Митрополит Филарет: «Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства»

21 июня 2013 года в Доме милосердия (приход храма-памятника в честь Всех святых, Минск) прошел круглый стол «Религия и смертная казнь», организованный Советом Европы в сотрудничестве с белорусским государством.

Республика Беларусь ― единственная страна в Европе и СНГ, где применяется смертная казнь. На референдуме 1996 года за ее сохранение выступили 80,44% граждан. В Конституции РБ (статья 24) указано: «Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда». В 2013 году было вынесено 3 смертных приговора.

В круглом столе приняли участие представители Православной и Римско-Католической Церквей, законодательной и судебной власти Республики Беларусь, делегаты Совета Европы, дипломаты, правозащитники.

Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет направил участникам круглого стола приветствие.

filaret-min-580x435

Приветствие митрополита Филарета участникам круглого стола «Религия и смертная казнь». Минск, 21 июня  2013 г.

Братья и сестры! Дамы и господа!

Досточтимые участники круглого стола!

Тема смертной казни в нашем обществе — одна из самых обсуждаемых. В сложившейся ситуации представителям Белорусской Православной Церкви часто приходится отвечать на вопросы о христианском отношении к этой мере наказания.

Актуальность этой проблемы для Церкви не связана только с необходимостью реагировать на обращения граждан. Применение или неприменение смертной казни — это действительно один из важных показателей того, насколько обществу привита христианская нравственность.

В Священном Писании нет однозначного, дословного требования отменить смертную казнь. Исторически как на Востоке, так и на Западе христианского мира светское правосудие оставляло за собой возможность лишать жизни наиболее опасных преступников. Однако Евангельская проповедь милосердия обусловила саму постановку вопроса об отмене смертной казни.

Белорусская Православная Церковь настойчиво обращала внимание общественности на проблему смертной казни еще в девяностых годах прошлого века. В 1996 году накануне всенародного референдума, на котором, среди прочего, обсуждался вопрос о смертной казни, мы призвали белорусский народ отказаться от такой меры наказания.

«Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства… Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку, — не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте… Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа». Такой была наша позиция в год референдума. На сегодня она осталась неизменной.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей».

Святейший Патриарх Кирилл и его предшественник Патриарх Алексий II в свое время высказывались в пользу отмены смертной казни.

Представители Белорусского Экзархата уже неоднократно принимали участие в обсуждении вопроса о возможности отмены смертной казни на различных конференциях и круглых столах, где последовательно придерживались позиции, направленной на формирование в обществе отрицательного отношения к этой мере наказания.

Вместе с тем иерархи и духовенство Белорусской Православной Церкви считают, что благородную идею сохранения человеческой жизни нельзя политизировать.

Сердечно благодарим организаторов круглого стола за приглашение к разговору на столь высоком и компетентном уровне. Надеемся, что дискуссия пройдет в доверительной обстановке и послужит во благо нашему обществу.

+ Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Пресс-служба Минской епархии

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Тезисы о смертной казни