Священник Православной Церкви в Америке: все ли спасутся?

Когда веяния входят в моду, их настоящий характер никогда не признаётся. Те, кто находится под их влиянием и способствует их распространению, думают, что им встретилась «какая-то важная новая истина» или (в случае с православными христианами) «важная, но ранее забытая часть нашей традиции». Если бы настоящая природа таких веяний была признана, это только поубавило бы им привлекательности. Поэтому веяния не раскрывают себя.

Думаю, что последним из таких веяний является популярная сейчас идея «всеспасения» – веры в то, что каждый из нас в конце концов будет спасён. Доказательством этого может послужить тот факт, что это мнение поддерживает определённое число людей, которые почти не связаны друг с другом и которых ничего не объединяет, например, учёный Дэвид Бентли Харт (эссе «Бог, Творение и Зло» ), а также писатель Роб Белл (бестселлер «Любовь побеждает» ). Следует признать, что убеждение о том, что все в конце концов будут спасены, в том числе дьявол и бесы, время от времени становилось популярным в разные эпохи истории Христианства, но большинство христиан приняло решение на нём не останавливаться. Для таких людей, как православные христиане, которые верят, что Господь хранит Свою Церковь, и поэтому согласие между христианами играет важную роль, неопровержимый факт единодушия христиан по вопросу существования вечного ада определённо является важным.

Я полагаю, что одной из причин популярности веры во всеспасение является то, что наша западная культура потеряла понимание смысла греха. В древние времена все люди, вне зависимости от того, иудеи они, язычники или христиане, верили, что все они являются обвиняемыми на божественном суде. Поэтому, когда Христос упомянул в речи, что человеческая природа зла (греч. poneros, Мф. 7:11), никого это не смутило, ведь все знали, что это правда. Мы больше не верим в это, и поэтому, как гласят знаменитые слова Клайва Стейплза Льюиса, мы посадили Бога на скамью подсудимых, сделав себя Его судьями. Для такого образа мыслей само существование ада является проблемой, утверждением, которое требует подтверждения, если не пересмотра. Как следствие, многие люди, даже воцерковлённые, с радостью пересматривают эту часть нашей традиции, используя любое доступное им оправдание. Они призывают на помощь одно из немногих свидетельств Святых Отцов на эту тему, обращаясь к наследию святого Григория Нисского, а также к работам Исаака Сирина. Некоторые даже предлагают реабилитировать Оригена, несмотря на то, что его имя подверглось соборному осуждению в 11-м анафематизме VIII Вселенского собора и в 1-м правиле Трулльского собора.

Немало споров связано с наследием апостола Павла, которого представляют своеобразным сторонником идеи всеспасения среди апостолов. Как бы там ни было, Павел действительно учил, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22), а также что в конце времён «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Но беда, конечно, состоит в том, что апостол Павел также учил, что «неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9), и что в конце времён непокорные «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа» (2 Фес. 1:9). Богослов такой величины, как святой Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, сказал, что это не временное наказание, ведь «каким образом вечное может соделаться временным?» (Беседа 3 на 2-е послание к Фессалоникийцам). Поэтому может показаться, что Павел толкует этот вопрос двусмысленным образом.

Абсолютно недвусмысленным является учение Христа. Господь неоднократно говорил, обращая на это особое внимание, что в конце времён не все будут спасены, а наказания ада являются вечными. Он упоминал, что неправедные будут связаны по рукам и ногам и брошены во тьму внешнюю (Мф. 8:12, 22:13, 25:30), не указывая, что это наказание будет временным. В Своей притче о богаче и Лазаре Он открыто указал на то, что утверждена великая пропасть между раем и местом наказания, поэтому никто не может перейти от места наказания в рай (Лк. 16:26). Странно говорить такое, если на самом деле любой, находящийся в месте наказания, когда-нибудь на самом деле окажется в раю. Наконец, Он говорит об огне геенны как о вечном огне, а Свою притчу о Страшном суде он заканчивает словами «и пойдут сии [неправедные] в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Одно и то же слово «вечный» (греч. aionion) используется, чтобы описать и муку грешников, и жизнь спасённых, поэтому если жизнь спасённых является вечной, таким же должно быть и наказание грешников. Можно обсуждать значение посланий апостола Павла, но слова Христа бесспорны. Огонь геенны является реальным и вечным.

Что это означает для нас? Этот спор не является всего лишь абстрактной дискуссией между богословами, у которых, как кажется, слишком много свободного времени. У этого вопроса есть и моральное измерение, которое имеет первостепенную важность. Мы все без исключения являемся разделёнными людьми, падшими человеческими существами, которые склонны согрешить при первой возможности, существами, с которыми рядом дьявол, готовый поддержать нас в решении восстать против Царства Божия и Его праведности. Возможно, именно поэтому даже Ориген, который считал, что все будут спасены, советовал не говорить об этом публично, а негласно распространять это мнение среди духовно зрелых людей. Большинству из нас необходима вся возможная помощь в нашей борьбе против греха, и мы не можем позволить себе роскошь думать, даже если бы это было правдой, что наши грехи, наша непокорность и отрицание Бога в конечном счёте не будут иметь значение, поскольку все будут спасены. Без сомнения, именно поэтому Ориген считал, что его учение не следует активно распространять.

Думаю, настоящей правдой является то, что в конце концов спасены будут не все, а мнение о всеспасении является духовно опасным для некоторых людей, будучи при этом объективно ошибочным. Бог призывает нас ненавидеть грех и бороться с ним, причём не только по той причине, что он препятствует нашему окончательному попаданию в Царствие Небесное, но ещё и потому, что из-за него мы можем вообще там не оказаться. Не все будут спасены. Врата в жизнь тесны и узок путь, ведущий в неё, и немного тех, кто находит их (Мф. 7:14). Тем более нам следует каяться, ходить в истине и праведности, чтобы войти этими малыми и узкими вратами в жизнь.

Автор: священник  Лоуренс Фэрли

Перевод Надежды Филипчик

Источник: Sobor.by

Рубрики: Церковь
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2996 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"