«Приходи к нам, тётя кошка, нашу детку покачать»

img_6972Захарчук Марина

Танюшкой любовались все прихожане. Всегда улыбающаяся, в кружевах и бантах, с чёрными бусинками любопытных глазок, она казалась олицетворением детского счастья, Дюймовочкой из сказочного цветка, которой ещё не коснулись лапы уродливой жабы.

Дедушка приносил её на литургию ближе к концу и передавал бабушке, которая всегда была в храме с начала службы. Малышка причащалась почти каждое воскресенье и даже начинала уже потихоньку подпевать знакомым с пелёнок песнопениям.

Но вот девочка пошла в школу и стала появляться в храме всё реже. На вопросы бабушка отвечала неохотно: «Большая уже, исповедоваться надо, а мать не даёт будить рано». И всё же через год Танечка снова стала ходить с бабушкой в храм. В таких же нарядных платьицах и ярких платочках. Только чёрные глазки её отчего-то потускнели, в них появилась тревога, напряжение, ожидание. Случилось то, что в народе называют испугом. Только испугали девочку не собака или корова, а…собственные родители, причём из абсолютно благих побуждений. Папа поднапрягся, проработав лето на стройке, и купил компьютер – чтоб ребёнок развивался, смотрел фильмы на дисках, играл, развлекался, да и самим иногда отдохнуть не грех – эта модная игрушка есть сегодня у очень многих. Бабушка утирала слёзы: «Принесли беса в дом».

Не спешите упрекнуть меня в ханжестве. Я вовсе не считаю компьютер магическим злом, способным управлять человеком помимо его воли. Эта современная умная машина необходима сегодня во многих областях жизни (я и сама несколько лет назад отправила на пенсию добрую старушку – печатную машинку, водрузив на её место компьютер). Необходима так же, как нож на кухне или топор в деревенском дворе. Но если кто-то будет размахивать топором или ножом в приступе ярости, в пьяном угаре… Как говорится, собака бывает кусачей. Компьютер создавался для работы; мы же в большинстве своём покупаем его как дорогую игрушку, как визитную карточку дома. И что самое страшное – отдаём в бесконтрольное пользование детям. Школьные учителя хватаются за голову: дети на глазах, с каждым годом, становятся всё более неуправляемыми, непослушными, дерзкими;  их речь изобилует словами и оборотами, услышанными в западных (да уже и наших тоже) фильмах, их невозможно заставить читать (учителя идут на ухищрения: читают сами вслух на уроках, рекомендуют появившиеся в школьных библиотеках «все произведения школьной программы в кратком изложении», а как-то моя дочь искренне возмущалась тем, что их ряду достался больший по объёму «Севастопольский рассказ», чем остальным: оказывается, учитель разделил три части произведения Л.Н.Толстого на три ряда класса и спрашивал каждый ряд содержание только «его» части). А на уроках и переменах школьники меняются компьютерными дисками и горячо обсуждают новую компьютерную игру или очередной «ужастик» с такой заинтересованностью, с такими мельчайшими подробностями, что их памяти позавидует любой учитель. Но ведь внимание и память – тоже не безграничны, они, как любой живой орган, устают и начинают действовать избирательно – вот и выбирают то, что попроще, поярче, позабавнее. На Пушкина и Байрона, Ньютона и Менделеева сил – а очень скоро и желания – уже не остаётся.

Чем раньше отдаём мы своих детей во власть компьютера или телевизора, тем страшнее могут быть последствия. До наступления эры всеобщей теле-компьютеризации у многих поколений детей были добрые бабушки или внимательные, заботливые няни. Кто знает, был ли бы у нас без Арины Родионовны – Пушкин, а без глубоко нравственного и истинно православного старика Горкина – Иван Шмелёв? Сегодня наш народ беден не только писателями, но и просто честными, порядочными, добрыми людьми. Молодые семьи спешат отделиться от родителей, поскорее зажить своим умом; да и современные бабушки-дедушки не торопятся бросить работу ради внуков или просто хотят наконец-то отдохнуть, пожить для себя. У меня порой возникает крамольная мысль: а нужно ли нашей стране увеличение рождаемости, за которое ратуют правительственные программы?  И разве оттого не хотят «заводить» (словно речь о котёнке)  второго, третьего ребёнка современные семьи, что наше население в массе своей живёт небогато? Разве в семьях миллионеров и президентов детей больше? Разве их было мало в рабочих, крестьянских, дворянских, царских семьях в минувшие эпохи? Нет, не материальное положение регулирует рождаемость, а то, что в нас иссякает любовь, что уже исчезло христианское осознание семьи, когда жена Божиим благословением даётся мужу «в помощь и восприятие рода» (то есть для деторождения!) и спасается, входит в Царство Небесное, по слову апостола Павла, рождением и воспитанием(!) детей. Что вырастет (и уже выросло) из детей, воспитанных «умными машинами»?

На днях я ехала в троллейбусе, и вот на одной из остановок вошла совсем юная женщина с ребёнком месяцев шести. Сразу несколько человек уступили ей место, и когда молоденькая мать, смущаясь и отказываясь, наконец села, малышка стала вертеться и подпрыгивать на её коленях. Через минуту троллейбус огласил яростный вопль: «Сиди смирно! Что ты бесишься? Как же ты мне надоела!» Я не сразу поняла, что это очаровательная мать так воспитывает свою дочку-кроху. Хотя картина знакомая, не правда ли? Не так уж редко встречаются нам на улицах, в магазинах, в транспорте заплаканные, перепуганные дети с разъярёнными родителями. Можно уверенно предположить, что и дома у них вместо внимательной и доброй мамы или бабушки – коробка телевизора или компьютера, который не выключается сутками. Я в молодости со смехом, а позже – с ностальгией часто вспоминала, как однажды в детстве упросила сестру, бывшую  на 12 лет старше меня, взять меня в кино на взрослый фильм. Он был о любви, и пару раз, когда киногерои были готовы поцеловаться, сестра и её подруга, между которыми я сидела, дружно залепляли своими руками мои глаза. Что сегодня видят наши дети, устроившись рядом с родителями у экрана? Нам, взрослым, впору самим закрыть глаза. А ещё лучше – выключить или вовсе не включать подавляющее большинство телепередач. Что снится детям после просмотра блокбастеров или фильмов о современной «любви»? Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они не касались её! «Как несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями. Это то же самое для души, что чад для головы». Так предупреждал ещё в XIX веке святитель Феофан Затворник. А ещё пятнадцатью веками раньше Церковь закрепила своё отношение к «нечистым зрелищам», в какой бы форме они ни появлялись, в 100-м правиле Шестого Вселенского Собора: «Очи твои право да зрят. Больше всего хранимого  храни сердце твоё, потому что из него источник жизни (Притч.4, 23-25), — завещает Премудрость, — ибо все телесные чувства удобно вносят свои впечатления в души. Посему изображения на досках или на ином чем, соблазняющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем изображать каким бы то ни было способом. Аще кто сие творити дерзнет – да будет отлучен». А вот мнение покойного ныне первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Виталия: «Какая диавольская насмешка над нами, православными людьми! Зная, что мы никогда не посмеем принять участие в греховных сборищах, он так умело помрачил наш ум, что мы за свои же собственные деньги, тяжёлым трудом добытые нами, покупаем себе телевизор и сами вводим в наш дом растление…» «Ребёнку могут быть показаны, – продолжает митрополит Виталий, – только полезные редкие фильмы, но исключительно как награда за хорошее поведение. Очень полезно каждый фильм сопровождать своим объяснением, своими выводами, расширяя его диапазон примерами из истории, из хороших повестей нашей литературы, всегда в своём мировоззрении опираясь на святоотеческое древнее Православие».

Мы же сделали телевизор и компьютер бессменным и бесконтрольным воспитателем наших детей! Любой священник скажет, что к нему всё чаще приводят детей, испуганных телевизионно-компьютерными кошмарами. Вот и любимица прихожан Танюшка перестала спать ночами после того, как посмотрела вместе с родителями «ужастик» на компьютерном диске. Безобразные чудовища не только снятся ей по ночам, но и вылазят из ниоткуда белым днём, стоит девочке остаться одной. Её ровесник Андрейка тоже плохо спит, пугается резких звуков, часто раздражается, плачет без видимой причины. Его не отпускают одного гулять, опасаясь дурного влияния улицы. «Пусть лучше к нам приходят его друзья, они целыми днями мультики смотрят», – говорит бабушка. На вопрос, какие, – пожимает плечами: «Детские». После этих слов я вспомнила «Сказку о глупом мышонке» С.Маршака – там мама-мышка долго подбирала няню для сыночка, предоставляя выбор ему самому. Мышонок выбрал кошку… Конец закономерный: «Прибежала мышка-мать.., ищет глупого мышонка, а мышонка не видать».

Несколько лет назад сначала за рубежом, а затем и в России прокатилась волна протестов против детских мультсериалов «Покемоны» и «Телепузики». В некоторых странах Запада и в Японии на их создателей даже подавали в суд, так как врачами было доказано вредное влияние этих мультфильмов на физическое и психическое здоровье детей. Православная общественность России также поднялась на защиту детей от мультипликационной бесовщины. Но как быть, если тревоги верующих людей не разделяют родители? Сегодня уже почти никого не удивляют и не возмущают всё новые мультфильмы и фильмы с откровенно бесовскими сюжетами. «Шрек», «Гарри Потер», «Человек-Паук», «Корпорация монстров», «Маленькие ведьмы» заполонили детские комнаты, они уже не только на кассетах и дисках, они высовываются из детских колясок и кроваток, становятся любимыми игрушками, оскаливаются на футболочке малыша, которого несут к Причастию. Недавно в белгородских газетах были опубликованы итоги опроса среди школьников 8-12 лет. Половина мальчишек этого возраста хотят походить на Человека-Паука! А самые заветные желания детей – иметь компьютер, сотовый телефон, машину… И это в благополучной, по сравнению с другими регионами, области, где усилия гражданского и церковного руководства объединены в стремлении воспитывать детей на основах православных традиций и ценностей. Но без помощи родителей, семьи эти усилия сводятся на нет!

Я не верю родителям, которые жалуются на своих детей: «Управы на них нет!» Да, мы живём в жестоком мире и сегодня труднее воспитывать ребёнка, чем сто, двести лет назад. Но если мы уклоняемся от воспитания детей – их воспитает телевизор и компьютер. А ещё я знаю, что среди маленьких детей нет таких, которые добровольно променяли бы занятия с родителями на видеотехнику. Я тоже разрешаю своим детям посмотреть хороший фильм, поиграть в развивающую игру. Но стоит сказать: «Пойдём, почитаю (расскажу) что-нибудь», – малыш бросает всё и мчится к маме.

Отцы Церкви утверждают: когда мы читаем книгу, то входим в духовную связь с её автором и с теми, о ком рассказывают страницы книги. В ещё большей мере это происходит при просмотре видеопродукции. Каких же друзей выбираем мы для своих детей?

…Я впервые читала пятилетнему сыну И.С.Шмелёва. Думала: рановато, этот писатель – для детей постарше, слишком много старинных слов и понятий, непривычных языковых построений. Когда я закончила читать, мой малыш вдруг молча обнял и поцеловал меня.

Опубликовано в журнале «Живое слово»