реакцию. Некоторые ВМС содержат прогестерон, который медленно высвобождается и препятствует развитию эндометрия, так что имплантация обычно не происходит».
И поскольку вся человеческая бластоциста – это эмбриональный организм человека, а не только внутренний клеточный слой, использование химических абортивных средств, которые действуют «только» на внешний трофобластный слой бластоцисты, например, метотрексата, {37} также было бы абортивным.
Миф 10: «Исследование человеческих эмбрионов, клонирование человека, исследование стволовых клеток и формирование химер являются приемлемыми видами исследований, потому что до имплантации или 14 дней существует только «предэмбрион», «потенциальный» человеческий эмбрион или человеческое существо. Настоящий человеческий эмбрион и человеческое существо (ребенок) на самом деле не зарождаются до тех пор, пока «предэмбрион» не будет имплантирован в матку матери.»
Факт 10: С подобными заявлениями в настоящее время выступают специалисты по биоэтике, ученые-исследователи, фармацевтические компании и другие биотехнологические исследовательские компании, даже некоторые члены Конгресса. Однако это тоже «научные» мифы.
С научной точки зрения совершенно ясно, что такого понятия, как «предэмбрион», не существует, как показано на примере 7. Как показано в справочном материале, непосредственным продуктом оплодотворения является человек, человеческий эмбрион, человеческий ребенок — зигота. Эта зигота является вновь существующим, генетически уникальным, генетически мужским или женским, индивидуальным человеческим существом. Это не «потенциальное» или «возможное» человеческое существо. И это развивающееся человеческое существо является человеком, человеческим эмбрионом, человеческим ребенком, независимо от того, имплантировано оно искусственно в утробу матери или нет.
Оплодотворение и клонирование — разные процессы, но непосредственные продукты этих процессов одни и те же. Непосредственным продуктом клонирования человека также был бы человек, как и при оплодотворении человека. Это не «предэмбрион» или «потенциальный» человеческий эмбрион или человеческое существо. Исследования стволовых клеток позволяют получить свои «стволовые клетки», по сути, взрывая или иным образом разрушая и убивая вновь существующую бластоцисту человека, которая, с научной точки зрения, является существующим человеком. Образование химер, то есть оплодотворение гаметы одного вида (например, яйцеклетки человека) гаметой другого вида (например, сперматозоидом обезьяны) также приводит к образованию эмбриона, который является «получеловеком». Все эти виды исследований были запрещены большинством стран мира. И все эти виды исследований по сути являются исследованиями человеческих эмбрионов, для которых использование федеральных средств было запрещено.
Миф 11: «Определенные ранние стадии развития человеческого эмбриона и плода, например, во время формирования рыбьих жабр или хвостов, демонстрируют, что это еще не человеческое существо, а только в процессе становления им. Это просто «повторение» исторической эволюции всех видов. «
Факт 11: Этот «научный» миф является еще одной версией «потенциальных», «возможных», «предэмбриональных» мифов. Это попытка отрицать зародыш раннего человека в его реальной идентичности как человеческого существа и в его реальном существовании. Но еще раз цитирую О’Рахилли.:
«Теория о том, что последовательные стадии индивидуального развития (онтогенез) соответствуют («перепросмотру») последовательных взрослых предков по линии эволюционного происхождения (филогении), стала популярной в 19 веке как так называемый биогенетический закон. Однако эта теория перепросмотра оказала «прискорбное влияние на прогресс эмбриологии»
Цитирую де Бира:
… Более того, в процессе своего развития животное все больше и больше отходит от формы других животных. Действительно, ранние стадии развития животного не похожи на стадии взросления других форм, а напоминают только ранние стадии развития этих животных».
Следовательно, развивающийся человеческий эмбрион или плод — это не «рыба» или «лягушка», а категорически человеческое существо, как уже было продемонстрировано.
III. Когда зарождается человеческая личность?
Вопрос о том, когда зарождается человеческая личность, является философским вопросом, а не научным вопросом. Я не буду вдаваться здесь в подробности, но «индивидуальность» начинается, когда человеческое существо зарождается при оплодотворении. Но поскольку многие из нынешних популярных утверждений о «индивидуальности» в биоэтике также основаны на мифологической науке, было бы полезно очень кратко взглянуть на эти философские (или иногда теологические) аргументы просто для научной точности.
С философской точки зрения, практически любое утверждение о так называемой «отсроченной индивидуальности», то есть о том, что «индивидуальность» начинается только в какой-то момент после оплодотворения, влечет за собой теоретическую катастрофу, связанную с принятием того, что идея или концепция разделения разума и тела имеет какое-либо соответствие или отражает реальный мир. Исторически эта проблема была просто следствием неправильного мышления о реальности и была / остается абсолютно неоправданной. После Платона от этого с большим смущением отказались (даже сам Платон в своем «Пармениде»!), Но, к сожалению, время от времени оно всплывает, например, как у Декарта в его «Размышлениях», а теперь снова в современной биоэтике.
И как в вопросе о том, когда зарождается человеческое существо, если наука, используемая для обоснования этих философских аргументов о «личности», неверна, выводы из этих аргументов (которые основаны на этой неверной науке) также неверны и недействительны.
Миф 12: «Возможно, зарождение человека происходит с момента оплодотворения, но зарождение личности начинается только через 14 дней, когда не может произойти двойняшество».
Факт 12: Конкретный аргумент в Мифе 12 также приводится Маккормиком и Гробштейном (и их многочисленными последователями). Это основано на их биологическом утверждении, что «предэмбрион» не является развивающейся особью и, следовательно, не является личностью до истечения 14 дней, когда двойняшество больше не может иметь места. Однако здесь уже было научно продемонстрировано, что такого понятия, как «предэмбрион», не существует и что фактически эмбрион начинается как «развивающаяся особь» при оплодотворении. Более того, побратимство может произойти через 14 дней. Таким образом, просто на уровне науки философское утверждение о «индивидуальности», выдвигаемое этими сторонниками биоэтики, является недействительным и неоправданным.
Миф 13: «Человеческая личность начинается с «рождения мозга», формирования примитивной нервной сети или коры головного мозга – всех физиологических структур, необходимых для поддержания мышления и чувств».
Факт 13: Все подобные утверждения являются чистыми умозрительными спекуляциями, продуктом наложения философских (или теологических) концепций на научные данные и не имеют научных доказательств, подтверждающих их. Как лаконично выразился известный исследователь-невролог Д. Гарет Джонс, параллелизм между «смертью мозга» и «рождением мозга» научно несостоятелен. «Смерть мозга» — это постепенное или быстрое прекращение функций мозга. «Рождение мозга» — это очень постепенное приобретение функций развивающейся нервной системы. Эта развивающаяся нервная система не является мозгом. Он подвергает сомнению, по сути, все предположение и спрашивает, какие неврологические причины могут быть для вывода о том, что неспособность к сознанию становится способностью к сознанию, как только этот момент пройден. Джонс продолжает, что предполагаемая симметрия не так сильна, как иногда предполагается, и что ей еще предстоит обеспечить прочную биологическую основу.
Миф 14: «Человек» определяется с точки зрения активного проявления «рациональных свойств» (например, мышления, желания, выбора, самосознания, отношения к окружающему миру и т. д.) и/или активного проявление «чувствительности» (например, чувства боли и удовольствия)».
Факт 14: Опять же, это философские термины или концепции, которые были незаконно наложены на научные данные. Научный факт заключается в том, что мозг, который должен быть физиологической опорой для обоих «рациональных атрибутов» и «чувствительности», на самом деле полностью развит только в молодом возрасте.
Цитирую Мура:
«Хотя принято делить развитие человека на пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) периоды, рождение — это просто драматическое событие в процессе развития, приводящее к изменению окружающей среды. Развитие не прекращается при рождении. Важные изменения, помимо роста, происходят после рождения (например, развитие зубов и женской груди). Мозг утрояется в весе между рождением и 16 годами; большинство изменений в развитии завершаются к 25 годам.»
Следует также рассматривать просто логические и очень реальные последствия, если «личность» определяется только в терминах фактического проявления «рациональных атрибутов» или «чувствительности». Чтобы это значило для следующего списка взрослых людей с ослабленными «рациональными качествами»: например, психически больных, умственно отсталых, пожилых людей в депрессии, пациентов с болезнью Альцгеймера и Паркинсона, наркоманов, алкоголиков и для лиц с ослабленной «чувствительностью», например, коматозных, пациентов в «вегетативном состоянии», парализованных нижних конечностей и других парализованных и нетрудоспособных пациентов, диабетиков или других пациентов с повреждением нервов или мозга и т.д.?
Будут ли они тогда рассматриваться только как человеческие существа, но не также и как человеческие личности? Будет ли это означать, что у них не будет таких же этических и юридических прав и средств защиты, как у тех взрослых людей, которые считаются личностями? Действительно ли существует такой «раскол» между человеком и человеческой личностью?
Фактически, это позиция авторов биоэтики, таких как австралийский философ-зоолог Питер Сингер, {43} недавно назначенный директором Центра человеческих ценностей Принстонского университета. Сингер утверждает, что высшие приматы, например, собаки, свиньи, человекообразные обезьяны являются личностями, но что некоторые человеческие существа, например, даже нормальные человеческие младенцы и взрослые люди-инвалиды, не являются личностями. Коллега-биоэтик Норман Фост на самом деле считает взрослых людей с «когнитивными нарушениями» «мертвым мозгом». Философ «специалист по биоэтике» Р.Г. Фрей также опубликовал, что многие взрослые люди из приведенного выше списка не являются «личностями», и предлагает заменить ими высших приматов, которые являются «личностями» в чисто деструктивных экспериментальных исследованиях {44} Список можно продолжать…
IV. Выводы
Идеи действительно имеют конкретные последствия не только в личной жизни человека, но и при формулировании государственной политики. И как только определение принимается в одной государственной политике, логические расширения этого определения могут быть затем недействительно применены во многих других политиках, даже если они не затрагивают точно такой же вопрос, как это часто происходит в биоэтике.
Таким образом, определения «человека» и «личности», которые были конкретизированы в дебатах об абортах, были перенесены в ряд других областей, например, исследование человеческих эмбрионов, клонирование, исследование стволовых клеток, формирование химер, использование абортивных средств, даже в вопросы смерти мозга, рождения мозга, трансплантации органов, отказа от пищи и гидратации, а также исследований с психически больными или инвалидами. Но как частный выбор, так и государственная политика должны по возможности включать обоснованную и точную науку. Я пытался указать на то, что в этих текущих дискуссиях индивидуальный выбор и государственная политика были основаны на «научном» мифе, а не на объективных научных фактах.