Священники в защиту жизни. Артемий Кривицкий о медицинском сообществе, мужском понимании, семье и вере.

В рубрике “Священники в защиту жизни” предлагаем вашему вниманию интервью со священниками Белорусской Православной Церкви.

14 ноября 2013 года в учреждении образования «Гомельский государственный медицинский университет» прошли научно-образовательные чтения «Христианский взгляд на актуальные проблемы современной медицины».

На вопросы редакции Pro-life.by ответил участник конференции протоиерей Артемий Кривицкий, настоятель храма Рождества Богородицы в поселке Урицкое Гомельской епархии, руководитель миссионерского отдела и Информационно-консультативного центра им. преп. Иоанна Дамаскина.

DSC_0589Pro-life: Отец Артемий, мы с Вами присутствуем на конференции «Христианский взгляд на актуальные проблемы современной медицины». Сегодня большое представительство священства на конференции. Чем, наш Ваш взгляд, вызван такой интерес к христианскому пониманию биоэтики и медицины? Гомельский медицинский университет является фактически лидером в развитии направления сотрудничества медицинского сообщества и Православной Церкви.

Отец Артемий: Мой личный интерес вызван тем, что сотрудничество врача и пациента лежит не только в сфере выписывания рецепта, но и в нравственной сфере. Мне приходилось в своей миссионерской работе перечитывать клятву Гиппократа, там есть много нравственных положений, о которых сейчас врачи не вспоминают. Вероятно, к этому были приложены большие усилия.

Мы сейчас ездим с передвижной выставкой «Спасай взятых на смерть», которая поднимает вопрос абортов, и делаем ссылку на план Гитлера. Согласно этому плану предполагалось поощрение создания абортариев, поощрение врачей, которые будут делать аборты, на восточнославянских территориях. И мы задаем вопрос: «Кто победил в Великой Отечественной войне?» Советские войска, которые добрались до Берлина или Гитлер, который добрался до наших сердец?

Сейчас, слава Богу, даже врачи, понимают это. Мне приходилось общаться с гинекологами, которые настолько остро воспринимают вопрос нравственности врача, что некоторые из них даже увольняются. Они не уходят из медицины, они ищут место своего медицинского служения, где они могут быть не только компетентным специалистом, но и нравственным человеком.

Вопрос взаимоотношений врача и человека, который к нему пришел, в нравственном поле у врачей становится все более актуальным.

Pro-life: Это очень хорошая тенденция. Но насколько у врачей, осознавших недолжность и недопустимость проведения ряда процедур, в том числе и аборта, хватает решимости в дальнейшем помогать еще и своим коллегам понять необходимость изменений в медицине?

Отец Артемий: Думаю, здесь будет достаточно большая проблема по отношению к врачебному сообществу. Потому что осознание проблемы одним человеком достаточно локальный пример, который очень сложно будет распространить в этой среде. Но, по крайней мере, коллеги этого человека будут видеть этот пример, этот альтернативный поступок, будут знать, что можно по-другому, что есть люди, у которых получается сделать иначе. Не просто поставить точку в этом вопросе, а именно предпринять какие-то шаги.

У нас в Гомеле есть центр «Ладушки», куда приходят гинекологи и проводят беседы с будущими родителями. Тем самым они показывают, что я как врач не просто отстаиваю голую теорию, знаете, есть такие иллюзорно-фантастические вещи, к которым можно всю жизнь идти и не прийти. Эти люди занимаются конкретным делом – консультируют родителей, помогают им избежать определенного рода проблем. А сказать, что прямо подействовать на человека и заставить его думать по-другому, все-таки сложно. Поэтому это путь: как шли в эту сторону по деморализации врачебного сообщества, не меньшее время потребуется, чтобы пройти этот путь обратно, чтобы восстановить желание врача быть нравственным.

Я прочитал пример из воспоминаний о Луке Войно-Ясенецком – врач, когда приходил к пациенту, всегда мыл руки теплой водой, чтобы случайно холодными руками не доставить неприятный дискомфорт человеку, которого он осматривает. Теплые, согретые руки проявляют любовь и заботу о человеке.

У меня уже двое детей, и всякий раз, когда к нам домой приходит врач, я жду. И Вы знаете, мы сейчас живем в Гомельском районе, есть такой врач.

Pro-life: Он такой один?

Отец Артемий: Ну, по крайней мере, когда я дома был с больным ребенком, он пришел и спросил, где можно помыть руки. К этому человеку уже возникло расположение, он с теплотой пытается подойти к ребенку.

Pro-life: Медицина сейчас перестает быть закрытой корпоративной областью, которой она была довольно долгое время, последние несколько десятилетий. За это время четыре поколения врачей были воспитаны на абортивной практике, а также было сформировано представление об аборте, как о сугубо медицинской проблеме. Но появление новых технологий, которые касаются крайних порогов человеческой жизни, ее начала и окончания, уже предполагает общий анализ, общественный подход. Это касается теперь не только медицинских сотрудников. Чем может помочь здесь Церковь? Как вернуть теплые руки в современную медицину?

Отец Артемий: Церковь может своим голосом свидетельствовать об этой проблеме. Но не только. У нас сейчас в Белорусской Православной Церкви есть достаточно много сообществ, которые предпринимают реальные шаги по исправлению этой ситуации, они поднимают в целом этот вопрос. В Гомеле, если Вы пройдете по городу, увидите билборты с социальной рекламой, которая направлена на сохранение жизни нерожденных детей. В Гомельской епархии действует передвижная выставка, которая так и называется «Спасай взятых на смерть». Проводя эту выставку, мы обращаем внимание на высказывания святых отцов III, IV, V века об этой проблеме, проблеме сохранения жизни и сопоставляем с заключениями современных медицинских сообществ о том, что такое жизнь. Если в недавнем прошлом голос Церкви модно было называть мракобесием, то сейчас оказывается, что этот голос Церкви из глубины веков подтверждается учеными и докторами наук эмбриологии и биологии. Это специалисты, в руках которых новейшие и совершеннейшие средства для изучения вопроса о начале человеческой жизни. Теперь не вызывает сомнений, что жизнь – это не только химический или биологический процесс, это еще и сочетание нравственных качеств и уникальных свойств человека.

Pro-life: Вы как пастырь имеете и другой взгляд на эту проблему, поскольку непосредственно общаетесь с людьми, которые имели такой печальный опыт в своей жизни. У нас в обществе сложилось представление, что аборт – это проблема женщины, и вся ответственность перекладывается на нее. Но осознают ли мужчины, что они тоже несут ответственность за то, что происходит?

Отец Артемий: Сейчас мы, наверное, еще не в то время живем, когда мужчины понимают эту ответственность. Скорее всего, это как раз те люди, которые являются провокаторами этого шага, потому что, исходя из общения, по крайней мере, со своими прихожанами, которые с этой проблемой столкнулись, это событие и эту тему всегда острее переживает женщина. И собственно она является  носительницей последствий, тех событий, через которые она проходит. А мужчина все еще ощущает себя сторонним наблюдателем: «Да, плохо, да, это нехорошо». Но он, во-первых, не переживает тех эмоций, которые переживает женщина, во-вторых он не научен как себя вести и принимать ответственность.

Сейчас даже начало семьи полагается в сомнении, я наблюдаю это по тем людям, которые приходят уже на венчание, т.е. это те люди, которые прошли через определенные жизненные барьеры, и все-таки пришли в храм, чтобы венчаться. Они проходят собеседование, и оказывается, что они испытывают друг друга.

Создание христианской семьи – это союз двух людей, каждый из которых посвящает себя другому. А здесь я вижу перед моими глазами людей, отношения которых строятся на принципе «я  испытываю тебя, подходишь ли ты мне». Это абсолютно другой посыл. Я часто спрашиваю у школьников: «Кто хочет иметь хорошего супруга или хорошую супругу?»  В ответ понимается лес рук. Задаю следующий вопрос: «Кто хочет стать хорошим супругом или хорошей супругой?» И тут наступает молчание, замешательство и руки никто практически не поднимает. Потому что понимают, что это то действие, которое от меня требует конкретных усилий, преодоления своих недостатков. А апостол Павел так и говорит: «Любовь не ищет своего», она не хочет иметь рядом хорошего супруга. Стань хорошим супругом или хорошей супругой для ближнего человека. А сейчас общество потеряло ценную мысль о семье, как месте, где мы себя кому-то посвящаем. Поэтому и мужчины, к большому сожалению, продолжают испытывать своих спутниц на прочность.

Статистическое управление по Гомельской области сообщило информацию за 2012 год, согласно которой на тысячу браков приходится семьсот разводов. Это, конечно же, нельзя воспринимать буквально: столько поженились и сразу же в течение года развелись. Но это набор событий, которые заставляют задуматься. Сейчас в брак вступают по своей воле, часто без благословения родителей. Количество разводов и количество детей в семьях диаметрально противоположны: разводы увеличиваются, число детей уменьшается.

Мужчины сейчас отстоят очень далеко от понимания этой проблемы.

Pro-life: Мужчины когда-нибудь к ней приблизятся? Что для этого нужно, чтобы они приблизились? Кто, где и когда им может рассказать, как должно быть?

Отец Артемий: Я думаю, что приблизимся. Островки безопасности уже есть, они маленькие, но они есть, к примеру, сегодняшняя конференция. Сегодня из зала конференции выйдут люди, которые обсудят эту тему на своих факультетах, рабочих местах со своими коллегами. Есть светские сообщества, которые делают серьезную работу, мы видим активность Церкви в просветительской работе с подростками, чтобы объяснять им ответственность за свои шаги по формированию семьи. Но для этого еще нужно воспитывать свою веру, нужно реанимировать себя как христианина. Нужно спокойно и последовательно восстановить свою традицию христианской нравственности, потому что без этой составляющей мы просто углубимся в теорию, которая не даст никакого результата на перспективу.

Pro-life: Отец Артемий, Движение Пролайф Беларусь помимо защиты жизни нерожденных детей развивает еще такое направление как Pro-women, в защиту женщин. Наши женщины с самого юного возраста оказываются в очень непростой ситуации – это очень часто и отсутствие позитивного семейного примера, семейного воспитания, это мощнейшее информационное воздействие со всех сторон, это формирование ложных стереотипов о себе, о своем здоровье, у многих это и негативный опыт аборта, его преодоление и, соответственно, раскаяние, с очень тяжелыми психологическими последствиями. Это и необходимость давать ответы самой себе на вопросы, какое место я занимаю, каково мое отношение к мужу, в чем моя ответственность за семью и нужно ли каким-то образом переформатировать ответственность в семье. Что Вы посоветуете женщинам, как плыть в этом море житейском?

Отец Артемий: Набраться терпения, во-первых, и не смущаться, если общество требует от нас быстрых, буквально реактивных шагов, которые смущают меня. Не нужно их делать быстро. Нужно набраться терпения, найти в себе силы, чтобы пройти через эту агрессию. Я приведу пример, я знаю молодую девушку, которая в силу того, что ее семья воцерковлена, сохраняла свое целомудрие до брака. И всякий раз, когда мы разговаривали, она плакала, рассказывая, что гинеколог смотрит на нее, как на человека вне общества, считая ее, едва ли не сумасшедшей. Врач угрожал всевозможными болезнями, запугивая и унижая: «Неужели ты себе не можешь кого-то найти?». Сейчас она в браке, счастлива, дай Бог, чтобы родились дети. Но тот путь, который она прошла, сопровождался настолько сильной агрессией, настолько сильным давлением, направленными на то, чтобы переломать, что тебе дорого. Но она прошла через него. Поэтому здесь терпение, терпение и терпение.

И нужно обращаться к своей вере, потому что это та сфера, которая дает нам возможность диалога с Богом. Это со-беседование, это не мой монолог, обращенный неизвестно куда и к кому. Когда мы обращаемся к Богу, Господь соучаствует в моей жизни, Он отвечает мне, Он помогает, Он просто даже решает проблему.

У нас знакомый сейчас вернулся с острова Корфу, там находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Он рассказал, как там строят свою жизнь. В беседе он обронил, что у него есть некоторая проблема. Ему ответили: «Какая проблема? Иди к Спиридону, расскажи, там все решится». И так там во всем: надо квартира – к Спиридону, надо что-то для ребенка – к Спиридону. И люди живут в таком состоянии, постоянной близости святого.

Нам надо научиться воспитать в себе это доверие к Богу, говорить с ним. Он тот, кто поможет нам быстрее, чем мы этого ждем. Поэтому, терпение и вера.

 Pro-life: Спасибо, отец Артемий.

С протоиереем Артемием Кривицким беседовала Татьяна Тарасевич

Рубрики: Церковь Метки: 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2017 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"