Папа – ты лучший! Или воспитание мужчин

Екатерина Шевелева, семейный психолог

Белый лист с пожелтевшим краем:
На листочке – солнце и тучи.
Снизу дочка, когда-то играя,
Написала: «Папа, ты лучший!»
Время мчит – за вечером утро.
Забывать и терпеть нас учит.
Но замрёт на мгновение мудро
И прошепчет: «Папа, ты лучший!»
Домик кривенький, чёрной ручкой,
И фломастер уже истёрся,
Но смотрю я и – «Папа, ты лучший!» –
Снова слышится детский голос…
Исчезают из жизни строчки,
Матереют, черствеют души.
Только память рукою дочки
Пишет в сердце: «Папа, ты лучший!»

_IGP7231 (2)Первые три года жизни малыш больше нуждается в матери, таких близких и взаимопроникновенных отношений у человека никогда и ни с кем не будет. Мать – это источник жизни для младенца, она буквально напитывает его жизнью и силами. Если мы уберем из жизни ребенка трех первых лет жизни мать, то неизвестно, выживет ли ребенок только с отцом. Если убрать из взаимодействия отца, а ребенок останется только с матерью, он однозначно выживет.

Это никоим образом не отрицает влияния отца на личность и будущее ребенка, просто это другие отношения. Во время беременности и первых ранних лет жизни роль отца заключается в том, чтобы создать своей женщине надежный тыл. Понятно, что это время смещения акцентов матери на ребенка, поскольку без нее малыш нежизнеспособен. В этот период мать становится более уязвимой, менее самостоятельной, независимой, не может решать какие-то внешние вопросы и проблемы. В норме это должен делать муж. Когда женщина уверена, что она защищена мужем, когда она не тревожится по поводу того, будет ли крыша над головой, не будут ли они с малышом голодать, придет ли муж или нет, и т.д., тогда она может полностью посвятить себя уходу за малышом и быть спокойной. Что в свою очередь отражается на состоянии ребенка. Другими словами, способность мамы дарить спокойствие и позитивные эмоции ребенку зависит от того, насколько она чувствует себя защищенной мужем. Сама мать, а тем более, ребенок могут не осознавать значения этой мужской опоры, но когда она есть, в семье царит спокойствие и гармония.

Сегодня отцы стали больше привлекаться к уходу за малышами до трех лет, и от этого выигрывают все. Супруги становятся, действительно, су-пругами, в переводе со старославянского, волами, тянущими один воз (супрягу) в нужную сторону. Т.е. соратниками, людьми, которые имеют теперь больше общего, которые лучше понимают друг друга, которые имеют, что обсудить. Муж, не помогающий жене взращивать малыша, часто не понимает нагрузки, которая ложится на плечи женщины. Такие мужья говорят: «Я целый день работал, прихожу, у вас тут беспорядок и ужин еще не готов. Чем ты занималась целый день??»

Далее, выигрывает ребенок, который узнает отцовское внимание с первых дней жизни и налаживает свои, неповторимые отношения с ним. И, конечно, отец, который не выброшен за борт семейной лодки в связи с рождением младенца, тоже чувствует себя нужным и важным.

Самые лучшие папы получаются из мужчин, которые, во-первых, знают, что такое – маленькие дети, т.е. имеют опыт общения с младшими братьями – сестрами, племянниками. Во-вторых, которые имеют теплые и светлые воспоминания о своем детстве, о взаимодействии с мамой. Мама, первые годы пестующая сынулю, дает ему понятия о любви, мягкости, нежности, ласке, сострадании. Те качества, которые уравновесят его природную агрессию, резкость, жесткость. На Кавказе, когда из мальчика собирались воспитать будущего боевика, матери запрещалось после родов брать своего сына на руки и кормить его грудью. Вот так младенцы становились обделенными в безусловной любви матери и росли без чувств, односторонне оттачивая только мужские агрессивные качества. И история показала нам не раз, как беспощадно относились такие люди к женщинам, детям, старикам. Мужчины, которые испытали в детстве женскую любовь и принятие, вырастают благородными. Если они идут воевать, то они знают, за что и за кого воюют – за матерей, жен, сестер, дочерей – за женский мир и женскую любовь, которая дала им жизнь и светлые мгновения детства. Поэтому если мы хотим, чтобы из нашего мальчика вырос добрый отец и великодушный мужчина, в детстве надо его лелеять и обнимать, не слушая глупых предрассудков: «Не бери так часто на руки, вырастет разбалованным и «маменькиным сыночком». Баловать, действительно, не надо. Но ласка и тактильный контакт для младенца – это не баловство, а условие для полноценного психического здоровья. Дети, которые в нужной мере не получают маминого тепла в ранние годы, как раз и вырастают вечно недовольными подростками, несильными и несамостоятельными.

В дошкольном возрасте сыновья становятся самостоятельнее и чуть-чуть отходят от мамы. Но влияние ее остается очень серьезным. Дошкольные годы – это время знакомства с большим миром и с людьми. Мальчик смотрит на маму и замечает, что она отличается от него и от папы. Он начинает изучать ее уже, как человека другого пола и утверждается в мысли, что лучше женщины нет в мире, поэтому, когда он вырастет, он возьмет себе в жены маму.

Чтобы проверить, правильно ли идет ваше воспитание сына, можно обратить внимание на то, становится ли ваш мальчик с каждым годом самостоятельнее и сильнее, двигается ли он без страха во внешний мир. Отцовская роль здесь очень важна. Во-первых, отношения с отцом у детей всегда более дистанцированные, нежели чем с мамой, поэтому отец всегда объективнее и лучше видит происходящее. Он может помочь маме не «залипать» на сыне, которому надо учиться быть сильным, не опекать его сверх меры, не делать его подсознательно слабее (еще успеет в своей жизни натрудиться, застелю-ка я за ним кровать и т.д.). Он уравновешивает опекающее отношение жены, добавляя в воспитание сына активных, шумных игр, где-то рискованных занятий, здравой оценки без унижения, обучения различным видам деятельности.

Школьный возраст – начало активной половой самоидентификации. Другими словами, мальчик, поступая в школу, уже хочет быть мужчиной, войти в мужской мир, овладеть мужским поведением. И папа как раз является для него проводником в этот мир. Одним своим присутствием отец показывает сыну, как говорит мужчина, как держит свое слово, как добивается, как ведет себя, как относится к людям и т.д. Мальчик хочет быть похожим на отца в этом возрасте, если между ними нет скрытого конфликта. А в чем может заключаться последний? Скорее всего, в неуважительном, небрежном отношении отца к матери, которое мальчик улавливает очень рано, еще в дошкольные годы, когда для него нет прекраснее женщины, чем мама. Унижая мать, отец наносит большую душевную рану сыну, которая может поставить мальчика на путь противоборства с отцом в более взрослые годы.

Поступая в школу, где преобладает женское воспитание, мальчишки испытывают на себе большее давление, чем девочки. Женщины – учителя пытаются подогнать мальчиков под женское поведение, всячески «пригладить» и придавить их энергию и агрессию. Поэтому раньше в России мальчиков воспитывали мужчины, которые и понимали особенности мужской натуры, и могли сдержать сильные порывы, которые не под силу женщинам.

Подростку нужно много внимания и контроля со стороны отца. Потому что рвущаяся в мир взрослеющая натура мальчика – подростка часто просто неподвластна воздействию матери. А вот отец, даже с теоретическим намеком на авторитет и физическую силу, может удержать в узде отрока.

Что дает детям отец? Отец передает детям чувство защищенности, уверенности в себе. Физическое и трудовое развитие находятся в ведомстве отца. За интеллектуальное развитие тоже отвечает отец. Он отвечает за социализацию ребенка, учит нормам поведения, направляет в большой мир, т.к. является его представителем. Мать – это представитель малого мира семьи. Когда ребенок устремлен в мир, он смотрит на отца и слушает его оценку. Мать примет всегда, а отец более объективен и одобрит ребенка, когда тот по-настоящему этого заслуживает.

Широкомасштабное исследование влияния полной семьи и присутствия отца на личность и жизнь ребенка показало, что дети, растущие в полных семьях и испытывавшие на себе внимание отца:

  • Меньше подвержены развитию зависимостей (алкогольной, наркомания, игромания);
  • Более физически здоровы;
  • в 2 раза меньше подвержены девиантному (криминальному) поведению;
  • склонны довести до конца среднее либо высшее образование, по сравнению с детьми из неполных семей;
  • В 6 раз реже встречается подростковая беременность;
  • Профессионально более успешны;
  • Снижается уровень суицидального поведения.

Отец – образец социального поведения детей и он контролирует, регулирует выполнение норм.

Сегодня отцовского влияния мало. Воспитанием занимаются матери. На распределение усилий внутри семей, на ослабление мужского участия в семье влияет, помимо прочих, глобальное отношение к мужчине. Повсеместно наблюдается изначальное отсутствие уважения к мужчине. Не признается за ним права на свои, отличные от женщин, чувства, отношения, мысли, выражение себя по-другому. Есть непонимание сути и природы мужчины как такового. А уважение к себе мужчина ставит во главу угла. Если женщина демонстрирует свое превосходство, навязывает мужчине ощущение неудачника, то это разрушительно действует на супружеские отношения. Мужчина может самоустраниться из воспитания, если не из семьи вообще.

Если есть понимание предназначения мужчины, то это может добавить уважения.

Мужчина дарит женщине счастье родить детей, ради которых она вскоре забывает заботиться о том, без кого не состоялось бы это чудо… Мужчина является посредником между Богом и человеком, и из его рук мы принимаем Крещение и Причастие.

Вспомним, что в крайних, критических жизненных ситуациях, таких, как война, женщины отдают много своих сил и нервов, а мужчина – жизнь! Именно он встает с оружием в руках за свою семью, свою страну. Повседневность показывает, что женщина вкладывает больше трудов в семью, в ребенка, в работу. Но когда происходят грандиозные, выходящие за рамки обычной жизни события, настает час мужчин. Они борются за мир. Они погибают, чтобы спасти других людей.

И в следующий раз, когда захочется одернуть мужа и «поставить его на место», вспомним, что он грудью станет, чтобы наладить опять ту бесконфликтную, мирную жизнь, в которой мы, женщины, чувствуем сегодня себя хозяйками…